Методика физического воспитания
Основы специализированных занятий спортом в детском возрасте
Возрастающая роль спорта в физическом воспитании детей и молодежи
Необычайно стремительное развитие спорта в современном обществе выражается помимо всего прочего и во все большем проникновении его в практику физического воспитания детей и молодежи школьного возраста. Это обусловлено прежде всего исключительной действенностью спорта как средства и метода физического воспитания, а вместе с тем и его незаурядным значением как фактора формирования личности, разносторонней подготовки подрастающих поколений к жизненной практике, приобщения к активной общественной жизни.
В программных установках нашей партии подчеркнута необходимость всемерного поощрения всех видов массового спорта и физической культуры, в том числе в школах. В общегосударственном плане на очередное пятилетие предусматривается наряду с развитием народного образования и других сторон культуры обеспечить дальнейшее расширение и качественное совершенствование всех форм внешкольной работы с детьми, в том числе расширение сети ДЮСШ, укрепление их материальной базы, повышение квалификации тренерского состава. Серьезные задачи по развитию детско-юношеского спорта ставит перед собой комсомол. Наряду с уставным положением о том, что каждый комсомолец обязан закалять себя физически, регулярно заниматься спортом... решения XVI съезда ВЛКСМ нацеливают комсомольские организации особое внимание уделять детскому и юношескому спорту. Постоянная забота о спортивном движении детей и молодежи в нашей стране обусловливает ускоренные темпы его развития. Например, число ДЮСШ в СССР составляло в 1940 г. 262, в 1950 г —454, в 1960 г.— 1715, в 1970 г. —3813, в 1975 г. (на 1 января ) — 4900, а число занимающихся (в тысячах) соответственно: 46,6; 100,8; 477,6; 1323,4; 1750.
Внедрение спорта в процесс физического воспитания детей и молодежи школьного возраста, интенсифицируя в разумной мере этот процесс, существенно повышает его эффективность в первую очередь по воздействию на развитие физических способностей. Как уже отмечалось, степень развития физических способностей у юных спортсменов значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом. У последних менее благоприятна и возрастная динамика ряда показателей физических качеств (рис. 19—21). У юных спортсменов выше уровень функциональных возможностей организма (Р. Е. Мотылянская, А. А. Гуминский, М. Я. Студеникин, С. В. Хрущев и др.), сопротивляемость его заболеваниям (М. В. Антропова, Н. В. Полянская и др.).
Существенно наряду с этим, что спортивная деятельность предоставляет богатые возможности для нравственного, волевого, интеллектуального и эстетического воспитания, способствует, в частности, воспитанию дисциплинированности и организованности, приучает к строгому соблюдению режима, четкому планированию своего времени. При разумной организации она не только не идет в ущерб общему развитию школьников, но и во многом содействует их общеобразовательной подготовке (показательно, к примеру, что среди участников финальных соревнований Всесоюзных спартакиад школьников значительный процент составляют ученики, оканчивающие школу с золотой медалью и похвальной грамотой).
Данные социологических исследований по выявлению интересов детей и молодежи школьного возраста неизменно обнаруживают, что одно из первых мест занимает интерес к спорту. Это и понятно, поскольку спорт с его выраженной установкой на конкретные достижения, системой их общественного поощрения, яркой эмоциональной окрашенностью межличностных отношений и другими привлекательными чертами отвечает психологическим особенностям формирующейся личности, особенно стремлению к самопознанию и самоутверждению. Детский спортивный коллектив, умело направляемый педагогом, — важный фактор развития этих интересов и устремлений по общественно оправданному руслу. Через спортивный коллектив подростки и юноши приобретают положительный социальный опыт, расширяют его, формируются как активные члены общества.
Все сказанное характеризует ценность спорта как одного из основных средств и методов воспитания подрастающих поколений. Разумеется, это справедливо лишь при целесообразной организации спортивных занятий и квалифицированном педагогическом руководстве ими. Ведь те же самые свойства спорта, которые определяют его воспитательную ценность, могут при известных условиях воспитывать и отрицательные качества. Например, неотделимая от спорта установка на победу, выигрыш, достижение может способствовать формированию у юного спортсмена безудержного стремления к самоутверждению во что бы то ни стало, эгоизма, тщеславия и других отрицательных черт характера, если нет действенного направляющего влияния спортивного педагога и не создана положительная нравственная атмосфера в детском спортивном коллективе. Тренировочные и соревновательные нагрузки могут быть не только полезны, но и опасны для растущего организма, если отсутствует квалифицированная регламентация их, соответствующая возрастным, половым и индивидуальным особенностям юных спортсменов.
Школьники могут в зависимости от этапов их возрастного развития, уровня физической подготовленности, индивидуальной спортивной одаренности и особенностей избранного вида спорта последовательно проходить (в школе и вне ее) три стадии спортивных занятий: предварительную спортивную подготовку, начальную спортивную специализацию и углубленное спортивное совершенствование (в большинстве случаев — первые его ступени). Отличительные черты занятий на этих стадиях уже были кратко охарактеризованы.
Предварительная спортивная подготовка обеспечивается в процессе прохождения школьного курса по программе физическая культура, на занятиях школьных спортивных секций и в процессе начальных занятий спортом в пионерских лагерях, в Домах пионера, на сборах пионерских отрядов и дружин, в парках культуры и отдыха, в спортивных кружках при ЖЭК и т. д.
В начале данного этапа еще нет спорта в полном смысле этого слова: он представлен в своих элементах (изучение основ техники отдельных спортивных упражнений на обязательных уроках физической культуры, эпизодическое использование спортивного метода при выполнении учебных нормативов, в играх, развлечениях и т. п.). Постепенно дети вовлекаются в систематические занятия излюбленными спортивными упражнениями. Большую роль в этом играет система внутришкольных и внешкольных массовых соревнований для детей разного возраста, прежде всего соревнований по нормативам ГТО. Кроме того, согласно существующему положению, школа принимает участие в районных (городских) соревнованиях по двум обязательным видам спорта (легкой атлетике и лыжному спорту или гимнастике, когда нет условий для занятий лыжным спортом) и двум видам спорта по выбору. Приобщению детей к начальным занятиям спортом способствуют и такие формы состязаний, как Веселые старты по телевидению и т. п.