Методика физического воспитания
Средства и отличительные черты методики
Состав средств
В связи с бедностью двигательного опыта ребенка в первые годы жизни особое значение в числе средств физического воспитания приобретают факторы общего режима жизни, гигиенические условия и оздоровительное воздействие природных факторов.
Для детей разного возраста устанавливаются различные режимы деятельности, активного отдыха, сна, питания. В любом случае режим должен отвечать гигиеническим нормам и требованиям, установленным для детей соответствующего возраста. Согласно этим требованиям, в режиме дня дошкольников следует предусматривать достаточное время для организованной двигательной активности, рационально чередуемой с отдыхом, и для закаливающих процедур.
Повышенные требования предъявляются к чистоте помещений, в связи с тем что при дыхании и движениях дети выделяют много тепла, влаги и углекислого газа, быстро ухудшающих микроклимат. Правилами планирования и строительства детских дошкольных учреждений для детских садов и яслей предусматриваются самые комфортные участки. Обязательна физкультурная площадка (75— 100 м 2 ), а также комната (зал) для физкультурных и музыкальных занятий. В зале и на площадке должны быть снаряды и оборудование для занятий физическими упражнениями (гимнастическая стенка, приспособления для упражнений в равновесии, качалки и др.), а во дворе — навесы для приема воздушных ванн, пребывания на воздухе в ненастную погоду, летние души и ванны для купания (или бассейны), кольцевые дорожки для езды на велосипеде. Физкультурный инвентарь для дошкольников должен соответствовать размерам и пропорциям их тела.
Порядок использования естественных факторов закаливания дошкольников в форме воздушных, солнечных, водных ванн и других процедур подробно разработан советскими специалистами и описан в специальных руководствах.
Закаливание водой проводится в виде локального и общего обтирания влажной губкой или тканью, что кроме закаливающего действия дает и эффект массажа, затем вводятся разнотемпе-ратурный душ, общие обливания, игры в воде, купание, которое с 5 лет или несколько раньше сочетается с обучением плаванию.
При использовании воздушных ванн организм не только адаптируется к переменным температурам, но и обильнее снабжается кислородом. Учитывая это, время пребывания дошкольников на воздухе стремятся сделать возможно большим (в летнее время — почти в течение всех суток, включая сон на свежем воздухе).
Морфо-функциональные особенности детского организма обязывают очень строго дозировать воздействие солнечных ванн. Чрезмерно длительное и интенсивное солнечное облучение может привести к угнетению кроветворной функции, диспепсическим расстройствам. Рекомендуется комбинировать солнечные и воздушные ванны (световоздушные ванны), руководствуясь температурными и временными нормативами, разработанными гигиенистами с учетом возраста и особенностей физического развития детей. Световоздушные ванны во многих случаях целесообразно сочетать с подвижными играми и другими физическими упражнениями.
В состав основных средств физического воспитания дошкольников— фи зических упражнений входят средства основной (общеподготовительной ) гимнастики, подвижные игры и (ближе к концу дошкольного периода) упрощенные формы спортивных упражнений.
С помощью средств основной гимнастики формируются жизненно необходимые навыки в ходьбе, беге, прыжках, метании, ловле и т. д. Эти навыки осваиваются в течение всего дошкольного периода и продолжают совершенствоваться в школьные годы. Одновременно осуществляются воздействия на развитие двигательных способностей.
Уже в грудном возрасте стремятся направленно использовать активно-пассивные движения (поднять и опустить голову, присесть, повернуться и т. д.). При этом до 3—4-месячного возраста в связи с преобладанием тонуса мышц-сгибателей используются рефлекторные движения в ответ на специально вводимые раздражители (игрушка, звук и др.). Примерно с 4-го месяца жизни постепенно осуществляется переход от пассивных и активно-пассивных упражнений (для рук, ног, туловища) к активным.
