Физическое воспитание
Воспитание выносливости
Показатели выносливости (особенно статической и скоростной) у детей младшего школьного возраста незначительны. Например, мощность работы, которая может быть сохранена в течение 9 мин., у детей 9 лет составляет только 40% мощности, сохраняемой взрослыми на протяжении такого же времени (Н. Н. Яковлев). Однако уже к 10-летнему возрасту дети становятся способными без выраженных признаков снижения работоспособности неоднократно повторять скоростные действия (например, ускоренный бег 30 м с короткими промежутками для отдыха) или малоинтенсивную работу (медленный, сравнительно продолжительный бег).
Развитие выносливости, как и других физических способностей, на различных этапах возрастного созревания организма происходит неравномерно (табл. 11 и 12).
Как видно из таблиц, первое значительное увеличение продолжительности бега с указанной интенсивностью наблюдается у девочек в 9 лет, у мальчиков — в 10 лет; затем в 12 и соответственно 13 лет; у юношей в 16 лет этот показатель выносливости возрастает наиболее существенно, у девушек после 14 лет продолжительность бега с каждым годом сокращается, если не проводится направленной тренировки.
Вопреки распространенной прежде точке зрения, современные исследования (А. Н. Макаров с сотр . и др.) и практика детского спорта убеждают, что уже в младшем школьном возрасте следует
направленно воздействовать на развитие выносливости разного типа, в первую очередь выносливости в работе умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей особых требований к ана-эробно-гликолитическим возможностям организма.
Воспитанию выносливости необходимо уделять достаточное место во всех формах работы по физическому воспитанию с детьми — в общей физической подготовке по школьной программе, во внешкольных занятиях и особенно в спортивной тренировке юных спортсменов.
Естественно, что, решая задачу воспитания выносливости в школьные годы, нужно тщательно учитывать большие возрастные различия в приспособительных реакциях организма к повышенным физическим нагрузкам. В экспериментах на животных показано (К. П. Рябов и др.), что продолжительные нагрузки могут вызвать замедление прибавки в весе растущего организма, подавлять функции желез внутренней секреции, обусловливать ряд патологических процессов. Нагрузки, направленные преимущественно на развитие выносливости, допустимы лишь при систематическом квалифицированном врачебном и педагогическом контроле.
При воспитании выносливости у младших школьников чаще всего пользуются подвижными играми, включающими кратковременно-интенсивные повторяющиеся двигательные действия с сюжетными паузами («Два мороза», «Волк во рву» и т. п.), а затем и играми с повышенной моторной плотностью («Не давай мяча водящему», «Мяч капитану» и т. д.). При достаточно умелом регулировании режима двигательной активности занимающихся игры, особенно спортивные, могут существенно содействовать развитию выносливости разного типа, в том числе и выносливости в непрерывной работе циклического характера. Этот эффект наиболее значительно проявляется на первых этапах физического воспитания. Однако игровая деятельность не позволяет достаточно направленно и строго дознрованно воздействовать на отдельные факторы, определяющие различные виды выносливости. Отсюда понятно стремление использовать уже на первых этапах воспитания выносливости ряд таких средств и методов, которые дают возможность оказывать точно дозированные воздействия (бег на различные дистанции, бег на лыжах и другие упражнения циклического характера, а также серийно выполняемые гимнастические и другие общеподготовительные упражнения, организованные в форме «круговой тренировки»),
Согласно исследовательским данным (А. Н. Макаров с сотр .), воспитание выносливости в беге у школьников 11 —12 лет целесоо б - , разно начинать с кроссовой подготовки и равномерного пробегания со скоростью 2—3 м/сек 200—400-метровых отрезков дистанции повторно в чередовании с ускоренной ходьбой (30—50 м в темпе 150 шагов в минуту). Как правило, в результате регулярных занятии такими упражнениями за 1—2 месяца удается существенно увеличить продолжительность пробегаемых дистанций. После этого вводится дополнительно переменный бег, который дозируете, по схеме: 200—400 м со, скоростью 2—3,5 м/сек и 30—50 м ускоренного бега (4—4,5 м/сек). При систематической тренировке общий километраж, преодолеваемый в таких упражнениях, может достигать в отдельных занятиях 2—3 км, а длина кроссовой дистанции — 10 км (у мальчиков 11 —12 лет).
По мере возрастного созревания организма для воспитания выносливости используется все более широкий комплекс упражнений— ци клических (бег на различные дистанции, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, гребля и т. д.), ациклических и смешанных. Причем основной организационно-методической формой использования ациклических и смешанных упражнений в этих целях является круговая тренировка по методу длительной непрерывной и интенсивной работы.
В процессе воспитания выносливости у детей чрезвычайно важно создать оптимальные условия для функционирования систем кислородного обеспечения организма. С этой целью в единстве с основными упражнениями «на выносливость» применяют специальные дыхательные упражнения, стремятся проводить занятия в атмосфере, богатой кислородом (на открытой площадке, в парке, в зале с мощной вентиляцией и т. п.).
Одна из определяющих черт методики воспитания выносливости в школьный период — постепенный переход от воздействий, направленных преимущественно на увеличение аэробных возможностей организма (в плане воспитания так называемой общей выносливости), к воспитанию специальной выносливости в упражнениях различного характера, в том числе субмаксимальной и максимальной мощности. Воспитание выносливости у юных спортсменов осуществляется при этом, естественно, в зависимости от специфики спортивной специализации.
Учитывая особенности возрастной динамики выносливости у девушек, отмеченные выше (падение ее показателей после 14 лет), для них предусматривают менее значительные нагрузки «на выносливость», чем у юношей (например, если начальный норматив ГТО в кроссовом беге для мальчиков и девочек 10—11 лет почти одинаков, а в плавании вообще не различается, то для девушек 16—18 лет устанавливается не только в 2 раза меньшая , чем у юношей, кроссовая дистанция, но и меньшая скорость ее преодоления — 0,5 и 1 км со скоростью около 4,2 и 4,8 м/сек соответственно). Вместе с тем и для девушек необходимо предусматривать такую систему упражнений, которая исключила бы у них регресс выносливости в старшем школьном возрасте.