Методика физического воспитания
Физическое воспитание
И ДРУГИЕ ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОСНОВНОЙ ПЕРИОД ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
С окончанием общего и профессионального образования, в последующий основной период многолетней трудовой деятельности, физическое воспитание приобретает характер главным образом самодеятельного использования средств физической культуры. Это не значит, однако, что физкультурная деятельность становится сугубо личным делом и теряет социально упорядоченные формы. Она организуется в рамках добровольных спортивных обществ и в других формах, в том числе и государственных (физическая культура в системе научной организации труда, военно-прикладная физическая подготовка и т. д.).
Массовое общественное движение в сфере физической культуры постоянно пользуется в нашей стране поддержкой партийных, государственных, профсоюзных и комсомольских организаций и направляется ими на достижение гуманных целей, вытекающих из программы строительства коммунизма. Задачи физкультурного движения на каждом этапе его развития органически связываются с очередными актуальными для всего общества задачами повышения благосостояния народа, развития социалистической демократии, формирования коммунистического образа жизни, все более полного удовлетворения культурных потребностей каждого члена Общества. Уже подчеркивалось (I. 1. 1), что на современном этапе особое значение придается всемерному внедрению физической культуры в научную организацию труда и в быт трудящихся, более эффективному использованию ее средств для повышения производительности труда, укрепления здоровья, профилактики профессиональных заболеваний, а также в целях борьбы с дурными бытовыми привычками, упрочения трудовой дисциплины, содействия формированию коммунистического сознания и поведения, как этого требуют соответствующие партийно-правительственные постановления (О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта, август 1966 г.; О введении нового Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО, январь 1972 г.).
Конкретная направленность и формы использования трудящимися физической культуры зависят в значительной мере от характера их трудовой деятельности, индивидуальных склонностей, возрастных и половых особенностей, уровня предварительной подготовленности и состояния здоровья, а в определенной степени и от имеющейся материально-технической базы и других условий, необходимых для организации занятий. Вместе с широким комплексом задач, преследуемых массовым физкультурным движением, все это обусловливает разнообразие направлений, средств, методов и форм организации занятий, что особенно важно для действительно полного удовлетворения индивидуальных запросов трудящихся в области физической культуры.
С некоторой условностью можно выделить следующие направления, по которым используются средства физической культуры в жизни трудящихся (включая режим внерабочего и рабочего времени).
Преимущественно бытовое физкультурно-гигиеническое направление (физкультурная реабилитация — использование средств физической культуры для восстановления работоспобности и укрепления здоровья в условиях домашнего быта, соблюдение гигиенически оправданного режима жизни и т. п.).
Массовое оздоровительно-рекреативное направление (использование средств физической культуры при коллективной организации культурного досуга, здорового отдыха в отпускной период или в выходные дни и т. д.).
Общеподготовительное направление (общая физическая подготовка в форме планомерных секционных, групповых или индивидуальных занятий).
Спортивное направление (специализированные занятия спортом в секциях или индивидуально).
Профессионально-прикладное направление (использование средств физической культуры в режиме рабочего дня и специальные формы профессионально-прикладной физической подготовки).
Лечебное физкультурно-реабилитационное направление (использование средств физической культуры в системе лечебных мер по восстановлению здоровья или отдельных функций, утраченных либо сниженных в результате заболеваний либо травм).
Первое и особенно второе направления существенно отличаются от типичных видов физического воспитания (в полном смысле этого понятия), поскольку ряд методических закономерностей физического воспитания соблюдается частично, неполно, с теми или иными ограничениями (например, не обеспечивается регулярное обучение или совершенствование новых форм двигательной деятельности, периодически применяются лишь освоенные ранее навыки, не происходит нарастания функциональных нагрузок либо они увеличиваются лишь эпизодически и незначительно ). Система занятий в третьем и четвертом направлениях строится в полном соответствии с общими закономерностями физического воспитания или закономерностями спортивной тренировки.
Пятое направление характеризуется в своих наиболее распространенных формах как производственная физическая культура (или уже — производственная гимнастика);- оно может включать также в необходимых случаях специальные формы профессионально-прикладной физической подготовки.
Шестое направление (лечебная физическая культура) охватывает сравнительно узкий круг людей, формируемый по медицинским показаниям.
Каждое из этих направлений характеризуется своими частными задачами, особенностями средств, методов и форм организации занятий, хотя во всем этом возможно в той или иной мере частичное совпадение. Совокупность этих направлений позволяет обеспечивать подлинно массовый характер физкультурного движения, эффективно решать его общие социальные задачи и гибко удовлетворять разнообразные индивидуальные запросы трудящихся в области физической культуры.