Методика физического воспитания
Физическое воспитание в средних и неполных средних учебных заведениях различного типа
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Содержание физического воспитания по учебному плану школы
Предмет Физическая культура в школе, его взаимосвязь с другими предметами
Физическое воспитание в общеобразовательной школе организуется на основе преподавания специальной учебной дисциплины, именуемой Физическая культура. Значение предмета Физическая культура как равноправного с другими подчеркивается введением оценок в свидетельство об окончании восьмилетней школы и в аттестат о среднем образовании.
Основная направленность преподавания этого предмета — обеспечение общего физического образования в единстве с всесторонним воспитанием физических способностей, укреплением здоровья, совершенствованием свойств телосложения. В процессе преподавания вместе с передачей специальных знаний в области физической культуры формируют двигательные умения и навыки, предусмотренные программой, а также ряд гигиенических и организаторских навыков.
Преподавание предмета Физическая культура неразрывно сочетается с решением общих воспитательных задач по формированию личности учащихся, развитию у них общественного сознания, моральной закалки и выработке навыков нравственного поведения, воспитанию волевых качеств, интеллектуальных способностей и эстетических вкусов, трудовому воспитанию.
Учебно-воспитательная работа по предмету Физическая культура способствует повышению работоспособности учащихся на уроках по другим дисциплинам. Двигательные умения и навыки, приобретаемые на уроках физической культуры, и воспитываемые физические качества содействуют лучшему формированию у учащихся рабочих движений, которые требуются в различных видах учебного и производственного труда, помогают легче переносить нагрузки, быстро и легко входить в нужный темп и ритм работы, наиболее целесообразно и экономно выполнять трудовые движения.
С другой стороны, многие школьные дисциплины содействуют освоению предмета Физическая культура. Так, опираясь на полученные сведения, например в области естествознания, анатомии, физиологии, гигиены, ученики лучше осмысливают влияние физических упражнений на организм, целесообразность и способы их выполнения. В процессе физического воспитания используются навыки, полученные учениками на уроках рисования, черчения, труда и по другим предметам.
Характеристика программ
Конкретные задачи, содержание и результаты учебно-воспитательной работы по предмету Физическая культура определяются в соответствии с государственными программами Физическая культура для I—III, IV—VIII и IX—X классов общеобразовательной школы, органически связанными друг с другом и основанными на I—III ступенях комплекса ГТО
Программный материал распределен по годам обучения с учетом возрастных возможностей школьников различных классов. В зависимости от характера материала он группируется по разделам.
В программе для I—III классов имеются следующие разделы: Теоретические сведения, Гимнастика, Подвижные игры, Лыжная подготовка, Легкая атлетика (только для III класса).
На прохождение каждого из разделов предусматривается для разных классов различное время, исходя из общего числа 70 часов в год.
Учащимся I—III классов сообщаются первоначальные сведения по физической культуре и также элементарные знания, необходимые для успешного обучения двигательным действиям.
В раздел Гимнастика включены простейшие построения и перестроения, разнообразные общеразвивающие и специальные упражнения для формирования осанки. Большое место отведено основным видам движений (ходьбе, бегу, прыжкам, метаниям, лазанию и др.); предусматриваются некоторые упражнения на снарядах (висы с III класса), акробатические и танцевальные упражнения.
Подвижные игры, включенные в программу, содействуют освоению основных движений, совершенствованию в выполнении изученных двигательных действий, способствуют воспитанию физических и волевых качеств.
Основное содержание раздела Лыжная подготовка составляют: начальные способы передвижения на ль1жах, спуски со склонов и подъемы на них.
Раздел Легкая атлетика предусматривает начальную подготовку по видам легкоатлетических упражнений, включенным в комплекс ГТО I ступени.
К учащимся I—III классов предъявляется ряд требований по разделам программы, учет выполнения которых позволяет более четко оценивать успеваемость школьников. В III классе, кроме того, учитывается выполнение учебных нормативов по бегу, прыжкам в длину и в высоту с разбега, метанию теннисного мяча на дальность.
В программах для IV—X классов каждый из основных разделов построен по схеме: а) теоретические сведения, б) навыки и умения (которые должны быть приобретены в результате изучения материала данного раздела), в) материал для воспитания физических (двигательных) качеств, г) требования к учащимся.
В программе IV/класса предусмотрен ряд новых, более сложных, чем в III классе, гимнастических упражнений (в том числе шире представлены упражнения на снарядах). Материал по разделу Легкая атлетика включает более сложные формы легкоатлетического бега, прыжков в высоту и длину, метание малого мяча в цель и на дальность с повышенными нормативами. В разделе Лыжная подготовка ставится задача освоить одновременный двухшажный ход, подъем елочкой, торможение плугом. В качестве одного из основных выделяется раздел Плавание (если школа не имеет условий для занятий по плаванию, то 26 часов, выделенных на этот раздел, равномерно распределяются по другим разделам), а также раздел Спортивные игры (ручной мяч или баскетбол). Подвижные игры включены здесь как дополнительный материал к основным разделам программы и подобраны так, чтобы содействовать закреплению и совершенствованию техники ряда изученных двигательных действий, развитию быстроты двигательной реакции, координации движений и некоторых других двигательных способностей.
Программный материал для V—VIII классов значительно расширяется, а уровень требований повышается до нормативов комплекса ГТО I и II ступеней.
В раздел Гимнастика вводятся упражнения на снарядах массового типа, преодоление полосы препятствий и другие упражнения. Раздел Легкая атлетика содержит бег на короткие и средние дистанции, кроссы, эстафеты, прыжки в длину и высоту, метания, причем ставится задача овладеть основами спортивной техники. По разделу Лыжная подготовка предусматривается более основательное овладение способами передвижения на лыжах, подъемов и спусков, поворотов и торможений. Значительное время отводится освоению техники спортивных игр (ручного мяча или баскетбола) и применению их как средств физической подготовки с установкой на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и выносливости. Если школа располагает соответствующими условиями, то продолжаются занятия по плаванию (примерно в объеме 14 часов). В климатических зонах, не позволяющих заниматься лыжной подготовкой, часы, отведенные на нее, используются для упражнений на коньках и кроссового бега.
Для мальчиков с VI класса вводится раздел Борьба (8 часов), а для девочек — Художественная гимнастика. Установлены различия и в дозировании нагрузок.
Общий теоретический раздел определен в объеме требований комплекса ГТО I и II ступеней, а также включает ряд сведений, необходимых для освоения практических разделов.
Программный материал по предмету Физическая культура для юношей и девушек IX—X классов в целом существенно различается в соответствии с их половыми особенностями (вся программа для них изложена в разных вариантах). Для девушек в основном материале не предусмотрен ряд упражнений, требующих значительных проявлений силы (поднимание и переноска тяжестей и др.), установлены менее высокие нормативы в упражнениях на выносливость; для юношей увеличивается время на занятия спортивной борьбой и другими непосредственно прикладными упражнениями, а для девушек — художественной гимнастикой. Весь программный материал ориентирован в прикладном отношении на подготовку к выполнению норм и требований, комплекса ГТО III ступени, а в занятиях с юношами, кроме того, на выполнение требований, вытекающих из Наставления по физической подготовке Вооруженных Сил СССР.
Как уже подчеркивалось, основные требования школьной программы тесно увязаны с нормами ГТО I, II и III ступеней. Это видно, в частности, из табл. 13.