Методика физического воспитания
Основы физического воспитания подрастающего поколения
В ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД (общая характеристика)
1. ОТПРАВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Период с 7 до 17—18 лет — т. е. годы обучения в начальной и средней школе — охватывает ряд чрезвычайно важных ступеней возрастного созревания и становления человека как личности. Охватывающее этот период звено системы физического воспитания имеет поэтому фундаментальное значение.
Государственные установления и задачи
Исходные государственные установления
Школа и внешкольные организации направляют всю свою деятельность на реализацию программных установок нашей партии о воспитании нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Одним из основных факторов всестороннего развития человека является физическое воспитание. Поэтому в деятельности школы и внешкольных организаций ему уделяется все большее внимание.
Важная роль и место физического воспитания в системе общего образования детей и молодежи школьного возраста закреплены Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образований. Физическое воспитание представлено в учебных планах всех государственных учреждений, обеспечивающих среднее образование (общеобразовательных и специальных), а также профессионально-технических училищ. Средства физической культуры и спорта включены в число основных средств воспитания, используемых вне учебного плана школы. Одним из существенных условий развития внешкольного воспитания явилось создание широкой сети детских и юношеских спортивных школ, станций юных туристов и других учреждений, удовлетворяющих потребности детей и молодежи в спорте, содействующих организации культурного досуга и укреплению здоровья. В законодательном порядке предусмотрено сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодежи, в том числе и в области физического воспитания.
Программное содержание и нормативные основы физического воспитания школьников регламентируются государственными программами и комплексом ГТО, первые три ступени которого специально рассчитаны на учащихся общеобразовательной школы и других средних учебных заведений. Организационная упорядоченность физического воспитания обеспечивается в соответствии с Положением о физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы (1970 г.), в котором сформулированы основные требования к организации работы по физическому воспитанию, определены обязанности в руководстве этой работой органов народного образования и порядок их взаимодействия с комсомолом, профсоюзами, спортивными и другими общественными организациями, а также с органами здравоохранения.
Таким образом, физическое воспитание детей и молодежи школьного возраста рассматривается у нас в стране как дело большой социальной важности и гарантируется в государственном порядке. На основе государственных установлений обеспечивается должная направленность всей практики физического воспитания подрастающих поколений.
Задачи
Согласно общей цели советской системы физического воспитания, в школьный период надо обеспечить на каждом возрастном этапе последовательное физическое совершенствование и гарантировать на этой основе к окончанию средней школы необходимый уровень всесторонней физической подготовленности к предстоящим общественно важным видам деятельности (профессиональное образование, производительный труд, служба в армии).
Эта цель конкретизируется применительно к особенностям возрастных этапов развития школьников и соответствующим им (в основном) этапам школьного образования. В данном отношении выделяются три крупных этапа: с 7 до 9 лет (I—III классы начальной школы), с 10 до 15 лет (IV—VIII классы восьмилетней школы), с 15 до 17—18 лет (IX—X или XI классы средней школы или период обучения в техникумах и средних специальных училищах) *. В целом основные группы задач, решаемых на этих этапах в процессе физического воспитания, и их поэтапная конкретизация состоят в следующем.
