Методика физического воспитания
Формы организации
Физическое воспитание детей и молодежи школьного возраста организуется в основном в трех сферах:
в учебных заведениях, составляющих систему всеобщего среднего образования;
в организациях, осуществляющих внешкольное воспитание;
в условиях семейного быта.
Для каждой из этих сфер характерно, как правило, разнообразие конкретных форм построения занятий физическими упражнениями. Первостепенное значение имеют урочные формы занятий (уроки физической культуры в школе; урочные занятия по виду спорта в ДЮСШ и т. д.). В них решаются основные учебно-воспитательные задачи под непосредственным руководством учителя физической культуры, тренера-инструктора. Необходимым дополнением к урочным формам занятий являются неурочные формы, использование которых предусматривается с младшего школьного возраста (например, утренняя гигиеническая зарядка в домашнем быту, самодеятельные подвижные игры, выполнение домашних заданий по физической культуре).
В средних и неполных средних учебных заведениях работа по физическому воспитанию организуется в виде обязательных уроков физической культуры (по учебному плану), урочных занятий по плану работы школьных спортивных секций и групп общей физической подготовки, а также в виде гимнастики до начала учебной работы, физкультурных пауз, игр и спортивных развлечений на больших переменах и в распорядке продленного школьного дня.
Внешкольные организации и учреждения проводят работу по физическому воспитанию:
а) в форме урочных и неурочных занятий с постоянным контингентом школьников (в ДЮСШ, спортивных секциях Дворцов пионеров и т. д.);
б) в форме массовых состязаний, конкурсов, игр, походов и других занятий неурочного типа с переменным контингентом детей — различного возраста, состояния здоровья и уровня подготовленности.
Физическое воспитание школьников в семье осуществляется чаще всего в таких формах, как утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки или физкультурные паузы в процессе приготовления домашних заданий, самостоятельные занятия по освоению физических упражнений, разученных на школьных уроках, подвижные игры и самодеятельные состязания (по месту жительства), прогулки, походы и купания с родителями и т. п.
Конкретизация общих принципов
Воплощая в работе по физическому воспитанию детей и молодежи школьного возраста общие принципы советской системы физического воспитания, необходимо руководствоваться следующими требованиями, в которых конкретизируются эти принципы соответственно особенностям контингента занимающихся и условий работы.
Требования по осуществлению принципа всестороннего гармонического развития личности
Ведущая роль этого принципа в физическом воспитании детей и молодежи школьного возраста выражена в совокупности основных задач, преследуемых в данном звене системы физического воспитания (1.1.2). Для последовательного воплощения этих задач требуется кроме всего прочего:
1. Исходить из главенствующего значения широкой общей физической подготовки по отношению к специализации. Общая физическая подготовка детей школьного возраста — главная гарантия их всестороннего гармонического физического развития и физического образования, что служит и одной из решающих предпосылок успешной специализации в том или ином виде деятельности (производственной, спортивной и т. д.).
Всесторонняя физическая подготовка молодого поколения при определенных условиях не исключает спортивной подготовки и спортивной специализации. Спортивная подготовка на своей начальной ступени должна включать разнообразные физические упражнения, состав которых лишь постепенно специализируется в зависимости от выбора и уточнения предмета углубленного спортивного совершенствования. Но и с началом спортивной специализации в детском возрасте доминирующей должна оставаться направленность на всесторонность воспитания физических качеств и на систематическое расширение фонда приобретенных двигательных умений и навыков.
Одним из показателей гармонического сочетания общей физической подготовки со спортивной специализацией является успешное выполнение усложняющихся нормативов I—III ступеней комплекса ГТО и юношеских разрядов Единой всесоюзной спортивной классификации.
2. Органически связывать применение средств физического воспитания школьников с их умственным воспитанием.
Специальные исследования и практика подтверждают, что школьники, успевающие на уроках физической культуры и занимающиеся в спортивных секциях школьного коллектива, как правило,, хорошо овладевают общеобразовательными предметами, обладают высокой учебной работоспособностью. И наоборот, вялые, малоподвижные дети нередко отстают в психическом развитии.
Разумеется, нельзя допускать чрезмерного увлечения детей излюбленными видами физических упражнений, которое может переходить, по выражению А. С. Макаренко, во всеобъемлющую страсть. Это отрицательно скажется не только на интересе к учебе в целом и на психическом развитии учащихся, но и может пойти во вред физическому развитию.
3. Постоянно и в полной мере использовать в процессе физического воспитания благоприятные возможности для формирования должных этических основ поведения, готовности выполнять правила социалистического общежития; прививать эстетическую культуру. Исходя из содержания и условий организации различных форм работы по физическому воспитанию, надо вести учащихся от первоначальных, простейших представлений о нормах и правилах коммунистической морали к более полному, глубокому осознанию и соблюдению их как в практике занятий физическими упражнениями, так и в повседневной жизни.
