Физическое воспитание
Задачи по урокам
I урок.
1) повторение пройденного в IV классе (для восстановления умений):
а) перекаты назад и вперед из упора присев;
б) стойка на лопатках из положения лежа;
2) разучивание стойки на лопатках из седа перекатом назад
II урок. Разучивание основного механизма движения с акцентом на умение сохранить равновесие при переходе от переката к стойке
урок. Разучивание стойки после переката в целом
урок. Закрепление и совершенствование техники
V урок. Проверка умения выполнять перекат назад в стойку на лопатках
Основные упражнения
перекаты назад и вперед,
стойка на лопатках из положения лежа,
стойка на лопатках из седа перекатом назад в стойке на лопатках сгибание ног вперед и выпрямление их,
перекат назад в стойку с согнутыми ногами, то же с последующим выпрямлением ног перекат назад в стойку на лопатках «в группировке» с последующим выпрямлением ног, перекатом назад стойка на лопатках (в темпе)
Перекатом назад стойка на лопатках. Контрольное упражнение: из упора присев перекатом назад стойка на лопатках (на оценку) Задачи воспитания физических качеств обычно изменяются от урока к уроку не так динамично, как задачи обучения. Воспитание физических каче ств тр ебует длительного времени и, как правило, большой частоты занятий (например, при воспитании гибкости), поэтому целесообразно помимо работы на уроках планировать задания на дом.
При распределении материала по урокам важно иметь в виду, что в соответствии с закономерностями обучения двигательным действиям на этапе начального разучивания нецелесообразно делать большие перерывы между уроками. Следует использовать положительную взаимосвязь упражнений из различных разделов программы и, наоборот, избегать интерферирующих движений в одном уроке, особенно при разучивании (например, прыжок в высоту и прыжок в длину, кувырок назад и стойка на лопатках после переката назад), а также перегрузки урока новым материалом.
Урок в школе должен оказывать разностороннее воздействие на организм занимающихся . Поэтому нежелательно включать в урок однотипные по своему влиянию упражнения.
При планировании необходимо учитывать возможные способы организации работы учащихся на уроке, поскольку в определенной мере каждый из способов предъявляет свои требования к подбору материала.
План-конспект урока разрабатывается на основе рабочего плана на данную четверть. План-конспект урока может быть одинаковым для параллели классов.
Подготовку конспекта начинают с уточнения задач очередного урока. При этом принимают во внимание результаты предыдущего урока, наличие и исправность необходимого инвентаря и оборудования, особенности условий, в том числе метеорологических.
Поскольку главные задачи решаются, как правило, в основной части урока, то вначале разрабатывается содержание и порядок проведения этой части. При комплексном содержании урока важно, опираясь на знание закономерностей построения урока, определить прежде всего рациональную последовательность решения ее различных задач. Далее подбираются нужные для решения каждой задачи упражнения, в том числе «разминочные», подготовительные, подводящие, намечается последовательность их проведения и оптимальная дозировка, продумываются организационные формы проведения основной части урока, определяется общее ее время и время, необходимое для решения каждой задачи.
В зависимости от содержания основной части урока, ее продолжительности и характера нагрузки оставшееся время урока распределяется между подготовительной и заключительной частями, соответственно намечается содержани е- и методика их проведения.
Составлять план-конспект урока можно по следующей форме:
В первую графу записывают все упражнения (кратко, с соблюдением общепринятой терминологии, с использованием чертежей и рисунков) в порядке их проведения (по частям урока), сообщаемые ученикам теоретические сведения, все виды учебной работы. Содержание урока для мальчиков и девочек (если оно различно) записывается раздельно. Во второй графе отмечают время, отведенное на части урока, на каждый вид упражнений, и дозировку каждого упражнения (число повторений, время, метраж, ориентировочные показатели пульса). Очень важно подробно заполнять третью графу, особенно начинающему педагогу. Здесь фиксируются замечания по организации и методике проведения урока (например, методические приемы проведения отдельных упражнений, способы размещения учащихся для выполнения тех или иных упражнений, порядок расстановки снарядов, организация страховки, способы подготовки и уборки инвентаря и оборудования).
Нередко параллельные классы значительно отличаются друг от друга по уровню физической подготовленности, организованности и другим признакам, что заставляет учителя вносить определенные изменения в содержание и методику урока. Эти изменения также должны отмечаться в третьей графе конспекта.
