Методика физического воспитания
Обще подготовительное, спортивное и профессионально-прикладное направления
Общая физическая подготовка
В основной период трудовой деятельности продолжается общая физическая подготовка. Задачи ее состоят в том, чтобы обеспечить высокий уровень всесторонней физической подготовленности, поддерживать его в течение многих лет, содействовать тем самым сохранению крепкого здоровья и творческому долголетию. Содержание общей физической подготовки в этот период определяется применительно к нормам и требованиям IV и V ступеней комплекса ГТО (Физическое совершенство, Бодрость и здоровье). Для организации планомерной работы по общей физической подготовке взрослого населения в коллективах физической культуры, на спортивных базах, в центрах общественного отдыха и при коммунальных учреждениях создаются специальные секции и группы, проводятся соревнования.
Секции общей физической подготовки, как одна из основных форм организации физического воспитания населения, возникли еще в первые годы развития советского физкультурного движения. Зачисляют в секции всех желающих (с разрешения врача). Занятия проводятся обычно два-три раза в неделю продолжительностью до двух часов. Предпочтительнее трехразовые занятия.
Содержание занятий в секциях составляет как минимум подготовка к выполнению норм и требований комплекса ГТО. В занятия могут включаться самые разнообразные физические упражнения, подобранные в соответствии с задачами, интересами и особенностями занимающихся. Наиболее широко используются упражнения, легко поддающиеся дозировке и позволяющие эффективно воздействовать на жизненно важные функции организма (основная гимнастика, бег, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, гребля, плавание и т. д.). Кроме общего раздела программа занятий может иметь специализированный раздел, содержание которого ориентировано на какие-либо избранные виды упражнений. Например, в секциях атлетической гимнастики (которые в советской системе физического воспитания являются разновидностью секций общей физической подготовки) увеличенный удельный вес имеют упражнения с отягощениями тяжелоатлетического типа; в секциях и группах, объединяющих женщин разного возраста, преимущественное содержание занятий нередко составляет художественная гимнастика. Такая ориентация программы секции оправдана, поскольку позволяет гибко учитывать интересы занимающихся, однако при условии, что занятия сохраняют единую основу, определяемую прежде всего нормами и требованиями комплекса ГТО.
При построении системы занятий в секции соблюдаются общие методические принципы физического воспитания (т. I, гл. VI). Занятия проводятся круглогодично (с переходом на самостоятельные занятия в период отпуска, если он с выездом). При этом определенное влияние на состав применяемых средств и методику организации занятий оказывают сезонно-климатические условия, особенно когда занятия круглогодично проводятся на открытом воздухе.
В зависимости от условий работы секции (в том числе сезонно-климатических и материально-технических) бывают оправданы различные варианты распределения материала занятий в течение года. Чаще всего поэтапно используют два варианта: параллельно-комплексный (когда материал из нескольких разделов или подразделов подготовки вводится одновременно) и поочередно-избирательный (когда время поочередно уделяют одному из разделов). Так, при первом варианте в недельном цикле занятий и в большинстве отдельных занятий комплексируют, например, гимнастические, легкоатлетические упражнения и игры; при втором— по очередно выделяют больше времени на легкую атлетику, плавание, лыжную подготовку и т. д., учитывая сезонные условия и наличие необходимых баз (стадиона, гимнастического зала, бассейна и т. д.).
Параллельно-комплексное применение средств общей физической подготовки имеет преимущества, так как дает возможность всесторонне воздействовать на физическое развитие занимающихся, исключает монотонность занятий, позволяет легко вызывать положительные эмоции у занимающихся и в целом больше соответствует общеподготовительному направлению физического воспитания. Но это не исключает целесообразности введения на отдельных этапах серии занятий, уделяемых преимущественно одному из разделов подготовки. Такой вариант бывает оправдан не только из-за привходящих обстоятельств (сезонные условия занятий, отсутствие спортивных сооружений или оборудования и т. д.), но и по методическим соображениям: позволяет быстрее освоить новый учебный материал, избежать случаев отрицательного взаимодействия двигательных навыков, лучше подготовиться к сдаче отдельных нормативов. Поэтому практически в годичном цикле работы секции общей физической подготовки, как правило, сочетаются оба варианта построения системы занятий.
Годичный цикл занятий в секции обычно начинается осенью (когда у большинства членов секции заканчиваются очередные отпуска). Несколько первых недель — число которых зависит от данных врачебного контроля и педагогических наблюдений за состоянием тренированности у занимающихся — отводится для втягивания в основной режим нагрузки. Исходя из показателей врачебно-педагогического контроля, общего плана и условий работы преподаватель (методист, инструктор) составляет годовой график занятий. Рекомендуется предусматривать в нем средние циклы (примерно месячной продолжительности) и этапы (периоды) занятий, каждый из которых включает несколько таких циклов. Большинство средних циклов целесообразно завершать контрольными занятиями с выполнением тестовых упражнений, а этапы (периоды)—серией внутренних и внесекционных состязаний с выполнением норм комплекса ГТО или других нормативов. Состязаниям в упражнениях, предъявляющих высокие требования к функциональным возможностям организма, должна предшествовать достаточно продолжительная специальная подготовка. Так, для подготовки к сдаче норм ГТО по лыжным гонкам обычно выделяют не менее 20 часов, по плаванию (для умеющих держаться на воде)—не менее 10 часов, по циклическим видам легкой атлетики — 30—40 часов.
Большинство секционных занятий строится в урочной форме, имеющей трехчастную структуру. Преподаватель ведет занятия с группой 20—25 человек, сообразуясь с общими правилами методики организации урока.
Кроме постоянных секций общей физической подготовки задачи, типичные для общеподготовительного направления физического воспитания, решают на первых этапах учебные группы ГТО и группы начального обучения отдельным видам упражнений. Курс подготовки в группах ГТО рассчитан на год (состав групп, таким образом, ежегодно обновляется). За это время каждый из обучающихся должен овладеть знаниями и навыками, предусмотренными в положении о соответствующей ступени комплекса, и подготовиться физически в такой мере, чтобы сдать зачетные нормативы. Многие после прохождения курса в группах ГТО переходят в постоянные секции общей физической подготовки, в спортивные секции либо продолжают занятия самостоятельно.
По решению государственных органов при спортивных базах, туристских станциях и других физкультурных учреждениях функционируют пункты приема норм комплекса ГТО. Пункты обслуживают всех желающих сдать эти нормы. Подготовка к сдаче осуществляется самостоятельно.
Пункты проводят консультации по вопросам методики подготовки. При этих же учреждениях создаются группы начального обучения отдельным упражнениям, включенным в комплекс ГТО. Продолжительность занятий в таких группах зависит от технической сложности упражнений. Так, обучение плаванию проводится на протяжении 10 занятий, а передвижению на коньках— 5 занятий. Методика занятий определяется особенностями первых этапов обучения движениям. Существенную роль в организации работы по общей физической подготовке со взрослым населением играет система массовых соревнований. Центральное место в ней занимают соревнования по комплексу ГТО. В программу их могут входить отдельные упражнения из комплекса и многоборья. Массовые старты приурочиваются к открытию и закрытию сезона, к памятным датам, имеющим общенародное значение. Популярны стали и массовые состязания, проводимые одновременно с первенствами страны по видам спорта и другими спортивными соревнованиями крупного масштаба.