Методика физического воспитания
Контроль
На первоначальном этапе профессионально-прикладной подготовки выявляется исходный уровень показателей, характеризующих развитие профессионально важных качеств и навыков у обучаемых. Он является отправным моментом для планирования, организации и практического ведения учебного процесса. С учетом имеющихся данных разрабатывают документы планирования, комплектуют подгруппы, устанавливают индивидуальные задания, нормы нагрузки и др. В дальнейшем систематическая проверка и оценка физической подготовленности в процессе занятий должны давать объективную информацию, которая позволяла бы судить о том, насколько эффективно решаются поставленные задачи, и в необходимых случаях вносить соответствующие коррективы в содержание и методику подготовки.
Проверка и оценка результатов профессионально-прикладной подготовки проводятся на основе установленных специальных нормативов. В ряде случаев они имеют пока преимущественно эмпирическую основу. Сейчас ведется разработка нормативов и тестов, которые достаточно точно отражали бы требования различных видов профессиональной деятельности к структуре и уровню физической подготовленности человека.
В научном обосновании нормативов по профессионально-прикладной физической подготовке возможно несколько подходов. Один из них состоит в сопоставлении показателей профессиональной работоспособности с результатами физической подготовленности (Л. А. Вейднер-Дубровин ). При другом подходе отправной идеей является положение о специфическом тренирующем воздействии различных видов труда на организм человека. Выявленные особенности в физическом развитии (например, профессиональные особенности топографии мышечной силы) и физической подготовленности лиц тех или иных специальностей могут служить одним из критериев при определении качеств, наиболее важных для соответствующих профессий (Б. И. Загорский ).