Методика физического воспитания
Профессионально-прикладная физическая подготовка
ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Наряду с общей прикладной направленностью системы физического воспитания в ней обеспечивается специальное профилирование занятий применительно к конкретным видам профессиональной деятельности. Такое профилирование получает наиболее полное выражение в профессионально-прикладной физической подготовке, основным содержанием которой является воспитание физических способностей, отвечающих специфическим требованиям определенной профессии, и вооружение профессионально важными двигательными умениями и навыками.
Профессиональное профилирование процесса физического воспитания имеет существенное практическое значение для общества, поскольку является одним из непосредственных факторов улучшения профессиональной подготовки кадров, сокращения сроков освоения профессиональных умений и навыков, повышения надежности функций работников производства в условиях управления современной сложной техникой, роста производительности труда и т.д. Физическое воспитание в этом отношении служит одним из важных факторов материального производства.
Специальные формы использования средств физического воспитания применительно к нуждам социалистического производства определились в нашей стране еще в 30-е год ы- *. В дальнейшем в результате накопления позитивного практического опыта и на основе исследовательских данных сложились научно-методические принципы таких прикладных видов физической культуры, как производственная гимнастика и специальные формы профессионально-прикладной и военно-прикладной физической подготовки. В настоящей главе рассматриваются основы прикладной физической подготовки, осуществляемой главным образом в связи с освоением профессии (в период профессионального обучения) **. Профессионально-прикладная физическая подготовка введена в нашей стране в качестве обязательного раздела в государственные программы для профессионально-технических училищ, средних и высших специальных учебных заведений. Есть все основания считать, что дальнейшее совершенствование советской системы физического воспитания будет интенсивно происходить и в профессионально-прикладном отношении. Это определяется прежде всего коренными преобразованиями в области материального производства, происходящими в эпоху научно-технической революции.
Требования к специальной физической подготовленности в сфере профессионального труда
О тенденциях изменения требований к человеку в производственной деятельности
Научно-техническая революция, существенно меняя характер и условия труда, преобразует существующие профессии, вызывает появление новых профессий и специальностей и в целом требует от работников производства все более совершенных способностей. Ручной и маломеханизированный труд, связанный с экстенсивными затратами физических усилий, вытесняется более совершенными видами труда на базе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.
Однако какого бы высокого технического уровня ни достигло производство, человек был и остается главной производительной силой в обществе. Новая техника не устраняет человека из производства, она изменяет его функции и место в процессе производства. Техника все больше берет на себя энергетически обеспечивающие функции и тем самым освобождает человека от тяжелой, изнуряющей физической работы. Одновременно расширяются функции управления и контроля. Чем совершеннее техника, тем более совершенен должен быть и человек, управляющий ею; иначе говоря, требования производства к человеку, изменяясь по своему характеру, становятся в определенном отношении более высокими.
Система человек — техника может надежно функционировать только при условии органического соответств ия ее э лементов. Это достигается, с одной стороны, путем оптимального приспособления техники при ее конструировании к психологическим, физиологическим и другим характеристикам человеческого организма, а с другой— пу тем специальной подготовки человека к профессиональным функциям. Задача во втором случае состоит в том, чтобы обеспечить адекватное и опережающее развитие способностей человека как субъекта труда (Б. Ф. Ломов). Практическая реализация такого подхода важна как в связи с развитием человека, так и в связи с тем, что позволяет исключить противоречие между возможностями новой техники и способностями человека полностью их использовать.
В условиях современной комплексной механизации и автоматизации производственных процессов в ряде трудовых операций возрастает удельный вес быстрых и точных действий, нередко довольно сложных по координации движений. Рабочие действия часто сопряжены с быстрым восприятием обстановки, переработкой за короткий промежуток времени полученной информации и срочным реагированием.