После урока учитель записывает краткие замечания по уроку (все ли пройдено, как усвоен материал, удачны ли примененные методы и т. д.). Эти записи используются при подготовке к очередному уроку. Кроме того, они позволяют накапливать фактический материал, обобщение и анализ которого помогают совершенствовать учебно-воспитательную работу.
Учет успеваемости учащихся на уроках физической культуры — одно из решающих условий эффективности процесса физического воспитания. Успеваемость определяется на основе оценки степени овладения двигательными навыками и специальными знаниями, а также на основе учета выполнения учебных норм в объеме требований школьной программы.
Основной задачей предварительного учета является проверка готовности учащихся к освоению очередных разделов программного материала. Это позволяет правильнее планировать ход учебно-воспитательной работы. Предварительный учет имеет существенное воспитательное значение: сравнение начальных результатов с итогами наглядно показывает учащимся, какое значение имеют систематические занятия физическими упражнениями для роста физической подготовленности.
Текущий учет служит основной формой проверки успеваемости. С его помощью учитель контролирует ход освоения учащимися программного материала, степень их физической подготовленности. По данным текущего учета он вносит необходимые коррективы в рабочие планы и таким образом совершенствует учебно-воспитательную работу. Текущий учет, как и предварительный, имеет большое воспитательное значение: он побуждает учащихся старательно и активно заниматься на каждом уроке, аккуратно выполнять задания на дом. Воспитательная ценность текущего учета успеваемости повышается, если его проводят систематически, на каждом уроке.
В процессе текущего учета оценки выставляют за выполнение отдельных упражнений или заданий на уроке, заданий на дом, за устные ответы на вопросы учителя, а также за выполнение контрольных упражнений и нормативов.
Контрольные упражнения и учебные нормативы выполняются на оценку, как правило, всем классом на одном уроке. Учитель проверяет каждого учащегося поочередно. Прием учебных норм, особенно в старших классах, целесообразно проводить в соревновательной форме, с соблюдением правил соответствующего вида спорта. Теоретические знания оцениваются в процессе опроса;
На оценку за нормативы не должны влиять посещаемость учащимися уроков, поведение и предыдущая оценка. При оценке контрольных упражнений и приеме нормативов необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся (рост, вес, медицинская группа и т. п.) и создавать по возможности оптимальные условия для каждого из них. Целесообразно предоставлять учащимся не менее двух попыток (если, разумеется, ученик не получил за первую попытку «5»); доводить до сведения учащихся требования к выполнению упражнений на «5», «4», «3»; сообщать оценку сразу же после выполнения упражнения. Учитывая, что во время контрольных уроков продолжается процесс обучения и что дети на таких уроках особенно внимательны и активны, следует объяснять почему поставлена та или иная оценка, указать на допущенные ошибки.
Оценивая качество выполнения упражнения, необходимо сравнивать его с «образцом» — доступной для данного класса техникой упражнения. При этом можно руководствоваться, например, следующими критериями:
«5» — упражнение выполнено правильно; проделано легко, свободно, уверенно, точно, в нужном ритме;
«4» — упражнение выполнено правильно; проделано легко, свободно, но при этом допущены незначительные ошибки (не более двух);
«3» — упражнение выполнено в основном правильно, но с одной значительной или тремя незначительными ошибками;
«2» — упражнение выполнено неправильно, неуверенно, нечетко, с нарушением схемы движений, с двумя-тремя значительными ошибками;
«I» — упражнение не выполнено.
К значительным относятся ошибки, которые вызывают нарушение основной структуры движений, к незначительным — ошибки, вызывающие небольшие отклонения от правильного выполнения упражнения.;
Итоговый учет включает оценку за каждую четверть или каждое полугодие и общую оценку за год. Четвертные,и ли полугодовые оценки выводятся на основании оценок текущего учета успеваемости. Однако не все текущие оценки равноценны. В большей мере принимаются во внимание оценки, выставленные в конце, а не по ходу обучения тому или иному двигательному действию. При этом по умениям и навыкам, входящим в комплекс ГТО, оценка «5» ставится при условии, если учащийся технически правильно выполнит движения и покажет результат на уровне требований соответствующей ступени ГТО (стр. 143). Общая оценка за год выставляется на основании четвертных оценок.
Основным документом учета учебной работы в школе является классный журнал. В нем отмечаются посещаемость, успеваемость учащихся, пройденный материал. На специальной странице делаются записи о сдаче норм комплекса ГТО. Учитель может вести дополнительно к классному журналу дневники или специальные карточки, где записываются данные о физическом развитии и физической подготовленности учащихся и другие наблюдения за ними.