Методика физического воспитания
Проблемы выбора предмета спортивной специализации
И своевременного начала планомерной тренировки. В принципе ясно, что возможность для достижения спортивных результатов при прочих равных условиях тем больше, чем раньше будут выявлены природные задатки индивида к прогрессированию в том или ином виде спорта и чем раньше они станут объектом специально направленного воспитания. В связи с этим возникает ряд проблем. Необходимо, во-первых, своевременно (возможно раньше) распознать индивидуальную спортивную одаренность; во-вторых, выбрать вид спорта, адекватный индивидуальным спортивным задаткам; и, в-третьих, своевременно, т. е. как только появляются благоприятные возрастные предпосылки, начать планомерную тренировку в избранном виде спорта. Пока данные проблемы относятся к числу недостаточно решенных (в научном смысле).
Решение первой проблемы предполагает, в частности, определение морфологических и функциональных признаков, от которых существенно зависят достижения в том или ином виде спорта и которые относительно мало поддаются изменениям под воздействием спортивной тренировки — так называемых консервативных признаков. К ним относится, например, ряд морфологических признаков — рост, размер конечностей и т. д. Понятно, что ребенок, обладающий от природы более благоприятными консервативными признаками, необходимыми для успеха в избранном виде спорта (большим ростом — для баскетбола, большими размерами ладоней и стоп — для плавания и т. д.), при прочих равных условиях имеет возможность более успешно, чем другие, прогрессировать в нем. Сложность проблемы состоит, однако, в том, что спортивный результат всегда зависит не только от консервативных, но и от неконсервативных факторов (физических и других способностей, в большой мере поддающихся направленному развитию) и что прочих равных условий практически почти никогда не существует. Решающим фактором прогрессирования в спорте зачастую оказывается воспитываемый талант спортивного трудолюбия и целеустремленности. Поэтому никогда не следует спешить с отбором и ориентацией детей для занятий тем или иным видом спорта лишь по признаку отдельных задатков (или отсутствия таковых).
Верно оценить индивидуальные склонности и задатки юного спортсмена и соответственно выбрать предмет спортивной специализации важно не только для воспитания будущего рекордсмена. Правильная спортивная ориентация помогает избежать разочарований и огорчений, какие в иных случаях отталкивают детей от спорта на первых же шагах ошибочно избранного пути. Ориентируя детей на занятия тем или иным видом спорта, спортивный педагог должен руководствоваться двумя установками: 1) подобрать вид спорта, по возможности полно соответствующий индивидуальным склонностям и способностям юного спортсмена, с тем, чтобы он мог оптимально удовлетворить свои спортивные интересы, достигнуть наибольших для себя (необязательно абсолютно выдающихся ) спортивных результатов; 2) привлечь к углубленным занятиям определенным видом спорта особо одаренных юных спортсменов, способных добиться абсолютно высоких, рекордных достижений в этом виде спорта. При второй установке проблема заключается, собственно, не в выборе вида спорта, а в оптимальном отборе занимающихся для подготовки выдающихся спортсменов в процессе многолетней спортивной специализации.
Решение этой проблемы некоторые специалисты связывают преимущественно с диагностикой наследственных предпосылок к максимальному проявлению отдельных функциональных возможностей организма. Так, полагают (Д. Клиссоурас и др.), что уровень максимального потребления кислорода у детей в решающей мере определяется генетическими факторами и что поэтому его следует принимать в расчет при отборе для специализации в видах спорта, требующих предельных проявлений выносливости. Несомненно, роль наследственных предпосылок будет в нужной мере учитываться при спортивном отборе, когда появятся достаточно объективные методы диагностики и количественной оценки таких предпосылок. Однако было бы глубокой методологической и педагогической ошибкой исходить из представлений о фатальной наследственной предопределенности спортивных достижений. Выдающееся спортивное достижение — всегда достижение целостной личности, а не отдельных функций организма, причем решающую роль в реализации и направленном развитии наследственных предпосылок таких достижений играет спортивное и общее воспитание спортсмена в самом широком смысле этого слова.
Система специальных тестов и показателей для диагностики спортивной пригодности (благоприятных задатков для совершенствования в каком-либо виде спорта) пока только еще складывается. Например, при отборе для специализации в спортивной гимнастике, фигурном катании на. к оньках, прыжках в воду особое значение придается тестам, выявляющим способность к освоению новых движений, а также показателям относительной силы и подвижности в основных звеньях опорно-двигательного аппарата. Для отбора юных баскетболистов рекомендован комплекс тестов, выявляющих точность восприятия пространственно-временых и динамических характеристик движений, быстроту и точность простых и сложных двигательных реакций, скорость преобразования информации и форм двигательных действий соответственно меняющимся игровым ситуациям и т. д." наряду с этим учитываются некоторые антропометрические признаки (прежде всего линейные размеры тела). При отборе для специализации в плавании рекомендуют кроме функциональных показателей учитывать ряд антропометрических индексов и гидродинамических свойств тела (плавучесть и обтекаемость в водной среде), которые, согласно некоторым исследовательским данным, лимитируют достижения в плавании. В целом критерии и методы спортивного отбора нуждаются в детальной научной разработке. Все более серьезное значение в последние годы придается психофизиологическим методам выявления типологических свойств высшей нервной деятельности и психо-лого педагогическим методам изучения личностных свойств юного спортсмена. Одним из важнейших общих критериев, независимо от особенностей спортивной специализации, является полноценное состояние здоровья, диагносцируемое врачебными методами.
