Методика физического воспитания
Школьный урок физической культуры
Урок—основная организационно-методическая форма физического воспитания в школе
Из совокупности обязательных уроков в младших, средних и старших классах (два урока еженедельно) складывается основа системы учебно-воспитательной "работы" по предмету Физическая культура. Урочная форма занятий является также основной в факультативном курсе по этому предмету для учащихся VII—X классов и во внеклассной работе школьных спортивных секций и секций общей физической подготовки.
Уроки физической культуры в школе непосредственно организует и проводит штатный учитель-специалист (в старших классах, как правило, двое учителей). Он руководит деятельностью учеников на уроке, привлекая из числа их заранее подготовленных помощников (физкультурный актив класса). Контингент учащихся на уроке строго однороден по возрасту и подразделяется на группы в зависимости от уровня физической подготовленности, состояния здоровья и половых особенностей. Все это создает благоприятные условия для качественного решения учебно-воспитательных задач.
В школьных уроках физической культуры решаются основные задачи, предусмотренные программами по этому предмету и в целом по физическому воспитанию школьников. Задачи в системе уроков конкретизируются с учетом возрастных особенностей учащихся, динамики их физической подготовленности за время обучения в школе, а также места урока в периодах учебного года взаимосвязей между разделами учебного материала и других обстоятельств. При этом большинство задач решается концентрически, т. е. с периодическим возвращением к аналогичным задачам на более высоком уровне достигнутой подготовленности и с постепенным усложнением требований.
В зависимости от преимущественной направленности различают уроки освоения нового учебного материала — учебные уроки, уроки совершенствования освоенного — тренировочные уроки (в узком смысле слова) и контрольные уроки. По составу привлекаемых средств различают уроки с однородным материалом (например, уроки гимнастики, игр, лыжной подготовки) и комплексные уроки (включающие материал из различных разделов программы). В младших классах преобладают комплексные уроки, в старших — уроки с преимущественно однородным материалом. Характерно также, что на первых этапах школьного физического воспитания больше представлены уроки, направленные на освоение нового учебного материала, затем все больше преобладают уроки смешанного типа (в которых сочетается углубленное. разучивание двигательных действий, совершенствование усвоенных и направленные воздействия на развитие физических качеств) и тренировочные уроки.