Методика физического воспитания
Переходный период
Это довольно своеобразное звено в системе круглогодичной тренировки. Здесь обеспечивается в первую очередь активный отдых в широком смысле этого слова с целью предупредить перерастание кумулятивного эффекта тренировки и соревнований в перетренировку. В то же время это и не перерывы в тренировке: здесь должны быть созданы условия для сохранения определенного уровня тренированности и тем самым гарантирована преемственность между завершающимся и очередным макроциклами тренировки. Очевидно, что в условиях активного отдыха невозможно поддержать максимальную тренированность, особенно специальную, но можно сохранить ее на таком уровне, который позволил бы начать новый макроцикл тренировки с более высоких исходных позиций, чем предыдущий.
Основное содержание занятий в этом периоде составляет общая физическая подготовка, проводимая в режиме активного отдыха, который понимается в данном случае широко: это не только и не столько чередование работы отдельных мышечных групп (узкое значение термина активный отдых); это и смена характера и условий деятельности таким образом, чтобы достигалось ускорение восстановительных процессов. В определенных случаях используется и довольно большой комплекс специально-подготовительных упражнений с целью поддержать специальную тренированность и устранить частные технические недостатки. Но это оправдано лишь в той мере, при какой не возникает помех для полноценного активного отдыха.
В переходном периоде недопустимы однотипные монотонные нагрузки. Здесь особенно необходимы разнообразие упражнений, варьирование условий занятий (в частности, проведение их в лесу, в горах и т. д.), ярко выраженные положительные эмоции. Спортсмену предоставляются широкие возможности для выбора предмета занятий, лишь бы они доставляли удовольствие и не превращались в принудительную нагрузку.
Переходный период включает обычно не более 2—3 мезоциклов, построенных по типу восстановительно-поддерживающих и восстановительно-подготовительных. При этом составляющие их микроциклы не отличаются жесткой организацией.
То же самое относится и к режиму отдельных занятий. (Например, основой организации занятий в значительной части переходного периода может стать свободный режим многодневного туристского похода.)
Как и любая фаза периодического процесса, переходный период не имеет резких границ. По мере восстановления функциональных и адаптационных возможностей организма спортсмена этот период перерастает в подготовительный период очередного макроцикла тренировки.
Вместо переходного периода иногда вводят относительно кратковременную разгрузочную фазу типа восстановительного мезоцикла или даже микроцикла. Так бывает чаще всего тогда, когда спортсмен не получал достаточно высоких нагрузок: недостаточно часто тренировался в подготовительном периоде, мало выступал в соревнованиях. В таких случаях целесообразно строить тренировочный процесс по типу сдвоенного макроцикла, где вслед за соревновательным периодом идет второй подготовительный, затем второй соревновательный и лишь затем переходный период. Подобное построение тренировки может быть оправдано и в некоторых других случаях (в частности, при использовании полугодичных циклов тренировки).