В раннем возрасте широко применяются имитационные упражнения и упражнения, связанные с конкретными предметными заданиями. Упражнения аналитического характера часто вызывают чрезмерные координационные трудности, поэтому используются преимущественно к концу дошкольного периода. Но и в это время в силу конкретности мышления детям легче выполнять упражнения, имеющие определенный практический смысл: не просто наклоняться, а положить и поднять предмет, не просто поднять руки в абстрактно обусловленное положение, а переложить мяч из правой руки в левую над головой и т. п. Поэтому широко практикуют упражнения с различного рода предметами: малыми и надувными мячами, палками, обручами, лентами, флажками, кубиками и т. д. По режиму усилий преобладают упражнения динамического характера, однако для мышц, участвующих в поддержании правильной позы, необходимо использовать и кратковременные статические упражнения.
К 5—6 годам дошкольники должны уметь правильно соблюдать основные исходные положения для выполнения упражнений (основную стойку, стойку с сомкнутыми ступнями, стойку ноги врозь с руками на пояс и в стороны), а также овладеть простейшими способами построений и перестроений (в парах, в кругу, в звеньях, в шеренге, поворотами направо, налево). Хотя эти действия носят вспомогательный характер, с их помощью совершенствуется ориентировка в пространстве, умение выполнять коллективные действия.
Особенно значительное место в составе средств физического воспитания дошкольников отводится подвижным играм, соответствующим возрастным особенностям детей. Посредством подвижных игр совершенствуются навыки в основных движениях, воспитываются ловкость, ориентировка в пространстве, быстрота реакции и движений, выносливость. Дети очень любят играть, подвижные иг ры создают у них хорошее, жизнерадостное настроение, оказывают благотворное влияние на психику и все поведение ребенка.
Игра входит в жизнь ребенка очень рано. Так, забавы с игрушками уже во втором полугодин жизни ребенка используются для совершенствования движений руками. Примерно до полутора лет игры носят индивидуальный характер. Содержание и формы их усложняются по мере накопления двигательного опыта детьми и развития у них двигательных способностей. Первоначально основой стимулирования к игре является организация внешних условий и подбор специальных пособий (обручей, мячей, кольцебросов и т. п.). Уже на этой стадии игры используются для обучения движениям. Собственно-подвижные игры в коллективе, с сюжетом, правилами, возможны при развитии у детей произвольного внимания, когда они приобретают устойчивую привычку следовать слову взрослого и сообразовывать свои действия с действиями других. Формы движений в подвижных играх малышей первоначально просты *: элементарные варианты ходьбы и бега с поворотами, огибанием препятствий, передачей предметов и т. п. Сюжет соответствует элементарным представлениям маленького ребенка. С возрастом вводятся игры с более сложным сюжетом, переменными игровыми ситуациями, дифференциацией ролей, большим числом правил, более разнообразным кругом движений (передачи мяча, прыжки в длину, броски в подвижную цель и др.), элементами соревнования между группами.
В состав средств физического воспитания дошкольников во второй половине рассматриваемого периода постепенно включают упражнения, подобные используемым в детском спорте. С помощью таких упражнений дошкольники получают опыт освоения совершенных форм движений, а в последующем вовлекаются в орбиту спортивной деятельности. До поступления в школу дети овладевают вначале упрощенными способами передвижения на лыжах, осваивают спуски в основной, низкой и высокой стойках, некоторые простейшие способы подъемов. Целесообразно обучение дошкольников плаванию. Опыт показывает, что дети в возрасте 5—7 лет могут неплохо освоить, в частности, плавание способом кроль на груди и на спине. Они легко обучаются езде на двухколесном велосипеде, овладевают рядом навыков фигурного катания на коньках.
Использование названных упражнений в этом возрасте подчинено прежде всего оздоровительной направленности всего процесса физического воспитания и не преследует обязательно цели подведения к будущей спортивной специализации. Однако начальное освоение спортивной техники в дальнейшем может быть использовано для целенаправленной спортивной тренировки.