Необходимо использовать и чрезвычайно богатые возможности, которые предоставляют активные двигательные действия учеников, для преодоления постоянно возрастающих трудностей в целях воспитания настойчивости, инициативы, решительности, смелости и других волевых качеств. В коллективных занятиях подвижными играми, гимнастикой, туризмом и особенно спортом ученики практически получают яркое наглядное представление о значении дружных совместных действий, о товариществе. Воспитание при этом заботливого, бережного отношения к предоставленным для занятий материальным ценностям содействует решению высоких задач воспитания социалистического отношения к общественной собственности.
Столь же важно использовать возможности, предоставляемые физической культурой и спортом для воспитания способности видеть, чувствовать и правильно оценивать красивое в безукоризненном поведении при различных ситуациях, возникающих на занятиях физическими упражнениями, в положительных качествах советских спортсменов, в проявлениях чувства долга и ответственности. Эстетические вкусы детей формируются, в частности, на примерах совершенной спортивной техники и вообще техники физических упражнений. Аккуратность, чистота и изящная целесообразность спортивного костюма, хорошая осанка, четкость и ритмичность совместного исполнения упражнений, порядок на местах занятий — все это может и должно служить эстетическому воспитанию. Особенно важно при этом воспитывать потребности и способность активно участвовать в создании и утверждении эстетических ценностей в сфере физической культуры и спорта, быть принципиальными борцами против всего, что противоречит истинным этическим и эстетическим нормам, в том числе против нарушений норм спортивной этики, общественных правил поведения, здорового режима жизни и т. д.
Требования по осуществлению принципа связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой
Этот принцип последовательно воплощен прежде всего в программно-нормативных основах физического воспитания детей и молодежи школьного возраста — в нормах и требованиях комплекса ГТО I—III ступеней. Вместе с тем реализация его предполагает:
1. Предусматривать возможно большой прикладный эффект всей совокупности средств физического воспитания в школьной и внешкольной работе. Хотя ученики общеобразовательной школы непосредственно не овладевают узкой профессиональной специальностью, школьное физическое воспитание имеет вполне определенное прикладное значение. Оно определяется в первую очередь тем, что содержание физического воспитания школьников ориентировано на достижение всесторонней физической подготовленности, т. е. подготовленности к самым разнообразным формам жизнедеятельности. Основное место в нем отводится упражнениям, направленным на развитие всех основных физических и связанных с ними качеств, систематическое обогащение фонда двигательных умений и навыков, применимых в жизни или расширяющих предпосылки освоения новых видов деятельности.
Особенно важное прикладное значение, как уже отмечалось, имеют упражнения, предусмотренные комплексом ГТО. Существенный прикладный эффект дает также закаливание — повышение общей сопротивляемости организма, достигаемое с помощью естественных факторов среды и гигиенических условий.
2. Обеспечивать органическую взаимосвязь физического и трудового воспитания, всемерно содействовать физическим воспитанием учебному труду. Роль физического воспитания в практическом приучении к труду и повышении работоспособности применительно к различным видам трудовой деятельности трудно переоценить. В особой мере это касается подготовки к физическому труду. Физическое воспитание помогает учащимся успешнее овладевать трудовыми действиями, быстрее входить в нужный темп и ритм работы, выполнять рабочие движения наиболее целесообразно и экономно, проявляя, где это надо, необходимые усилия, настойчивость. С другой стороны, рационально организованный посильный физический труд и политехническое обучение в школе, осуществляемое с учетом гигиенических требований, способствуют правильному физическому развитию и укреплению здоровья учащихся.
Одна из основных функций физической культуры в жизни детей и молодежи школьного возраста — оптимизация режима учебной работы и содействие полноценному восстановлению во внеурочное время. Учитель физической культуры должен в этом отношении уделять самое серьезное внимание таким формам физического воспитания, как гимнастика до начала учебных занятий, физкультурные паузы в процессе общеобразовательных уроков, игры и спортивные развлечения на больших переменах и т. п., а также обеспечивать постоянную организационно-методическую взаимосвязь и согласованность между школой, семьей и общественностью в организации внешкольного физического воспитания.
3. Систематически приучать школьников к самостоятельному сознательному применению средств физического воспитания и воспитывать у них организаторские способности. Жизненно-прикладный смысл этого требования очевиден. Сформированная за школьные годы привычка самостоятельно использовать разнообразные средства и формы физического воспитания в трудовой деятельности и в быту превращается в постоянную жизненную потребность. Понятна также практическая общественная польза тех организаторских навыков, которые приобретает каждый за время освоения программы по физической культуре в школьном возрасте.