Методика физического воспитания
Этап углубленного совершенствования
Возрастные границы этого этапа в большинстве случаев находятся приблизительно в пределах от 17—20 до 35—40 лет (исключая случаи, когда допускается ранняя спортивная специализация). Это время наиболее активных занятий спортом, время расцвета спортивных способностей и овладения высотами спортивного мастерства.
Все специфические закономерности спортивной тренировки на этом этапе ярко выражены. Тренировочный процесс приобретает ярко выраженные черты углубленной специализации. Удельный вес специальной физической, технической, тактической и психической подготовки существенно возрастает, причем не столько за счет общей физической подготовки, сколько благодаря увеличению времени на специальную подготовку. Суммарный объем и интенсивность тренировочных нагрузок, возрастая большими, чем прежде, темпами, достигают на этом этапе (часто в первой его половине) индивидуального максимума. Существенно расширяется соревновательная практика и усиливается ее влияние на структуру и содержание тренировки.
Система тренировки и соревнований на этапе углубленного совершенствования особенно заметно дифференцируется в зависимости от того, попадает ли спортсмен в сферу большого спорта (спорта высших достижений). Субъективная установка и в том случае, когда он не попадает в большой спорт, может сохранять направленность к индивидуальному максимуму, но она реализуется лишь в той мере, в какой это позволяют фактически складывающиеся условия спортивного совершенствования. Если спортивная деятельность организуется в соответствии с объективно необходимыми условиями достижения абсолютно высоких результатов, то она, поглощая все больше времени, перерастает в одну из основных сфер жизнедеятельности спортсмена и оказывает доминирующее влияние на общий режим его жизни. Естественно, что такой путь выбирают лишь те, кто имеет выдающиеся спортивные способности.
В пределах рассматриваемого этапа можно выделить две стадии. Первая стадия завершается вместе с так называемым возрастом высших достижений, т. е. возрастным периодом, наиболее благоприятным для достижений в избранном виде спорта. Как показывает обработка данных о возрасте чемпионов и призеров олимпийских игр, этот период во многих видах спорта находится в диапазоне от 18—22 до 22—26 лет, в некоторых других — от 23—26 до 28—30 лет. Затем следует вторая стадия. Она характеризуется поддержанием достигнутых результатов. Граница между этими стадиями проходит приблизительно во второй половине этапа, довольно значительно колеблясь в зависимости от особенностей спортивной специализации, пола и индивидуальных особенностей спортсмена. С началом второй стадии в тренировке постепенно все больше проявляется тенденция к стабилизации, а затем к снижению общего объема нагрузок. На этом фоне периодически возрастают отдельные компоненты объема специфических нагрузок и поддерживается их высокая интенсивность. Происходят изменения и в общей структуре макроциклов тренировки, что обычно выражается, в частности, в сокращении подготовительного периода и удлинении соревновательного, хотя общее число соревнований может не увеличиваться.
Известно, что по мере продвижения спортсмена к высшим достижениям степень относительного прироста спортивных результатов уменьшается. После 6—8 лет углубленной специализированной тренировки часто наблюдается временный спад достижений. Он обусловлен, по-видимому, причинами двоякого рода: биологическими (естественное снижение адаптационных возможностей организма с возрастом и др.) и несовершенством методики построения многолетней тренировки. Надо полагать, дальнейшая рационализация тренировочного процесса может свести этот спад к минимуму либо вообще отодвинуть на значительно более поздний возрастной период. Решающую роль в этом должно сыграть целесообразное варьирование содержания и структуры тренировки в макроциклах рассматриваемого этапа, в том числе использование различных форм макроциклов (годичных, сдвоенных и др.).
Этап спортивного долголетия
Как бы рационально ни проводилась тренировка, раньше или позже начинается возрастное снижение функциональных и адаптационных возможностей организма. Этот рубеж весьма индивидуален и зависит практически от очень многих условий. Известно много случаев, когда спортсмены продолжают прогрессировать в некоторых видах спорта (скажем, в стайерском беге, лыжном спорте и даже в тяжелой атлетике) и после 40-летнего возраста.
Обычно все же на рубеже 35—40 лет происходит перестройка тренировочного процесса в таком направлении, чтобы закрепить и возможно дольше сохранить высокую общую дееспособность и специфические спортивные навыкиЛВ определенной мере обеспечивается и совершенствование приобретенного ранее (особенно по те х-. ническон и тактической подготовке).)
Содержание тренировки на этом этапе из года в год все больше приобретает оздоровительно-рекреационный характер, шире используются средства активного отдыха, уменьшается роль соревнований. Тенденция роста нагрузок соблюдается теперь лишь в пределах относительно небольших отрезков времени и затрагивает только отдельные группы упражнений. Соответственно перестраивается структура тренировочного процесса. Грани между периодами как бы стираются. Тренировка становится сугубо подчиненным элементом общего режима жизнедеятельности.
Таковы схематически некоторые черты многолетнего процесса спортивной тренировки. Детальным исследованием его закономерностей заняты сейчас многие научные коллективы. Причины концентрации научных сил в этой области вполне понятны: они вытекают из всевозрастающей общественной значимости спорта, прежде всего как одного из эффективнейших сре дств вс естороннего гармонического совершенствования человека.