Методика физического воспитания
Формы занятий, особенности методики и контроля
Формы занятий
Начальной формой занятий по физическому воспитанию в яслях являются индивидуальные сеансы движений и массажа. Уже со второго месяца жизни их целесообразно проводить ежедневно с каждым ребенком в отдельности. Учитывая, что у детей до трех месяцев ярко выражена гипертония мышц-сгибателей, в занятия включают массаж, способствующий расслаблению мышц, и чередуют его с рефлекторными и пассивными движениями. После шестого месяца, как уже отмечалось, в занятиях постепенно возрастает удельный вес активных движений К аждое занятие включает обычно 12—15 упражнений и приемок массажа и длится примерно 8—10 мин. Число повторений упражнения колеблется от 2—3 до 5—6. В специальной литературе разработаны комплексы гимнастики и массажа для детей первого года жизни. При построении комплексов придерживаются следующих требований (К. Л. Губерт, М. Г. Рысс ): охватить движениями основные мышечные группы на протяжении одного занятия, чередовать упражнения для различных мышечных групп, чередовать исходные положения.
При начальных формах групповых занятий физическими упражнениями детей от года до трех лет объединяют в небольшие группы (3—12 человек) с учетом возраста и двигательного опыта. Основу содержания занятий составляют упражнения в ходьбе, беге, бросании, лазании, элементарные гимнастические упражнения для основных групп мышц, выполняемые часто в форме игровых заданий. Для детей до полутора лет занятия проводятся ежедневно, после полутора лет — не реже трех раз в неделю. Продолжительность занятия увеличивается с возрастом детей от 10 до 20 мин.
Обязательные групповые занятия физическими упр-ажнениями урочного типа с детьми 3—7 лет проводятся один раз в неделю под руководством воспитателя. Занятия длятся от 20 мин. в младшей группе до 35 мин. в старшей (т. е. по продолжительности занятие приближается постепенно к уроку в школе). Содержание занятий определяется в соответствии с Программой воспитания в детском саду. Они строятся по обще принятой схеме и состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. В подготовительной части главное — организовать группу и вызвать направленный интерес к предстоящей учебной деятельности. В основной части решается задача обучения движениям. В заключительную часть обычно включают игры с малоинтенсивными движениями, ходьбу под музыку и песню, построения.
Подвижные игры в режиме дня как относительно самостоятельная форма занятий дошкольников являются существенным дополнением к обязательным занятиям урочного типа. Игры проводятся ежедневно, как правило на воздухе, под руководством воспитателя. При выборе игры необходимо учитывать конкретные интересы и склонности детей, а также характер материала, пройденного на обязательных занятиях, чтобы можно было совершенствовать разученные движения.
При проведении игры с детьми 2—4 лет воспитатель не только организует игру и руководит ею, он сам активно в ней участвует, беря на себя наиболее ответственную роль. Постепенно необходимость в этом отпадает, дети сами успешно справляются со сложными ролями в игре, проявляют большую активность и самостоятельность. Но такой переход надо направленно готовить: поручать детям вначале несложные задания по организации знакомой игры, распределять роли в игре так, чтобы формировать умения, необходимые для самостоятельной организации игры. Продолжительность одной подвижной игры 7—15 мин. (в зависимости от возраста детей, характера игры и условий ее проведения).
Обязательный элемент режима дошкольника (с 1,5—2 лет) — утренняя зарядка. Она состоит из простых гимнастических и других упражнений, соответствующих постепенной активизации физиологических функций организма. В зависимости от возраста детей в утреннюю зарядку включают 4—7 знакомых, не требующих разучивания, видов упражнений. В детском саду она проводится группой детей. Различные построения и перестроения, элементы игры, использование простейших снарядов (флажков, палок и т. п.) —в се это позволяет разнообразить зарядку, поддерживать интерес к ней. В утреннюю зарядку не рекомендуется включать интенсивные игры и другие упражнения, вызывающие сильное возбуждение и затрудняющие организацию группы. Комплексы упражнений заменяют через 1—2 недели, однако эти сроки могут быть и другими, в зависимости от интереса детей к упражнениям. С весны и до поздней осени зарядку рекомендуется проводить на воздухе (в ненастные дни — на террасе), в зимнее время — в хорошо проветренном помещении (для 6—7-летних полезно проводить ее и зимой на воздухе).
Приучение дошкольника к ежедневной зарядке и создание предпосылок к ее самостоятельному выполнению—н е простое дело. Оно требует в течение долгого времени постоянного внимания и руководства со стороны взрослых (воспитателей, родителей). Для этого они сами, естественно, должны уметь показать упражнение, знать его назначение, уметь поправить ошибки, а главное — заинтересовать детей, сообщить необходимые знания и выработать устойчивую потребность в занятиях физическими упражнениями на всю жизнь.
Кроме описанных форм занятий в физическом воспитании дошкольников широко применяются физкультминутки, прогулки и экскурсии, физкультурные праздники, а также самостоятельные занятия. Физкультминутки проводятся в процессе занятий рисованием, лепкой, счетом и т. п.; упражнения подбираются в зависимости от характера занятий (2—3 упражнения из числа хорошо освоенных ранее) Прогулки и экскурсии за пределы участка яслей или детского сада организуют по заранее выбранному маршруту 1—2 раза в неделю продолжительностью от 20 мин. (в 2-летнем возрасте) до 1,5 часа (в 5—7-летнем возрасте). Физкультурные праздники проводятся как одна из форм подведения итогов учебных занятий по физическому воспитанию, а также в общевоспитательных целях. Подготовка к ним вызывает у детей особый интерес, способствует приобщению их к коллективным действиям. По мере приобретения опыта выполнения физических упражнений дошкольники все охотнее прибегают к самостоятельным занятиям. Стимулом при этом могут быть хорошо оборудованные места занятий (на площадке, в зале), заранее приготовленный инвентарь, красочные наглядные пособия (плакаты и т. п.). Такие занятия планируются в режиме дня и в необходимой мере направляются педагогом.