Методика физического воспитания
Физическая подготовка
Основу специфического содержания спортивной тренировки составляет физическая подготовка спортсмена. По конкретной направленности это процесс воспитания физических способностей, необходимых в спортивной деятельности (как непосредственно проявляемых в избранном виде спорта, так и содействующих совершенствованию в нем). Физическая подготовка спортсмена в то же время неразрывно связана с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием, укреплением здоровья.
На физическую подготовку спортсменав целом распространяются общие закономерности воспитания физических способностей (т. I, гл. VIII—X). Однако общие закономерности преломляются в соответствии с особенностями спортивной тренировки, что выражается, в частности, в тесном соединении общей и специальной физической подготовки спортсмена.
Специальная физическая подготовка спортсмена направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована на предельную (максимально возможную) степень развития данных способностей.
Различные виды спорта требуют, как известно, существенно неоднородных способностей. Например, спринтер должен обладать прежде всего скоростно-силовыми способностями в особом соотношении (называемом иногда спринтерской мощностью), а также скоростной выносливостью, основанной, в частности, на возможностях анаэробного (безкислородного ) использования энергетических ресурсов мышечного сокращения. Напротив, стайеру нужна в первую очередь выносливость, основанная на совершенном протекании дыхательных (аэробных) обменных процессов и высоком уровне определяющих их возможностей организма. От борца требуется особая силовая выносливость, а также специфические ловкость и гибкость, сочетаемые с силой. У гимнастов большую роль играет способность выразительно и координированно выполнять комбинации специальных упражнений по строго заданной программе, а также выносливость, позволяющая поддерживать необходимый уровень силовых, координационных и других способностей на протяжении всей программы гимнастического многоборья, и т. д.
Основными средствами специальной физической подготовки спортсмена служат соревновательные упражнения, составляющие предмет состязаний в данном виде спорта, и разрабатываемые на их основе специально-подготовительные упражнения.
Общая физическая подготовка спортсмена направлена на разностороннее воспитание физических способностей, которые хотя и не относятся к числу специфических в избранном для специализации виде спорта, но так или иначе обусловливают успех спортивной деятельности.
Эта сторона подготовки спортсмена имеет, особенно на первоначальных этапах спортивного совершенствования, ряд аналогичных элементов содержания, даже в крайне различных видах спорта. Она должна повышать общий уровень функциональных возможностей организма путем воспитания работоспособности применительно к широму кругу упражнений, разносторонне стимулировать развитие выносливости, силовых, скоростных и координационных способностей, систематически обогащать фонд двигательных навыков и умений спортсмена. В советской школе спорта исходной программно-нормативной основой общей физической подготовки является единый комплекс ГТО. Отсюда видно, что термин общая, когда его относят к одной из сторон подготовки спортсмена, действительно отражает определенную общность ее содержания.
В то же время наряду с указанными чертами общая физическая подготовка при специализации в том или ином виде спорта имеет и вполне определенные особенности, которые выражены тем больше, чем существеннее отличаются сравниваемые виды спорта своими требованиями к физическим способностям спортсмена. Дело в том, что общая физическая подготовка строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные действия, выполняемые в состязаниях по данному виду спорта. Перенос, вообще говоря, может быть как положительным (когда подготовительное упражнение прямо или косвенно способствует повышению результативности в соревновательном упражнении), так и отрицательным (когда неадекватно подобранное подготовительное упражнение оказывает тормозящее влияние на результаты в избранном виде спорта). Естественно, что общую физическую подготовку в каждом виде спорта необходимо строить так, чтобы в полной мере использовать положительный перенос и по возможности исключить или нивелировать опасность отрицательного переноса. Отсюда проистекают существенные различия общей физической подготовки в каждом виде спорта, избранном для специализации, которые проявляются как в составе применяемых средств, так и в методике их применения.
