Методика физического воспитания
Углубленные занятия спортом
Как уже отмечалось, спорт в качестве средства и метода физического воспитания позволяет обеспечить наиболее значительное развитие определенных способностей, навыков и умений. В то же время закономерности достижения высоких спортивных результатов требуют органического сочетания специальной и обшей подготовки спортсмена, благодаря чему спорт является одним из действенных факторов разностороннего развития, укрепления здоровья и совершенствования личности в целом. Все это, а также необычайная эмоциональность спорта, его зрелищная популярность и всевозрастающая роль как сферы межличностных, межколлективных и международных контактов обусловливает все большее развертывание спортивного движения взрослого населения.
Спортивная деятельность взрослого населения организуется ДСО. Систематически заниматься спортом могут все желающие при наличии разрешения врача и достаточной предварительной подготовленности. Занятия, имея непосредственную направленность на достижение определенных спортивных результатов, преследуют, по сути, цель приобретения высокого уровня всесторонней физической подготовленности, укрепления и сохранения здоровья, содействия гармоническому совершенствованию личности.
В спортивном движении, как известно, выделяются две взаимосвязанные сферы — массовый (или базовый) спорт и спорт высших достижений (большой спорт). Основная форма организации спортивной подготовки в массовом спорте — спортивные секции низовых коллективов ДСО (или спортклубов). В сфере спорта высших достижений существуют и такие формы организации подготовки высококвалифицированных спортсменов, как центральные секции, централизованные тернировочные сборы, школы высшего спортивного мастерства и др.
Спортивные секции создаются при коллективах физической культуры по основным популярным видам спорта. Предпочтение отдается тем, которые представлены в комплексе ГТО, что соответствует задачам привлечения широких масс населения к систематическим занятиям физическими упражнениями и внедрения физической культуры в быт трудящихся.
При организации низовых спортивных секций учитывают также характер трудовой деятельности основного контингента занимающихся — культивируют виды спорта, имеющие профессионально-прикладное значение.
Тренировочные группы (команды) в секциях комплектуются по возможности из спортсменов одинаковой квалификации и одинакового возраста с обязательным подразделением на мужские и женские группы (подгруппы). Численный состав одной группы колеблется в зависимости от квалификации спортсменов (20 человек — для новичков и третьеразрядников, 10 человек — для спортсменов старших разрядов, исключая мастеров спорта). Секционные занятия проводятся обычно не менее 3 раз в неделю (не считая дополнительных самостоятельных занятий).
Содержание занятий в спортивных секциях определяется в со ответствии с типовыми программами, которые санкционируются Ко митетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Принципиальные основы программ для всех видов спорта одинаковы. Программный материал рассчитан на подготовку спорт смена до уровня I разряда Единой всесоюзной спортивной класси фикации.
В теоретическом разделе программы предусматривается освоение знаний о социальной сущности советского спортивного движения, об истории развития и современном состоянии избранного для специализации вида спорта, об основных закономерностях и методике спортивной тренировки, технике, тактике, правилах и условиях соревнований в нем, о физиологических основах подготовки спортсмена, спортивной гигиене, врачебном контроле и самоконтроле в процессе занятий спортом, а также о требованиях к моральному облику советского спортсмена, нормах спортивной этики и достижениях советской школы спорта. Как видно, это довольно обширный комплекс знаний, для усвоения которых необходима система теоретических занятий (лекций, семинаров, бесед, самостоятельное изучение литературных источников). На них выделено в программе от 10 до 24 часов на каждой ступени спротивного совершенствования (т. е. в зависимости от спортивного разряда). Практическая часть программы очерчивает материал и объем затрат времени на общую и специальную физическую, техническую и тактическую подготовку спортсмена. Предусматривается также инструкторская и судейская практика.
Один из важнейших принципов, воплощенных в программах спортивных секций, — единство общей и специальной физической подготовки спортсмена. Этот принцип закреплен и в спортивной классификации: разряды и звания присваиваются при условии, если спортсмен не только выполнил квалификационные нормативы, но и сдал нормы ГТО соответствующей ступени.
Тренировочный процесс в секциях планируется в соответствии с общими закономерностями построения спортивной тренировки (ч. I, 1.3). Особенности построения системы занятий с конкретным контингентом спортсменов зависят от их квалификации, спортивного стажа, специфики избранного вида спорта, режима трудовой деятельности (в частности, ритма рабочей недели) и других условий. Во всех случаях необходимо использовать все возможности для обеспечения непрерывности тренировочного процесса в круглогодичном и многолетнем аспектах, рациональной периодизации спортивной тренировки, сообразующейся с закономерностями развития спортивной формы и системой соревнований, четкой организации занятий в рамках мезоциклов и микроциклов тренировки. С возрастом спортсмена тренировочный процесс теряет установку на повышение спортивных результатов. Занятия спортом приобретают характер общей физической подготовки, а затем все более выраженную физкультурно-гигиеническую и оздоровителыю-рек-реактивную направленность (ч. I, 2.4).