При переходе от простых к технически оснащенным действиям закономерно уменьшается число макродвижений и увеличивается число микродвижений. Последние в большинстве случаев характеризуются незначительными силовыми напряжениями, но производятся строго соразмерно (поэтому получили название дозировочных движений). Мышечное напряжение в них дифференцируется как бы на нижнем пороге усилия, в точном соответствии с условиями функционирования различных устройств и органов управления, о чем говорит ряд специальных исследований (С. А. Паужайте, 1964; Н. А. Розе, 1966, 1970, и др.). Особенно сложной структурой микродвижений отличаются, например, действия операторов (на прокатных станах и др.), рабочих, осуществляющих сборку мелких механизмов, точных приборов, аппаратов и т. п. В связи с этим предъявляются повышенные требования к центральной нервной системе этих людей, особенно к механизмам координации движений, функциям двигательного, зрительного и других анализаторов.
С другой стороны, в настоящее время остается немало профессий и специальностей, где для успешного выполнения рабочих операций требуется высокая степень развития силы, выносливости, Других физических и связанных с ними психических качеств, а также овладение прикладными навыками. Ряд видов профессиональной деятельности связан с воздействием на организм работающего специфических факторов и условий трудового процесса, которое при известных обстоятельствах может быть неблагоприятным (перегревание, вибрация, укачивание, переохлаждение и т. д.).
Зависимость требований к физической подготовленности человека от специфики его профессии
Во время трудовой деятельности человека в состояние активности приходят практически все системы организма. Вместе с тем различные виды трудовой деятельности характеризуются преимущественным напряжением определенных функциональных систем: центрально-нервных механизмов, анализаторов, вегетативных систем, конкретных групп мышц (М. В. Лейник, 3. М. Золина, С. А. Косилов и др.). Это приводит к образованию специфических структур психических и физических качеств у представителей различных профессий. Совокупность качеств (способностей), составляющих такие структуры, принято называть профессиональными способностями. В структуре их выделяют ведущие (центральные) звенья, которым принадлежит решающая роль в обеспечении высокой работоспособности и достижении профессионального мастерства.
Для понимания закономерностей формирования структуры профессиональных способностей необходим глубокий анализ специфического влияния объективных факторов и условий труда на организм человека. При этом надо принимать во внимание как положительные факторы, оказывающие развивающее воздействие, так и отрицательные, которые в гигиене труда относят к категории профессиональных вредностей.
Касаясь требований, предъявляемых той или иной профессией к физическим способностям и направлению их развития, нетрудно прийти к выводу, что они, эти требования, определяются в первую очередь характером выполняемых двигательных действий и особенностями внешних условий труда.
Понятие характер трудовых двигательных действий — обобщающее. Оно отражает прежде всего функциональное содержание труда и связанные с ним опосредствованно (через технологию производства и производственную технику) существенные специфические особенности рабочих приемов (операций). При характеристике последних имеют в виду главным образом:
а) тип движений (поднимающие, опускающие, нажимные, вращательные, ударные и пр.) и степень участия при этом рабочих органов (движения выполняются пальцами, кистью руки, всей рукой, обеими руками, только правой ногой, обеими ногами и пр.);
б) пространственные характеристики действий — амплитуду движений (малая, средняя, большая) и пр.;
в) временные и пространственно-временные характеристики действий: быстродействие в условиях дефицита времени, быстроту реагирования на отдельные сигналы;
г) силовые характеристики действий (силовая нагрузка на отдельные группы мышц, режим усилий — динамический или статический, величина усилий);
д ) особенности координации движений: соразмерность движений по силе, скорости и пространственным параметрам (точность воспроизведения формы, величины углов и т. п.), согласованность одновременных и последовательных движений рук и ног в различных сочетаниях, согласованность движений с процессами восприятия (сенсомоторная координация).
Особенности какого-либо конкретного трудового двигательного действия выражаются совокупностью перечисленных признаков или преимущественно некоторыми из них.
Характер трудовых двигательных действий в разных видах профессиональной деятельности может быть сходным или, напротив, резко различным.