упражнения с отягощениями (в частности, упражнения со штангой весом 75 — 90% от максимального), выполняемые с возможно высокой скоростью и с относительно небольшим числом повторений. Значительное место отводится также упражнениям, направленным на развитие ловкости и гибкости. Меньший удельный вес имеют упражнения на выносливость в длительной непрерывной работе умеренной интенсивности, поскольку они создают в данном случае лишь отдаленные предпосылки спортивного совершенствования (действуют по механизму так называемого косвенного переноса тренированности). Общая выносливость указанного типа играет особую роль в легкоатлетическом беге на длинные и сверхдлинные дистанции, преодолении аналогичных дистанций в плавании, лыжном, конькобежном, велосипедном, гребном спорте и т. д. Поэтому воспитание этой способности составляет наиболее значительный раздел общей физической подготовки в данных видах спорта. Значительное место в них отводится и воспитанию силовой выносливости с помощью упражнений, сходных в том или ином отношении с соревновательными упражнениями (гребля у лыжников, бег на лыжах у гребцов и т. п.). Силовые упражнения выполняются с относительно небольшими отягощениями, но увеличенным числом повторений и сочетаются зачастую с упражнениями скоростно-силового характера, выполняемыми серийно.
Общая физическая подготовка специализирующихся в видах спорта типа единоборств и спортивных игр насыщена разнообразными упражнениями, комплексно развивающими физические способности в сочетании с вариативными двигательными навыками и умениями. Наряду с упражнениями скоростно-силового характера здесь широко используются упражнения, развивающие выносливость в работе переменной интенсивности со значительным элементом силовых напряжений (особенно у борцов и хоккеистов), а также упражнения, разносторонне совершенствующие ловкость и быстроту двигательной реакции.
Своеобразие общей физической подготовки многоборцев определяется в первую очередь тем, что специальная подготовка применительно ко всей программе многоборья представляет собой в той или иной мере и общую подготовку по отношению к отдельным его видам (к примеру, тренировка в беге на 1500 м, являясь частью специальной подготовки по программе легкоатлетического десятиборья, служит в то же время элементом общей подготовки для остальных его видов — спринта, прыжков и метаний). Это позволяет многоборцу экономить при подборе дополнительных средств общей подготовки, причем в тем большей степени, чем разнообразнее многоборье.
Уже из этих примеров видно, что содержание общей физической подготовки спортсмена существенно зависит от особенностей вида спорта, избранного для специализации. Иначе говоря, оно специализируется применительно к специфике данного вида спорта. Но эта сторона подготовки не становится специальной в строгом смысле этого слова, поскольку иначе утрачивается ее роль в системе подготовки спортсмена, а в конечном счете, и в общей системе всестороннего воспитания.
Соотношение общей и специальной физической подготовки, а также их конкретное содержание меняются в процессе многолетних занятий спортом. Основная тенденция при этом состоит в постепенном возрастании удельного веса специальной подготовки по мере спортивного совершенствования, что, однако, не означает обязательного сокращения количества времени, которое уделяется общей физической подготовке. На отдельных этапах возможны различные варианты соотношения этих видов подготовки, в том числе и временное расширение объема общей физической подготовки, что зависит от конкретных особенностей каждого очередного этапа спортивных достижений.
Кроме тренировочных и соревновательных упражнений немалотех пор, пока не начнут действовать ограничивающие возрастные и другие факторы.
Таким образом, общий принцип прогрессирования приобретает в спортивной тренировке особое содержание. Его нужно понимать как требование обеспечить максимально возможную степень совершенствования в определенном виде спорта. А это означает необходимость углубленной специализации.
Спортивная специализация характеризуется таким распределением времени и усилий в процессе спортивной деятельности, которое наиболее благоприятно для совершенствования в избранном виде спорта, но не является таковым для других видов спорта. В связи с этим при построении тренировки чрезвычайно важен учет индивидуальных особенностей спортсмена. Специализация, проводимая в соответствии с индивидуальными склонностями спортсмена, дает возможность наиболее полно выявить его одаренность в области спорта и удовлетворить спортивные интересы. Напротив, ошибочный, не отвечающий индивидуальным качествам спортсмена выбор специализации в значительной мере сводит на нет и его усилия, и усилия тренера.
Путь к высшим спортивным достижениям неотделим от творческого поиска. Новое спортивное достижение всегда в той или иной мере открытие—открытие новых способов использования возможностей спортсмена, новых методов тренировки. В силу этого от спортсмена требуется не просто сознательное отношение к делу, а глубочайшее проникновение в существо его и не просто активность, а постоянная творческая инициатива. Отсюда понятно особое значение, которое приобретает в спортивной тренировке общий педагогический принцип сознательности и активности.