Методика физического воспитания
Цикличность
К числу основных закономерностей процесса спортивной тренировки относится также четко выраженная его цикличность, т. е. относительно законченный кругооборот стадий с частичной повторяемостью отдельных упражнений, занятий, этапов и целых периодов в рамках определенных циклов.
В зависимости от масштабов времени, в пределах которого строится тренировочный процесс, различают: микроциклы (например, недельные), мезоциклы (например, месячные) и макроциклы (например, годичные) тренировки. Не касаясь пока их детальной характеристики — этому посвящена следующая глава, — здесь следует отметить, что все они составляют неотъемлемые звенья рационального построения тренировочного процесса. При этом каждый очередной цикл соответствующего типа не является простым повторением предыдущего, но выражает тенденции развития тренировочного процесса, в том числе и по уровню тренировочных нагрузок.
Циклы тренировки — наиболее общие формы ее структурной организации. В качестве таковых они привлекают все более пристальное внимание исследователей и практиков спорта. Этому способствуют в настоящее время по меньшей мере два обстоятельства: во-первых, резкий рост объема и интенсивности нагрузок, которые в современном спорте высших достижений приближаются к границам биологической нормы, и, во-вторых, выравнивание количественных параметров тренировки и уровня мастерства у ведущих спортсменов мира. То и другое заставляет все настойчивее стремиться к более эффективному управлению процессом спортивного совершенствования путем оптимизации структуры тренировки. Построение оптимальных тренировочных циклов приобретает в данных условиях первостепенное значение. В методическом же отношении это служит решающей предпосылкой реализации принципа систематичности, поскольку цикличность во многом предопределяет последовательность занятий, порядок изменения нагрузок и все другие стороны системы построения тренировки.
Таким в сжатой характеристике представляется сейчас ряд основных закономерностей и черт спортивной тренировки. Как видно, в них выражен ряд ее существенных особенностей. Вместе с тем эти отличия не исключают применения общих педагогических принципов в области спорта. Лишь на базе познания закономерностей спортивной тренировки и умелого использования их в единстве с общими принципами обучения и воспитания можно уверенно идти к высотам спортивного совершенствования.