Методика физического воспитания
Требования по осуществлению принципа оздоровительной направленности
Незавершенность процессов естественного формирования и роста организма детей школьного возраста, повышенная пластичность организма почти на всех этапах этого периода возрастного развития требуют особенно тщательного соблюдения в процессе физического воспитания принципа оздоровительной направленности. Необходимо, в частности:
1. Обеспечивать строгое соответствие содержания, объема и интенсивности двигательной деятельности школьников их возрастным особенностям на различных этапах развития (7—9, 10—11, 12—13, 14—15,16—17—18 лет), а также половым особенностям. Это не значит, что следует пассивно приспосабливать содержание и методику занятий к естественно достигнутому уровню функциональных проявлений. Требуется направленно воздействовать на процессы функционального развития организма, так, чтобы обеспечить их оптимальные темпы при обязательном условии укрепления здоровья и противодействии нежелательным отклонениям (например, предупреждать или своевременно исправлять нарушения осанки, укреплять относительно слабые мышечные группы, нивелировать задержки в развитии отдельных физических качеств).
Хорошо известно, что формирующее влияние физических упражнений на системы и функции растущего организма проявляется в наиболее полной мере. Благодаря достаточному объему двигательной активности дети быстрее растут, лучше развиваются, становятся здоровее, выносливее. Как показано многими исследованиями, у детей, систематически занимающихся физическими упражнениями, существенно улучшаются показатели физического развития (в частности, вес, рост, окружность груди, жизненная емкость легких, производительность сердечно-сосудистой системы и т. д.), что служит основой полноценного здоровья. Достаточный объем двигательной активности в этом отношении — одна из решающих гарантий воспитания здоровых поколений. Повышенную потребность детей в движениях позволяет удовлетворить рациональная организация занятий физическими упражнениями не только в школе, но и в семье, во внешкольных организациях.
Согласно ряду исследовательских данных (Н. Н. Яковлев с сотр . и др.), положительное влияние на развитие физических качеств в детском возрасте оказывают нагрузки переменного характера с выраженными моментами скоростных проявлений. Вместе с тем при достаточно тщательной дозировке уже в 10—12 лет могут быть полезны и довольно продолжительные физические упражнения, например бег умеренной интенсивности до 30 мин. (А. Н. Макаров с сотр.).
Существенное значение для оздоровительного эффекта занятий физическими упражнениями имеют положительные эмоции. Живое, увлекательное проведение занятий поднимает настроение детей, побуждает их к активным действиям, оптимизирует само поведение. Проявление же отрицательных эмоций (обида, страх, гнев и др.) помимо всего прочего не полезно и для здоровья детей.
Повышать оздоровительный эффект физических упражнений путем систематического приучения школьников к рациональному режиму занятий и отдыха, использования гигиенических условий и естественных факторов закаливания. Эти факторы и условия во многом определяют общий оздоровительный эффект физического воспитания.
Обеспечивать систематический врачебно-педагогический контроль за состоянием здоровья, динамикой показателей физического развития и степенью физической подготовленности детей. Периодичность и содержание врачебного контроля в школе регламентируются Положением о физическом воспитании учащихся и специальными инструкциями Министерства здравоохранения СССР. На основании учета исходных данных о состоянии здоровья, показателей физического развития и физической подготовленности учащиеся распределяются на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. Соответственно устанавливаются дифференцированные рекомендации по использованию средств физического воспитания. Врачебно-педагогический контроль включает также поэтапные и текущие наблюдения за ходом занятий и воздействием средств физического воспитания в школе и вне ее. В совокупности с показателями контрольных упражнений это дает необходимую информацию для рационального построения педагогического процесса, позволяет адекватно дозировать нагрузки, достигать наибольшего оздоровительного эффекта.