Первая группа задач — задачи физического образования. С учетом общей логики школьного образования и возможностей учащихся разного возраста предусматривается:
а) сообщение ученикам и освоение ими доступных знаний в области физической культуры и спорта, в том числе:
в младшем школьном возрасте — расширение и пополнение элементарных сведений, полученных в дошкольный период, о пользе физических упражнений, правильных способах их выполнения (в связи с программным материалом), правилах личной гигиены и т. д.;
в среднем школьном возрасте — сообщение и прочное освоение знаний, соответствующих требованиям комплекса ГТО I и II ступеней, а также пополняющих и углубляющих их знаний по школьной программе;
в старшем школьном возрасте — сообщение и прочное освоение знаний, отвечающих требованиям комплекса ГТО III ступени, а также углубляющих их сведений о сущности физического воспитания, прикладном значении его различных средств и методов, правилах их самостоятельного использования в жизни и других знаний, предусмотренных в школьной программе Физическая культура для старших классов или специальных средних учебных заведений;
б) формирование необходимого в жизни основного фонда двигательных умений и навыков, закрепление и совершенствование их, в том числе:
в младшем школьном возрасте — закрепление и совершенствование умений и навыков, приобретенных в дошкольный период, пополнение их на основе школы гимнастических упражнений, приучающих дифференцированно управлять отдельными движениями и координировать их, освоение доступных форм техники прикладных упражнений и отдельных видов спорта (начальных форм техники легкоатлетического спринта, кроссового бега, прыжков в длину и в высоту и др.);
в среднем школьном возрасте — совершенствование приобретенных на предыдущем этапе двигательных умений и навыков исходя из возрастающего уровня функциональных возможностей организма и условий сдачи нормативов комплекса ГТО I и II ступеней, обогащение двигательного опыта путем обучения новым двигательным действиям, предусмотренным школьной программой, и начальной специализации в избранных видах спорта;
в старшем школьном возрасте — углубленное освоение техники двигательных действий, включенных в программный материал по физическому воспитанию в средней школе, расширение фонда спортивных и непосредственно прикладных двигательных навыков (тут ристских, военно-прикладных и др.), выработка умений применять их в усложненных условиях, доведение усвоенных ранее двигательных умений и навыков до степени совершенства, необходимой для сдачи нормативов комплекса ГТО III ступени и других нормативов, установленных для завершающих среднее образование;
в) формирование и закрепление гигиенических навыков (т. е. навыков, способствующих соблюдению правил личной и общественной гигиены), от навыков поддержания чистоты тела и содержания в порядке физкультурного костюма до навыков систематического самоконтроля за состоянием организма во время занятий.
Вторая группа задач — задачи по содействию гармоническому формированию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физических способностей. В зависимости от этапов возрастного развития учащихся предусматривается:
а) закаливание организма, в том числе повышение его общей сопротивляемости по отношению к действию таких постепенно усиливающихся от этапа к этапу факторов, как физическое утомление, температурные воздействия внешней среды, солнечная радиация и т. п.;
б) воспитание физических способностей, в том числе:
в младшем школьном возрасте — обеспечение всестороннего развития физических качеств, преимущественно координационных и скоростных способностей (главным образом тех, которые не связаны со скоростной выносливостью и проявляются в нестандартных формах двигательных действий);
в среднем школьном возрасте — то же с расширением преимущественной направленности воздействий на отдельные скоростно-силовые способности (не связанные с предельными собственно-силовыми напряжениями) и выносливость аэробного характера; достижение работоспособности, позволяющей выполнить нормативы комплекса ГТО I и III ступеней;
— в старшем школьном возрасте — обеспечение высокой степени всестороннего развития физических способностей (координационных, скоростных, скоростно-силовых, силовых, выносливости разного типа и т. д.), позволяющей выполнить Нормативы комплекса ГТО III ступени, а также (в зависимости от склонностей) квалификационные нормативы по какому-либо виду спорта и гарантировать необходимую в жизни общую работоспособность;
в) формирование (главным образом в младшем школьном возрасте) и закрепление (на последующих этапах) рациональной осанки в различных условиях двигательной деятельности и коррекция отдельных особенностей телосложения (мышечных объемов, веса тела и др.), если в этом возникает необходимость.
Третья группа задач — задачи, вытекающие из взаимосвязи физического, нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания как сторон единого учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в школе, и внешкольных учреждениях. Ряд таких задач решается непосредственно в процессе, физического воспитания. К ним относятся, в частности, задачи по обеспечению должной мотивации физкультурной и спортивной деятельности (потребностей и интересов), формирован ию ее э тических основ, воспитанию волевых качеств, а также по подготовке к общественной деятельности в качестве физкультурного организатора, инструктора и спортивного судьи (в старшем школьном возрасте).