Физическое воспитание
Средства физического воспитания
Средства физического воспитания многообразны.Соблюдение общего режима дня, двигательной активности, режима сна и питания, а также личная и общественная гигиена (чистота воздуха, мест занятий, тела) – все это относится к гигиеническим факторам, которые содействуют укреплению здоровья человека, повышают развитие адаптивных свойств организма. При несоблюдении гигиенических требований (средства физического воспитания) происходит снижение положительного эффекта от занятий физическими упражнениями. Надо сказать, цель гигиены физического воспитания и спорта – это профилактика разного рода заболеваний, так или иначе связанных с воздействием факторов физкультуры и спорта у лиц, выполняющих физические упражнения, повышение оздоровительной эффективности этих упражнений, организации и дальнейшего содержания занятий физкультурой и спортом.
Предметом гигиены физического воспитания и спорта как науки можно назвать изучения самого процесса взаимодействия человеческого организма с разными факторами физкультуры и спорта. Физические упражнение – это двигательные действия, направленные непосредственно на реализацию задач, касающихся физического воспитания. Эти средства физического воспитания были сформированы и в дальнейшем организованы по его законам. Слово физическое в данном случае отражает характер совершаемой работы. Внешне эта работа проявляется в виде перемещения человеческого тела и его частей, как в пространстве, так и во времени. А вот слово упражнение означает направленную повторность действия, цель которого заключается в воздействии на психические и физические свойства человека, а также совершенствование способа выполнения данного действия. С одной стороны, физические упражнения можно рассматривать как конкретное двигательное действие, а с другой – в качестве процесса многократного его повторения. Эффект от занятия физическими упражнениями определяется, прежде всего, их содержанием. А само содержание представляет собой не иначе, как совокупность всех биохимических, психологических и физиологических процессов, которые происходят в человеческом организме при их выполнении. Стоит отметить, что содержание физических упражнений обуславливается именно их оздоровительным значением, влиянием на личность, образовательной ролью. В чем заключается оздоровительное значение? Дело в том, что при выполнении физических упражнений происходят функциональные и приспособительные морфологические перестройки в организме. Все это позволяет улучшать показатели здоровья. В системе физического воспитания игра, спорт, гимнастика и туризм (средства физического воспитания) дают возможность:
-Обеспечивать всестороннее физическое воспитание
-Удовлетворить все запросы и интересы индивидуального характера в сфере физического воспитания
-Охватить физкультурными занятиями людей на протяжении практически всей их жизни, начиная от элементарных подвижных игр для детей и заканчивая упражнениями из лечебной физкультуры для людей пожилого возраста.
На людей, занимающихся физическими упражнениями, существенное влияние оказывают и оздоровительные силы природы (тоже средства физического воспитания). К примеру, изменения метеорологических условий (изменение атмосферного давления на высоте или на уровне моря, ионизация и движение воздуха) могут вызвать определенные биохимические изменения в человеческом организме, которые в итоге приводят изменению работоспособности и состояния его здоровья. Естественные силы природы в процессе физвоспитания используют по двум направлениям:
1)В качестве сопутствующих факторов, которые создают наиболее благоприятные условия для осуществления процесса физического воспитания. Они призваны дополнять собой эффект воздействия от выполняемых физических упражнений. Повысить работоспособность организма, а также замедлить процесс утомления позволяют занятия в лесу или на берегу водоема. Они же способствуют активизации биологических процессов.
2)В качестве относительно самостоятельных средств, предназначенных для оздоровления и закаливания организма. К ним можно отнести водные процедуры, воздушные и солнечные ванны.
При оптимальном воздействии эти средства физического воспитания способны стать некой формой активного отдыха, заметно повысить эффект восстановления. Одним из основных требований, предъявляемых к использованию так называемых оздоровительных сил природы, считается комплексное и системное их применение в сочетании с различными физическими упражнениями.