Методика физического воспитания
Формы занятий
Профессионально-прикладная физическая подготовка строится чаще всего в форме комплексных и специализированных уроков, выполнения физических упражнений типа зарядки, а также соревнований и других массовых самодеятельных занятий неурочного характера (однодневные и многодневные туристские походы, лыжные переходы, проплывы и пр.).
Комплексный урок может включать:
а) общеподготовительные и специально-подготовительные (непосредственно профессионально-прикладные) упражнения;
б) материал из различных разделов специальной прикладной физической подготовки.
Непосредственно профессионально-прикладные упражнения, включаемые в занятия по общей физической подготовке, должны быть тесно связаны с основным содержанием комплексного урока. Обучение, например, прикладным навыкам лазания по вертикальной и горизонтальной лестнице, передвижения на повышенной опоре целесообразно включать в занятия по гимнастике, а обучение способам преодоления естественных препятствий—в занятия по легкой атлетике на местности.
Специализированный урок (учебный или тренировочный) имеет более узкую и четкую н-аправленность (например, обучение отдельным прикладным действиям, совершенствование их, избирательно направленное воздействие на развитие отдельных физических способностей). Специализированные занятия проводятся чаще всего тогда, когда организационно трудно или методически нецелесообразно совмещать различные разделы подготовки. Относительная однонаправленность таких занятий позволяет обеспечить значительные воздействия на отдельные функциональные системы, с тем чтобы получить наибольший эффект в их развитии. В занятиях, отличающихся предельной интенсивностью нагрузки, предусматривают расширенную подготовительную и заключительную части (А. Б. Гандельсман, К. М. Смирнов).
В процессе плановых занятий перед выполнением прикладных упражнений необходимо сообщать теоретические сведения по изучаемому виду профессионально-прикладной физической подготовки. Часть вопросов может быть рассмотрена на специальном теоретическом занятии (лекции).
Утренние физические упражнения (зарядка) как форма профессионально-прикладной подготовки — это обычно не только гигиеническое мероприятие, но и вид дополнительной ежедневной тренировки. Проводимые на открытом воздухе, они имеют и большое закаливающее значение.
В содержание зарядки включают общеразвивающие упражнения гигиенического характера, средства поддержания разносторонней физической подготовленности, а также отдельные специально-подготовительные упражнения, которые предварительно достаточно хорошо изучены. Чтобы придать утренним физическим упражнениям плановый характер, каждый вариант зарядки разрабатывается с определенной направленностью, отражающей по возможности требования профессии. Комплексы упражнений через определенный промежуток времени обновляются. Их содержание зависит от сезонно-климатических условий, содержания учебных занятий и ряда других обстоятельств. На утренние физические упражнения обычно отводится от 20 до 30 мин.
Соревнования при известных условиях — чрезвычайно действенная форма прикладной физической подготовки, особенно когда предметом являются действия, типичные для избранной профессии (авторалли у шоферов, состязания-конкурсы сельских механизаторов, соревнования по прикладному многоборью у пожарников, состязания на побитие рекордов у авиаторов и т. д.). Такого рода соревнования выявляют профессиональное мастерство и профессиональные качества в предельно напряженных (стрессовых) ситуациях. В процессе подготовки к профессионально-прикладным состязаниям и участия в них достигается высокая степень совершенства необходимых специалисту качеств, умений и навыков. Определенное профессионально-прикладное значение могут иметь соревнования и по общераспространенным видам спорта, тем более если они выявляют способности, близкие к необходимым в профессиональной деятельности.
Планируя процесс профессионально-прикладной физической подготовки во всех его формах на тот или иной период, руководствуются принципами систематичности, постепенного повышения требований и другими краеугольными положениями методики физического воспитания. Планирование занятий, как это принято во всех других случаях, соотносится с конкретными условиями подготовки (построение профессиональной подготовки в целом, ее периоды, материальная база и т. д.).