Физическое воспитание
Физическое воспитание учащихся
Физическое воспитание учащихся должно находиться на должном уровне. В нынешнее время состояние физического и психического, а также нравственного здоровья учеников вызывает большие опасения у специалистов воспитания. У детей отмечается активный рост хронических болезней, первоочередно сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Наблюдается рост количества детей имеющих дефицитом массы тела и существенные отклонения в психике. Лабораторией физического воспитания учащихся осуществлено выборочное исследование психофизиологических, а также педагогических показателей, охарактеризовавших уровень физического воспитания учеников 1-4-го классов. В ходе исследования выявлены весьма тревожные тенденции.
Высокое физическое развитие и хорошее физическое воспитание учащихся имеют лишь 9% школьников младшего возраста, среднее - приблизительно 57% и очень низкое - примерно 34%. Распределение по группам здоровья: примерно 21% относятся к первой группе, 57% - второй и примерно 22% - к третей. Ученики 1-4-го классов не способны освоить упражнения в метаниях (около 24%), прыжках в длину и высоту с разбега (следовательно 18 и 26%), кувырок вперед (примерно31%), лазанье по канату (около16%) и базисные плавательные движения (примерно30%). Минимальным уровнем знаний обладают только примерно 11% школьников младшего возраста. Настораживает структура мотивов поведения школьников. На первом месте физическое воспитание учащихся отмечает мотив доминирования, за ним следуют соперничество и двигательная активность. Мотивы общения, самосовершенствования и привычки к данным занятиям находятся на самом последнем месте. Это говорит о высокой агрессивности учеников этой возрастной группы, отсутствие желания контактировать с окружающими и работать над совершенствованием собственных показателей. Физическое воспитание учащихся отмечает тот факт, что выявленные негативные тенденции фактически не претерпевают перемен, что говорит о несовершенстве учебно-педагогического процесса в сфере физического воспитания.
При разработке структуры физической культуры учеников базисным методологическим подходом физическое воспитание учащихся выдвигает ориентацию на персональные особенности учащихся и их учет в учебно-воспитательном процессе. Базой для разработки структуры послужили концепции физического воспитания учащихся и оздоровления учащихся, модель личной физической культуры учеников и концепции формирования личности учеников в процессе духовно-физического воспитания.
Структура личной физической культуры учеников содержит в себе шесть блоков, обладающих воспитательной, оздоровительной, развивающей, образовательной, рекреационной и гигиенической направленностью. Деление на данные блоки в некоторой степени условно, но значительно облегчает планирование учебно-воспитательного процесса и разрешает результативно решать главные задачи физического воспитания учеников.
Средствами личной физической культуры в каждом из блоков выступает следующие:
Физическое воспитание учащихся: концентрация внимания, межличностное общение, формирование черт характера, управление эмоциональным состоянием и нравственное поведение.
Оздоровительная деятельность, которую имеет физическое воспитание учащихся: элементарные навыки осуществления упражнений с целью укрепления дыхательной системы, профилактики расстройств зрения и осанки, навыки осуществления самомассажа активных точек.
Развивающая деятельность, которую включает физическое воспитание учащихся: тренировка базисных двигательных качеств (ловкости, силы, быстроты, скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости).
Образовательная деятельность, которую несет физическое воспитание учащихся: знания о предназначении физической культуры для здоровья учеников; знания о методике развития базисных двигательных качеств; самостоятельное составление комплексов занятий, различных тренировочных занятий развивающих базисные двигательные качества, самостоятельное осуществление подготовительных упражнений перед занятиями.