Методика физического воспитания
Программно-нормативные основы и формы организации
Комплекс ГТО как программно-нормативная основа школьного звена в советской системе физического воспитания
Из приведенной характеристики задач физического воспитания детей и молодежи школьного возраста видно, что конкретным показателем реализации этих задач является прежде всего выполнение-нормативов комплекса ГТО I, II и III ступеней. Идеи, требования и нормы, заложенные в комплексе, составляют одну из важнейших основ всего содержания школьных программ по предмету Физическая культура, соответствующих им дрограмм средних специальных учебных заведений, а также программ ДЮСШ и других детских внешкольных учреждений и организаций. Нормы и требования комплекса ГТО сочетаются в школьных программах с подводящими к ним и дополняющими учебными нормативами (а с определенного возраста и с нормативами Единой спортивной классификации), составляя в совокупности систему нормативной оценки физической подготовленности.
Таким образом, нормы и требования школьных программ, комплекса ГТО и Единой всесоюзной спортивной классификации в существенной мере определяют содержание многолетнего процесса физического воспитания, протекающего в различных формах обязательной урочной, внеклассной и внешкольной работы с детьми, подростками и юношами. При этом обеспечивается методическая преемственность, единство, взаимное дополнение
Первые три ступени комплекса ГТО, как известно, охватывают возрастные группы от 10 до 18 лет: I ступень — Смелые и ловкие— предназначена для мальчиков и девочек 10—11 и 12—13 лет;
II ступень — Спортивная смена — для подростков 14—15 лет;
III ступень — Сила и мужество — для юношей и девушек 16— 18 лет.
Каждая ступень включает разделы требований и норм с последовательно возрастающим уровнем сложностиг |П о разделу требований предусматривается приобретение знаний об основах советской системы физического воспитание, практических навыков личной и общественной гигиены, начальных приемов защиты от оружия массового поражения и др. По разделу норм необходимо выполнить с определенными количественными показателями ряд упражнений (от 7 до 10, в зависимости от возраста и уровня подготовленности), выявляющих степень развития основных физических качеств и овладения двигательными и связанными с ними навыками — в беге, прыжках, метаниях, плавании, передвижении на лыжах, гимнастических упражнениях, туристском походе и других непосредственно прикладных и спортивных видах действий. Для поощрения достижений установлены значки различного достоинства (серебряный и золотой).
Подготовка к сдаче и выполнение норм и требований первых трех ступеней комплекса ГТО обогащают школьников многими двигательными умениями и навыками, которые имеют образовательное и непосредственно прикладное значение, стимулируют всестороннее развитие физических и связанных с ними способностей, приобщают к спорту и создают фундаментальные предпосылки дальнейшего физического совершенствования.