Методика физического воспитания
Основные стороны подготовки спортсмена в процессе тренировки
Содержание спортивной тренировки как многогранного процесса анализируют в различных аспектах. Так, рассматривая ее отдельные стороны с точки зрения их преимущественного влияния на те или иные компоненты готовности спортсмена к достижениям, выделяют: физическую подготовку (т. е. ту часть содержания тренировки, которая обеспечивает в основном физическую готовность спортсмена к достижению), спортивно-техническую и тактическую подготовку (т. е. части, связанные главным образом с освоением спортивной техники и тактики) и стороны, обеспечивающие необходимые мотивационные, этические, интеллектуальные и специальные психические основы деятельности спортсмена (при обозначении этих сторон подготовки спортсмена пользуются пока различными терминами; нередко их называют морально-в о - левой подготовкой, интеллектуальной подготовкой и специально-психической, или психологической, подготовкой).
В то же время содержание спортивной тренировки может рассматриваться в аспекте общей и специальной подготовки спортсмена. При таком аспекте учитывается, что в содержании тренировки и подготовки спортсмена в целом есть части, которые непосредственно связаны со спортивной специализацией (специальная подготовка), и части, которые хотя и не имеют такой связи, но создают существенные предпосылки спортивного совершенствования и входят неотъемлемыми компонентами в общую систему воспитания (общая подготовка)*.
Далее кратко рассматриваются основные компоненты содержания тренировки в первом из указанных аспектов и попутно выделяются разделы, относящиеся к общей и специальной подготовке спортсмена.
Воспитание личностных качеств, специальная психическая и интеллектуальная подготовка -в процессе тренировки
Необходимая предпосылка любой целесообразной деятельности заключается, как известно, прежде всего в ее мотивации. В процессе подготовки спортсмена чрезвычайно важно сформировать и развить у него устремления, которые побуждали бы к систематическим занятиям спортом, к достижению наибольших полезных для общества и личности результатов на этом пути.
В условиях социалистического общества действуют такие высокие мотивы занятий спортом, как стремление всесторонне подготовиться к творческому труду и защите Родины, внести свой вклад в прогресс спорта, прославить свой коллектив и Родину спортивными достижениями и т. п. Первоочередная задача тренера и состоит в том, чтобы, побудив и развив эти устремления, превратить их в глубоко осознанную цель и действенные убеждения спортсмена. А это возможно лишь на основе его воспитания в духе требований коммунистической нравственности. Раскрывая общественный смысл спортивной деятельности, воспитывая патриотизм, коллективизм и другие моральные качества, характерные для человека коммунистического общества, тренер развивает у спортсмена чувство высокой ответственности за свою спортивную подготовку и намечаемые спортивные достижения, что является одним из важнейших источников свершений на спортивном пути.
Одна из серьезных воспитательных задач в процессе занятий спортом заключается в том, чтобы обеспечить освоение спортсменом специальных норм и правил поведения, предусматриваемых спортивной этикой. В спортивной деятельности и в связи с ней проявляются и формируются многообразные этические отношения: отношения между тренером и спортсменом, между спортсменами — членами одного спортивного коллектива и спортивными соперниками, между спортсменами и болельщиками и т. д. Эти отношения регламентируются отчасти правилами состязаний и другими установками, входящими в понятие спортивной этики. Однако ее нормы сами по себе еще не определяют высоконравственного поведения, если в основе их не лежат более фундаментальные моральные принципы, которыми в условиях нашего общества являются общие принципы коммунистической морали. Направленное формирование коммунистического сознания и поведения проходит стержнем через всю систему воспитания спортсмена в советской школе спорта.
На этой же основе осуществляется воспитание спортивного трудолюбия, способности к преодолению специфических трудностей на пути к спортивным достижениям, сильной воли и других личностных качеств и свойств спортивного характера.