Так, например, при работе операторов на пультах управления довольно часто движения выполняются с очень малой амплитудой — меньше 2 см; при кнопочном управлении перемещение кнопки составляет от 2 до 12 мм с силой нажатия от 200 до 1600 г. Вальцовщику же на прокатном стане металлургического предприятия приходится быстро перемещать раскаленные металлические заготовки по большой амплитуде. В первом случае особенности трудовых двигательных действий характеризуются микродвижениями, высокими требованиями к быстроте двигательной реакции, точности движений (дозировочные движения) при постоянном напряжении внимания. Во втором случае характерны движения по большой амплитуде со значительной динамической нагрузкой на мышцы рук, пояса верхних конечностей и спины и статической нагрузкой на мышцы ног. Совершенно разный характер трудовых действий оператора и вальцовщика обусловливает и разные требования к их специальным физическим качествам.
Под особыми внешними условиями профессиональной деятельности подразумевается сопутствующее действие факторов, усложняющих осуществление трудового процесса. Так, неблагоприятные внешние условия, включая и производственные, вызывают дополнительное напряжение психических и физиологических функций организма во время работы.
Объективные факторы труда — характер двигательных действий и особые внешние условия деятельности — обусловливают специфические воздействия на организм человека. Эти факторы в их конкретном виде определяют и специфические требования той или иной профессии к физической подготовленности работников.
В этом отношении среди распространенных профессий можно выделить, в частности, следующие группы.
I. Профессии, включающие дозировочные движения и, как правило, не осложненные экстраординарными условиями
Группы
1. Механизаторы в строительстве, сельском хозяйстве и отдельных отраслях промышленности
Некоторые характерные признаки
Строго соразмерные движения руками и ногами, согласованные с процессами восприятия, при управлении самоходными машинами и рабочими агрегатами в условиях малой подвижности
Сборщики механизмов точных приборов и аппаратов (часовой, электроламповой и радиоэлектронной промышленности), операторы, наладчики
Водители (вождение наземного транспорта)
II. Профессии, специфическ
Водники (плавсостав и водолазы)
Полевые и экспедиционные работники
Производственные профессии, связанные с работой в условиях жаркого микроклимата (горячих цехов металлургических и других предприятий)
Монтажники-высотники различного профиля
Горняки (угольной, горнорудной и горно-химической промышленности)
Быстрые и точные дозировочные движения руками, кистями и пальцами при работе с мелкими деталями и операциях на пультах управления
Строго дозировочные движения руками и ногами (часто в условиях дефицита времени), согласованные с процессами восприятия дорожной ситуации при управлении наземным транспортом
осложненные внешними условиями
Особенности, определяемые служебными функциями в условиях длительного плавания на морских и речных судах или работы под водой
Особенности, определяемые полевыми и экспедиционными условиями работы
Значительные температурные воздействия на организм, трудовые действия сопряжены с большими мышечными усилиями
Работа на высоте и ограниченной опоре, трудовые действия сопряжены со значительными мышечными усилиями
Подземные условия работы, трудовые действия сопряжены с большими мышечными усилиями
III. Профессии, требующие постоянного максимального или субпредельного проявления определенных физических способностей
Испытатели новой транспортной и некоторой другой техники (летчики-испытатели и др.)
Артисты цирка, эстрады, театра и кино, специализирующиеся в трюковом амплуа или включающие его элементы (цирковые гимнасты, акробаты, эквилибристы, силовые жонглеры, наездники и т. п.)
Предельно точные двигательные действия по управлению самолетом, аппаратом и т. д. в условиях острого дефицита времени, максимально загруженного сенсорного поля и воздействия других экстремальных факторов (перегрузки при ускорениях, внезапно возникающие ситуации и др.)
Демонстрация предельных возможностей в искусстве движений; существенная общность с аналогичными видами спорта
Для всех профессий, отнесенных к первой и аналогичным группам, важное значение имеют такие качества, как совершенная сенсомоторная координация, способность к широкому распределению и быстрому переключению внимания, быстрота реакции и быстрота микродействий. Когда же профессиональная деятельность такого рода протекает в усложненных условиях (на значительной высоте, например у машинистов-крановщиков башенных кранов; в горячем цеху металлургического предприятия у машинистов завалочных машин, разливочных кранов и др.), то дополнительно требуются адекватные этим условиям качества (в первом примере — вестибулярная устойчивость, во втором — закаленность по отношению к высокой температуре воздуха).
