Методика физического воспитания
Спортивная тренировка как многолетний процесс
Спортивная тренировка все чаще строится как многолетний процесс, охватывающий ряд периодов возрастного развития спортсмена. Ее содержание и структура, естественно, изменяются в соответствии с возрастными особенностями и логикой спортивяого совершенствования ^ С хематически можно выделить четыре крупных этапа многолетних занятий спортом, на каждом из которых тренировка приобретает существенные особенности: этап предварительной спортивной подготовки, этап начальной специализации, или базовой спортивной подготовки, этап углубленного спортивного совершенствования и этап спортивного долголетия. Возрастные границы этих этапов значительно колеблются (в зависимости от специфики видов спорта и индивидуальных особенностей спортсме нов).
В настоящее время наиболее полно изучен третий этап. На нем в первую очередь сосредоточилось внимание исследователей в связи с задачами подготовки национальных сборных команд к важнейшим международным соревнованиям. В научных представлениях о других этапах пока еще немало пробелов. Это объясняется более всего трудностями получения исследовательских материалов о всем многолетнем пути к спортивным достижениям. Излагаемые ниже сведения имеют поэтому в значительной части ориентировочный характер.
Этап предварительной спортивной подготовки
Этот этап начинается обычно в младшем школьном возрасте (в отдельных видах спорта и раньше) и переходит в следующий этап, когда выбирается предмет углубленных спортивных занятий. Сроки своевременного начала спортивной специализации зависят прежде всего от специфики видов спорта (см. часть II, гл. IV).
В одних видах (например, в фигурном катании на коньках, в отдельных видах плавания) специализация нередко начинается с младшего школьного возраста; в других (например, в тяжелой атлетике, гребле, беге на средние и длинные дистанции) —з начительно позже. О спортивной тренировке в собственном смысле слова до начала специализации можно говорить лишь условно, поскольку специфические черты, отличающ ие ее о т других форм физического воспитания, на этом этапе только лишь намечаются. Занятия строятся в основном по типу общей физической подготовки с возможно широким использованием доступных сре дств вс естороннего физического воспитания и образования. Начинающий спортсмен пробует свои силы в различных спортивных упражнениях, выявляя под руководством педагога наиболее соответствующий его задаткам предмет будущей спортивной специализации.
Этап начальной специализации (специализированной базовой подготовки)
Основное место с началом спортивной специализации продолжает занимать широкая общая подготовка, особенно в тех случаях, когда специализация начинается в подростковом возрасте и ранее. Главное на этом этапе — заложить полноценный фундамент будущих достижений: обеспечить всестороннее гармоническое развитие организма, повысить общий уровень его функциональных возможностей, обогатить спортсмена разнообразными двигательными навыками и умениями, сформировать основы спортивного мастерства. Установка на возможно высокие спортивные показатели, если говорить о рациональном подходе, реализуется на этом этапе с ограничениями — как начало осуществления дальней перспективы.
Целесообразно, как показывает опыт, чтобы начальная специализация имела многоборный характер. Например, пловец совершенствуется вначале во всех либо в нескольких видах спортивного плавания в равной мере, легкоатлет —в троеборье, пятиборье и т. д. Это соответствует главному направлению подготовки спортсмена и вместе с тем создает дополнительные гарантии от ошибок при окончательном определении предмета узкой специализации. В определенных случаях юный спортсмен идет к предмету основной специализации через подводящую специализацию в более доступных упражнениях (например, будущий марафонец проходит начальную специализацию в беге на менее протяженные дистанции). Такой путь позволяет накопить необходимый тренировочный стаж и соревновательный опыт еще до того, как созреют возрастные предпосылки основной специализации. Поэтому он используется тем шире, чем выше возрастной ценз, установленный для занятий избираемым видом спорта.
Своеобразно решается проблема начальной специализации, когда она связана. с опасностью преждевременного образования „так называемого скоростного барьера (стойкая стабилизация скоростных характеристик движений, например в спринте). В этих случаях особенно важно не допустить чрезмерно частого повторения упражнений, служащих предметом специализации. Для воспитания же скоростных способностей могут быть использованы разнообразные формы упражнений, требующих нестандартных проявлений быстроты (например, игры с быстрыми перемещениями в постоянно меняющейся ситуации), а также упражнения, которые избирательно воздействуют на отдельные факторы, определяющие скорость движений (динамическую силу, координацию движений и т. д.).
За годы начальной специализации тренировочный процесс лишь постепенно приобретает все черты, характеризующие спортивную тренировку в ее развитом виде. Удельный вес специальной подготовки в первое время относительно невелик. Объем интенсивных упражнений возрастает значительно меньшими темпами, чем в дальнейшем, хотя общий объем нагрузок может увеличиваться в широких пределах. Особенно тщательно соблюдать меру напряженности нагрузок требуется в период интенсивного роста и созревания организма, когда резко повышен пластический обмен, что само по себе является значительной функциональной нагрузкой.
Своеобразна и периодизация тренировки. Первое время в тренировочных макроциклах почти вся тренировка строится по типу подготовительного периода. Соревновательный, а иногда и переходный периоды представлены как бы в свернутом виде. Вместе с тем происходит широкое варьирование средств, методов и форм занятий, величины и ближайшей направленности нагрузок в микр о- и мезоциклах. Макроциклы часто имеют укороченные сроки (полугодичные и меньше), что обусловлено, в частности, периодикой школьного года.
Ближе к окончанию рассматриваемого этапа тренировочный процесс все более полно перестраивается в соответствии с закономерностями достижения высоких спортивных показателей. Этап начальной специализации охватывает ориентировочно три-четыре года, возможны значительные отклонения от этих сроков, зависящие более всего от индивидуальных особенностей спортсмена и специфики избранного для специализации вида спорта.