Методика физического воспитания
Профессионально-прикладное использование физической культуры
В основной период трудовой деятельности человека, естественно, возрастает роль непосредственно прикладного использования средств физической культуры в сфере труда, а также для оптимизации работоспособности во внерабочее время. Уже отмечалось, что внедрение физической культуры в научную организацию труда и в быт трудящихся имеет серьезное социально-экономическое значение, поскольку в результате существенно уменьшаются потери рабочего времени по болезни, возрастает производительность труда, обеспечивается творческое долголетие работников. Создавая условия для развития профессионально-прикладных форм физической культуры, социалистическое общество преследует, разумеется, не только экономические, но и прежде всего оздоровительные цели. В процессе профессионально-прикладного использования физической культуры решаются как задачи повышения работоспособности, так и задачи укрепления, здоровья, профилактики профессиональных заболеваний, предупреждения травматизма, улучшения общего физического и эмоционального состояния человека.
Значение направленного использования средств физической культуры непосредственно в сфере труда и в связи с трудовой деятельностью обусловлено главным образом следующим.
Многие современные виды труда характеризуются гиподинамией (ограниченной двигательной активностью) или относительно односторонними требованиями к функциональным возможностям организма. Средства физической культуры позволяют предупредить нежелательные отклонения в физическом развитии, которые могут возникнуть в силу данных особенностей труда.
В современном производстве исключены пока еще не все условия, создающие возможность профессиональных заболеваний и травм. Средства физической культуры позволяют существенно уменьшить их вероятность.
Любой трудовой процесс имеет фазу врабатывания, а при достаточно большой продолжительности и напряженности — фазу снижения работоспособности. Производственная гимнастика и другие средства физической культуры ускоряют врабатывание, уменьшают или исключают падение рабочей производительности.
Ряд видов труда требует специальной физической подготовленности, которая может быть обеспечена лишь специфическими средствами и методами физического воспитания.
Очевидно, нет такого вида трудовой деятельности, успешность которой хотя бы косвенно не зависела от общей физической подготовленности и крепкого здоровья, приобретаемых в результате рационального использования средств физической культуры.
Все это характеризует теснейшие связи физической культуры с трудом и указывает на основные направления, по которым реализуются эти связи. Уточнить задачи и формы использования средств физической культуры для содействия конкретной трудовой деятельности помогает составление специальных профессиограмм.
В профессиограмму включают:
общие сведения о профессии (вид профессии, средства и результаты труда, неспецифические условия труда и общий распорядок рабочего дня);
данные об особенностях трудовой деятельности и ее условиях, специфически воздействующих на организм: рабочее положение и состав рабочих операций, преимущественно функционирующие органы, степень физических усилий и психической напряженности, темп, степень монотонности и порядок чередования рабочих фаз и отдыха; температура микросферы, ее загрязненность, производственный шум, вибрация, вращения, толчки; динамика работоспособности;
специфические профессиональные заболевания;
специфические отклонения в физическом развитии, вызываемые характером и условиями профессионального труда;
5) специфические физические и психические качества, которыми должен обладать представитель данной профессии;
6) необходимые двигательные навыки профессионально-прикладного характера, i
Опираясь на данные профессиограммы, специалисты определяют задачи, средства и методы профессионально-прикладной физической подготовки (если она необходима), рекомендуют целесообразные коррективы в общей физической подготовке и формы направленного использования средств физической культуры непосредственно в организации труда.
Как было уже подчеркнуто, наиболее широкое прикладное значение имеет общая физическая подготовка, поскольку она создает предпосылки успешного выполнения самых разнообразных трудовых функций. Общая физическая подготовка может иметь в зависимости от характера профессии те или иные особенности (например, включать специальные упражнения для профилактики или исправления профессиональной односторонности в развитии двигательного аппарата, нарушений осанки и т. д.). Прикладпотрудовой аспект может быть выражен и в занятиях спортом (так, в ДСО, объединяющих работников морского и речного флота, широко культивируются водные виды спорта, среди работников воздушного флота особенно популярны самолетный, планерный, парашютный, авиамодельный спорт и т. п.). В тех же случаях, когда избранная профессия предъявляет специфические требования к физическим и связанным с ними способностям, двигательным умениям и навыкам человека, организуется профессионально-прикладная физическая подготовка со всеми присущими ей особенностями.
Непосредственно в сфере труда применяется производственная гимнастика. Комплексы ее созданы с учетом особенностей основных групп профессии. Наиболее распространенными формами производственной гимнастики являются вводная гимнастика и физкультурная пауза.
Вводная гимнастика (ее продолжительность — 5—7 мин.) проводится с целью активизировать функциональные системы организма так, чтобы способствовать быстрому включению в производственный процесс, сократить период врабатываемости.
Физкультурные паузы (до 10 мин.) включают в определенные моменты трудового процесса с тем, чтобы предупредить утомление или уменьшить степень падения работоспособности, использовав эффект активного отдыха. Чаще всего такую паузу вводят за 1,5— 2 часа до обеденного перерыва или за 1,5—2 часа до окончания работы.