К высотам спорта нет легких путей, они становятся доступными лишь при незаурядном трудолюбии. Тысячи километров, преодолевамых ежегодно, десятки и сотни тысяч повторений различных упражнений — вот что предшествует хоть сколько-нибудь заметному спортивному достижению. Воспитание спортивного трудолюбия предусматривается поэтому в числе центральных задач подготовки спортсмена и реализуется (с опорой на соответствующую мотивацию) прежде всего через систематическое выполнение тренировочных заданий, связанных с возрастающими. нагрузками.
Столь же существенное значение в подготовке спортсмена имеет воспитание устремленности к спортивной победе, инициативности, настойчивости, смелости, самообладания и других волевых качеств. Спо рт спр аведливо называют школой воли. В обыденных ситуациях не так часто приходится сталкиваться с высокими запросами к волевым качествам, как в условиях спортивных состязаний, тренировочных занятий и связанного с ними режима жизни. Постоянно возникающие в этих условиях объективные и субъективные трудности, самоограничения, вызванные требованиями спортивного режима, которые обязывают противостоять соблазнам обыденных житейских радостей, необходимость систематически преодолевать инерцию покоя и мобилизовать себя на активные действия вопреки негативным переживаниям — все это непрерывно воспитывает и закаляет волю спортсмена, формирует спортивный характер.
Вполне очевидно, что независимо от вида спортивной деятельности спортсмен должен обладать всей совокупностью волевых качеств. Но каждый вид спорта характеризуется своими специфическими трудностями, требуя в силу этого особых волевых проявлений. Так, бегун-стайер должен обладать специфическим умением терпеть — способностью противостоять крайнему утомлению и связанным с ним негативным эмоциям во время особо продолжительной работы; прыгун и метатель — умением проявлять предельно интенсивные волевые усилия импульсного характера (максимально концентрированные, но относительно кратковременные и повторяющиеся) и т. д. Принимая во внимание это, а также особенности регулирования психического состояния спортсмена в различных конкретных условиях спортивной деятельности, выделяют наряду с общим разносторонним воспитанием волевых качеств спортсмена его так называемую специальную психическую (или психологическую) подготовку.
Специальная психическая подготовка спорт-смена имеет основным содержанием воспитание способностей преодолевать специфические психические трудности, возникающие в условиях подготовки к состязаниям по избранному виду спорта и участия в них, и оптимально регулировать свое психическое состояние в этих условиях: сохранять и последовательно реализовывать необходимую установку, бороться с предстартовой лихорадкой или апатией, преодолевать отрицательные эмоции, противостоять сбивающим влияниям стрессовых ситуаций, максимально мобилизовывать свои духовные и физические силы для достижения победы и т. д. Эта чрезвычайно важная сторона подготовки спортсмена обеспечивается в значительной мере непосредственно в процессе спортивной тренировки прежде всего путем преодоления возрастающих трудностей, связанных с выполнением соревновательных упражнений в условиях, моделирующих соревновательные.
В целях управления психическим состоянием спортсмена наряду с общими факторами педагогического воздействия (разъяснением, побуждением, ободрением словом или примером и т. д.) используются специальные средства, методы и приемы. К ним, в часности, относятся:
способы настройки, мобилизации и снятия напряженности, основанные на выполнении специализированной разминки, упражнений на расслабление и других двигательных действий, способствующих достижению необходимого психического состояния;
идеомоторные упражнения (мысленное воспроизведение двигательных действий с концентрацией внимания на решающих фазах), непосредственно предшествующие самим действиям, а также самоприказы и тому подобные приемы самопобуждения, используемые по ходу выполнения соревновательных или подготовительных упражнений;
специфические методы и приемы психорегулирующей тренировки, которая проводится в типичных для нее формах под руководством специалиста или самостоятельно. Методика психорегулирующей тренировки в последние десятилетия подверглась довольно детальной разработке в соответствии с запросами спорта высших достижений. Она рассчитана, с одной стороны, на достижение глубокой релаксации (снятие общей напряженности, расслабление, успокоение), а с другой — на психическую мобилизацию к предстоящим действиям и их организацию (см. об этом более подробно курс психологии спорта).