В приведенной группировке выделен ряд видов профессиональной деятельности, протекающей в особых внешних условиях. Например, труд экспедиционных и полевых работников сопряжен с длительным пребыванием на местности, большими переходами, неблагоприятными воздействиями метеорологических факторов и т. п.
Полеводам (работникам полеводческих бригад и др.) приходится ежедневно проходить в среднем 8—12 км по бездорожью, выполнять в течение дня на открытом воздухе и в любую погоду однообразную работу, нередко с локальной нагрузкой и в неудобных позах. В совокупности это вызывает общее утомление наряду с относительно локальным утомлением мышц ног и спины. Геологи, геодезисты и другие работники экспедиций испытывают еще большие трудности — трудности походной жизни (ночлег в палатках, многокилометровые переходы пешком с грузом, на лошади, в лодке, работа в труднодоступной местности — тайге, горах и т. п.). Важное значение для этих видов профессиональной деятельности имеют такие качества, как общая и локальная выносливость, сила (особенно мышц ног и спины), ловкость, устойчивость организма по отношению к неблагоприятному воздействию метеорологических факторов, а также умение ориентироваться на местности, пользоваться средствами передвижения (на лошади, мотоцикле и пр.). Особенно сложными условиями труда объясняется необходимость значительного развития ряда физических способностей работников экспедиций.
Высокие требования к физическим способностям, а отсюда и к специальной физической подготовленности предъявляет профессия монтажников-высотников, работающих на сборке и наладке строительных конструкций, линий электропередач, контактных электрических сетей на железных дорогах и т. д. Эффективность такой трудовой деятельности зависит от высокой вестибулярной устойчивости в специфических условиях, устойчивости внимания, развитой силы и силовой выносливости, смелости и других волевых качеств, а также от закаленности по отношению 1 к резким колебаниям атмосферных факторов.
Есть и профессии, требующие предельно возможного развития определенных физических способностей. Одна из таких профессий — профессия летчика-испытателя. Полет на самолете со сверхзвуковой скоростью, изменения траектории его движения (виражи, развороты) сопряжены с чрезвычайными воздействиями на организм. Например, при выводе самолета из пикирования летчику приходится переносить семи-восьмикратные перегрузки (вес его тела возрастает примерно в 7— 8 раз). Под действием перегрузок происходит перераспределение крови в организме, затрудняются функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Создаются условия кислородной недостаточности для мозга и сетчатки глаз и т. д. Не только летчик-испытатель, но и просто пилот современного самолета должен обладать полноценным здоровьем и комплексом высокоразвитых психических и физических качеств, получивших в специальной литературе название летных.
Наконец, деятельность людей артистических профессий аналогична в некотором отношении спортивной деятельности с ее постоянным стремлением к выявлению, развитию и демонстрации определенных человеческих способностей. Правда, здесь есть и отличия, состоящие, в частности, в том, что цирковой или иной профессиональный трюк при достаточно частой демонстрации перестает быть формой действительно предельного выявления соответствующих возможностей человека. Но в общем достижения в названных артистических профессиях закономерно зависят от максимального развития тех или иных двигательных способностей и поэтому предполагают особенно тщательную специальную физическую подготовку.
Таким образом, целый ряд современных профессий, в том числе и массовых, предъявляет высокие требования к физическим и связанным с ними способностями человека. В некоторых сложных видах профессиональной деятельности эти требования максимальны. Техника завтрашнего дня и задачи дальнейшего освоения природы (освоение космоса, проникновение в глубины океана и т. п.), очевидно, потребуют от представителей немалой части новых профессий еще более высокого развития способностей.
Сказанное свидетельствует также о том, что профессии имеют свою двигательную специфику. Они различаются по психофизиологическим характеристикам и условиям труда, а следовательно, предъявляют и разные требования к физической подготовленности человека. Это объективно обусловливает профилирование процесса физического воспитания, делает необходимым осуществление профессионально-прикладной физической подготовки.
Социальная значимость дальнейшего усиления прикладной направленности советской системы физического воспитания очевидна в свете указаний нашей партии и правительства об укреплении связи всей системы обучения и воспитания с жизнью, с практикой коммунистического строительства.