Риск ошибок при спортивном отборе уменьшается, если отбор производится по достаточно широкому комплексу показателей и поэтапно.
Обобщенно оценивая в интересах отбора спортивные возможности детей, есть смысл принимать в расчет не столько исходный уровень спортивного результата, показанного новичком, сколько сдвиг результата за определенное время после начала регулярной тренировки (например, за год). Очень часто новички, показавшие в исходных испытаниях худшие спортивные результаты, через год-два занятий оказываются в числе лучших. Полезную информацию для суждения о перспективности юного спортсмена дает анализ соотношения темпов прироста спортивных результатов и темпов увеличения объема тренировочной работы (Л. П. Матвеев). В качестве примера можно привести данные об изменении километража плавания и спортивных результатов у трех групп юных пловцов в первые годы их регулярной тренировки:
В этом примере у первой группы юных пловцов на единицу прироста спортивного результата за год в среднем приходится наименьший прирост объема тренировочных нагрузок (иначе говоря, такой же, как и в других группах, шаг в увеличении результата имеет меньшую нагрузочную стоимость), а это дает некоторые основания полагать, что эти спортсмены результативнее других адаптируются к тренировочным нагрузкам, от чего зависят перспективы спортивного совершенствования.
Квалифицированный отбор для занятий в ДЮСШ проводится в несколько этапов. Предварительный отбор должен опираться на результаты наблюдений за юными спортсменами на массовых состязаниях и занятиях школьных секций. Этот этап завершается ежегодным набором в группы начальной подготовки ДЮСШ, который проводится с учетом предварительных сведений (в том числе и полученных от школьного учителя физической культуры), вступительных испытаний по контрольным упражнениям-тестам, материалов врачебного обследования обобщающих заключений опытных спортивных педагогов. На следующем этапе, который обычно совпадает по времени с занятиями в группах начальной подготовки (2 года), первоначальные сведения уточняются и пополняются на основе систематических данных об успехах в занятиях, всестороннего педагогического изучения воспитанников и текущих врачебных обследований. При обобщенной оценке чисто спортивных результатов надо принимать в расчет как минимум три критерия:. критерий темпов прироста спортивных результатов, критерий соотношения этих темпов с темпами прироста тренировочных нагрузок и критерий стабильности достижений (отсутствие резких спадов в динамике достижений). С переходом юных спортсменов в следующие — учебно-тренировочные группы ДЮСШ (или центральных детских спортивных секций ДСО или ШВСМ) отбор не заканчивается. В ходе дальнейших занятий возможна переориентация на иную спортивную специализацию, если выявляются достаточные основания для этого. Переориентация бывает необходима не только из-за первоначально допущенных неточностей в выборе предмета специализации, но и потому, что к углубленной специализации в ряде видов спорта, недоступных в детском возрасте, подходят через промежуточную специализацию в сходных видах спорта.
Согласно существующему положению, дети допускаются к начальной спортивной специализации (в группах начальной подготовки) в следующем возрасте:
7—8 Спортивное плавание, фигурное катание на коньках, художественная и спортивная гимнастика (для девочек), теннис 8—9 Акробатика, спортивная гимнастика (для мальчиков), прыжки в воду, прыжки на лыжах с трамплина, слалом, скоростной спуск, горное троеборье 9—10 Биатлон, лыжные гонки (отдельные дистанции) лыжное
двоеборье, бадминтон, прыжки на батуте, отдельные (модифицированные применительно к возрастным возможностям) виды парусного спорта и некоторые другие. 10—11 Спортивная борьба, гребля академическая, конькобежный спорт, баскетбол, волейбол, хоккей, футбол, ручной мяч, водное поло, фехтование, стрельба из лука и некоторые другие 11—12 Гребля, гребля на байдарках и каноэ, легкая атлетика (ряд видов), стрельба (пулевая), стрельба из лука, конный спорт, современное пятиборье, санный спорт 12—13 Бокс, велосипедный спорт 13—14 Тяжелая атлетика, стендовая стрельба (с 14 лет)
В отдельных (индивидуально обусловленных) случаях специализированная тренировка может начинаться и раньше при условии, что она строится как одна из подчиненных сторон всестороннего физического воспитания юного спортсмена. Большинство из соревновательных упражнений, входящих в перечисленные виды спорта, выполняется детьми в модифицированном виде с более или менее значительными облегчениями (укороченные дистанции в видах спорта циклического характера, уменьшенное время игр и поединков, относительно простые формы гимнастических и других упражнений и т. д.). Соответственно изменены технические условия выполнения упражнений (габариты и вес снарядов, размеры соревновательного поля и т. д.) Установлены также возрастные градации допуска детей к спортивным состязаниям (табл. 14), масштабы состязаний и предельное их число в течение года. Предусмотренная для юных спортсменов различного возраста система соревнований включает: 1) внутришкольные соревнования (с 9—10 лет), 2) районные и городские соревнования (с 11—12 лет), 3) областные и краевые соревнования или в масштабе автономной республики (с 13—14 лет), 4) республиканские соревнования в масштабе союзных республик (с 15—16 лет), 5) всесоюзные соревнования — спартакиады и первенства по отдельным видам спорта (с 16—18 лет). Дополнительные условия участия оговорены в специальной инструкции