Из сказанного ранее ясно, что исключительно действенным фактором специальной психической подготовки и воспитания личностных каче ств сп ортсмена может служить практика систематического участия в состязаниях. Без регулярных состязаний, предъявляющих повышенные требования к психическим и физическим свойствам спортсмена, невозможно в полной мере сформировать черты спортивного характера, воспитать волевые и другие качества, необходимые для спортивной победы. Важно помнить, однако, что те же самые особенности спортивных состязаний, которые придают им большую воспитательную ценность, могут при известных условиях давать прямо противоположный эффект. Так, реализуемая в состязании установка на победу или возможно высокое достижение вместе с остроконфликтными ситуациями, нередко возникающими в процессе спортивной борьбы, может способствовать формированию у спортсмена ряда отрицательных черт характера: безудержного стремления к самоутверждению во что бы то ни стало, эгоизма, грубости и т. д., если не обеспечена мотивационно-этическая основа поведения спортсмена и должная общественно-педагогическая регламентация спортивной деятельности. Точно так же атмосфера широкой популярности, которая окружает спортсмена по мере его продвижения к высотам достижений, почести и награды, сопровождающие спортивные успехи, могут порождать у него чрезмерное честолюбие, тщеславие, зазнайство, если этому не противостоит воспитание чувства общественного долга, высокой требовательности к себе, самокритичности, скромности и других нравственных качеств, создающих прочный иммунитет против переоценки своей личности, как бы тому ни способствовали обстоятельства.
Таким образом, спорт (особенно спорт высших достижений) ставит ряд сложных воспитательных проблем. Их решение в целом зависит не только от воспитательных воздействий тренера непосредственно в процессе спортивной тренировки, но также — и не в меньшей мере — от воспитательного статуса в спортивном коллективе, а в конечном счете — от всей системы общих социальных и педагогических факторов формирования личности. Отсюда ясно, что нравственное воспитание спортсмена, его общую морально-волевую и специальную психическую подготовку нельзя ограничивать лишь рамками спортивной тренировки. Иначе говоря, эти стороны воспитания спортсмена осуществляются не только в процессе спортивной тренировки, но и в других формах, типичных для общей системы воспитания (направленное воздействие тренера на сознание и поведение спортсмена в ходе повседневного общения, этические беседы и диспуты, общественно полезная работа в спортивном коллективе и вне его, организация общего режима жизни спортсмена, способствующая воспитанию у него необходимых волевых качеств и навыков поведения, и т. д.).
То же самое надо сказать и о такой стороне подготовки спортсмена, как теоретическая, или интеллектуальная, подготовка. Роль специальных знаний о закономерностях спортивной деятельности и путях к высоким достижениям в ней по мере развития спорта неуклонно возрастает. Глубокое понимание закономерностей функционирования и развития организма в процессе спортивной деятельности, сущности спорта, принципов, правил и конкретных методов спортивной тренировки все более становится не только предпосылкой, но и обязательным условием высших спортивных достижений. Вместе с тем это одно из важнейших условий действенности спорта как средства гармонического совершенствования личности.
Передача и освоение системы специальных знаний в области спорта и составляет прежде всего содержание теоретической, или интеллектуальной, подготовки спортсмена. Она включает также воспитание интеллектуальных способностей, непосредственно проявляемых в процессе спортивной деятельности (способностей, связанных со спортивно-тактическим мышлением, анализом спортивной техники, самооценки и др.) либо косвенно обусловливающих совершенствование в ней.
Собственно теоретическая часть интеллектуальной подготовки спортсмена проводится главным образом в формах, характерных для умственного образования и самообразования (лекции, семинары, самостоятельная работа с книгой и т. д.). Непосредственно в спортивной тренировке интеллектуальная подготовка представлена в органической связи с обучением спортивной технике, освоением и совершенствованием спортивной тактики (1.2.3), а также со специальной психической и физической подготовкой спортсмена.