Методика физического воспитания
Особенности методики воспитания физических качеств
Физические способности детей за время обучения в школе в целом значительно прогрессируют. Однако в определенные годы темпы развития некоторых из них то увеличиваются, то уменьшаются. Это обусловлено прежде всего естественными закономерностями возрастных изменений форм и функций организма на различных этапах его роста и созревания. Существенно, что величина и направленность этих изменений во многом зависят от условий жизни, общего режима деятельности школьников и (особенно) от педагогически целенаправленных воздействий на развитие их физических способностей.
Осуществляемый в неразрывной взаимосвязи с обучением двигательным действиям процесс воспитания физических способностей и других свойств, относящихся к физическим качествам человека, направлен в школьном возрасте на то, чтобы:
во-первых, содействовать полному проявлению и развитию тех физических способностей, для прогрессирования которых на определенных ступенях возрастного развития складываются наиболее благоприятные биологические предпосылки, а также способностей, роль которых особенно существенна для успешного овладения двигательными умениями и навыками; расширить функциональные возможности организма;
во-вторых, исключить или уменьшить (разумеется, не нарушая биологических закономерностей) возрастные задержки в развитии отдельных физических качеств; исправить возможные отклонения от нормального хода развития тех или иных физических качеств, происходящие вследствие временного нарушения двигательного режима, заболеваний и других привходящих причин.
Возможности, предоставляемые физическим воспитанием как в первом, так и во втором отношении, практически неисчерпаемы. Об этом наглядно свидетельствует, в частности, сравнение данных, характеризующих физическое развитие юных спортсменов и школьников, не занимающихся столь же систематически физическими упражнениями. Так, по данным ВНИИФКа, в результате всего 10-месячных занятий в спортивной секции легкой атлетики прирост ряда силовых показателей у учеников VII — VIII классов был примерно в 2 раза больше, чем у их сверстников, занимавшихся только на обязательных уроках физической культуры.
Физические качества школьников отчасти совершенствуются в процессе обучения двигательным действиям, предусмотренным школьной программой. Однако направленное воздействие на те или иные физические качества обеспечивается соответствующим подбором физических упражнений и методикой занятий. При этом одни и те же сходные по форме упражнения в зависимости от этапа обучения и характера выполнения могут воздействовать на разные качества. Например, равномерные броски малого мяча в землю и ловля его могут представлять собой на начальном этапе обучения упражнение на ловкость. Если же давать установку бросить мяч так, чтобы он отскочил как можно выше, упражнение приобретает определенную силовую окраску. Если же броски выполнять в течение относительно длительного времени без перерывов, упражнение может содействовать развитию выносливости. А задание сделать возможно больше бросков за 15 сек. придаст упражнению скоростной оттенок. Броски мяча в стену, стоя спиной к ней (через голову), и ловля его с лёта после отскока от стены потребуют гибкости, ориентировки в пространстве и во времени.
Важнейшие требования к методике воспитания физических качеств в период возрастного становления организма — всесторонность воздействий, соразмерность нагрузок и функциональных возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития.
Воспитание ловкости и отдельных связанных с ней способностей
Как уже отмечалось, биологические предпосылки координационных способностей, составляющих ядро ловкости, имеются уже в младшем школьном возрасте. Экспериментально показано (В. П. Назаров и др.), что упражнения, направленные на развитие координации движений, даже при относительно небольших объемах нагрузки быстро дают в этом возрасте значительный положительный эффект.
Воспитание ловкости в школьный период идет прежде всего по пути образования большего, чем во все последующие периоды, фонда новых форм координации движений. Это предусматривается содержанием школьных программ по физической культуре и программ детских спортивных секций. Чтобы постоянно стимулировать развитие координационных способностей школьников, их обучают широкому кругу разнообразных двигательных действий, в том числе из основной и спортивной гимнастики, акробатики, легкой атлетики (различные способы прыжков и метаний), элементарных подвижных и спортивных игр, фигурного катания на коньках, горнолыжного спорта и т. д. В целях воспитания ловкости как способности преобразовывать движения в соответствии с меняющейся обстановкой шире всего используют игры характеризующиеся разнообразием двигательных действий и динамичностью ситуаций (подвижные игры с Образным сюжетом, предполагающим комплекс различных действий — бег, прыжки, бросание и ловля мячей и т. д., а также спортивные игры), кроссовый бег и другие упражнения на местности, связанные с преодолением препятствий и ориентированием. Для наиболее полного и активного проявления детьми ловкости целесообразно регулярно обновлять и варьировать упражнения, проводить их в новых, более сложных, условиях.
Чтобы совершенствовать координацию движений, их точность и экономичность, в уроки включают постепенно усложняющиеся задания, требующие строгого соблюдения заданных пространственных и временных параметров движений (направления, амплитуды, темпа и т. д.), а также упражнения на расслабление и на равновесие.
При совершенствовании точности пространственной ориентировки у школьников нередко более эффективны, чем у взрослых, такие методические подходы и приемы, как смежные задания (например, выполнение разбега для прыжка в длину с привычной, несколько увеличенной и уменьшенной длиной шага), контрастные задания (например, броски мяча в цель с резко различающегося расстояния, скажем, с 5 и 10 метров) и временное выключение зрительного контроля (ведение мяча с завязанными глазами, ласточка с закрытыми глазами и т. д.).
В школьном возрасте сравнительно легко поддается направленному развитию и способность поддерживать равновесие тела в статических и динамических режимах (некоторые из показателей этой способности достигают к 12—13 годам уровня, близкого к уровню показателей взрослых — табл. 7). В физическом воспитании школьников используются многие упражнения в равновесии: упражнения на гимнастической скамейке и бревне, ходьба по качающемуся бревну, прыжки на подкидном мостике, передвижение по канату, подвешенному за два конца, подвижные игры с элементами, требующими удержания равновесия в усложненных условиях опоры, и т. д.
Совершенствованию функций вестибулярного анализатора, от которых зависит способность поддерживать равновесие, содействуют такие упражнения, как: повороты, наклоны, быстрые вращательные движения головой в различных плоскостях, бег с внезапными остановками и поворотами, бег боком и спиной вперед, прыжки с поворотами, акробатические упражнения, упражнения на перекладине и других гимнастических снарядах и т. д., а также катание на коньках, лыжах, велосипеде. В качестве методических приемов используют, в частности, выполнение упражнений на равновесие без зрительного контроля, на фоне утомления и предварительного раздражения вестибулярного анализатора (например, упражнения на бревне после многократных вращений). К числу распространенных приемов усложнения требований относятся: уменьшение площади опоры, увеличение высоты и подвижности опоры, введение прыжков, поворотов и других дополнительных движений, исключение облегчающих движений руками, увеличение темпа выполнения упражнений.
Воспитанию у школьников способности точно регулировать величину мышечных усилий содействуют кроме всех прочих упражнения, имеющие предметно обозначенную цель и количественно оцениваемый результат, например метание малого мяча в цель, броски баскетбольного мяча в корзину, вращения на одной ноге с остановкой в заданной плоскости, в начерченном на полу круге с разметкой и т. п.