Методика физического воспитания
Внеклассная работа по физическому воспитанию
Самодеятельная физкультурно-спортивная работа в школе осуществляется с участием педагогического коллектива, родительской общественности и шефствующих над школой организаций при широкой опоре на физкультурный актив учащихся, комсомольскую и пионерскую организации. Этой работой преследуются такие задачи как: 1) содействие успешному овладению учебным материалом программы Физическая культура, завершению подготовки и выполнению норм и требований первых трех ступеней ГТО, а также совершенствование в излюбленных видах спорта; 2) организация здорового и содержательного отдыха учащихся; 3) прочное закрепление навыков сознательного использования разнообразных средств физического воспитания в быту.
Внеклассная работа по физическому воспитанию сочетается с воспитательной работой по формированию у детей положительных моральных и волевых качеств, с военно-патриотическим воспитанием и воспитанием чувства ответственности за учебный труд в школе. Она строится на основе самодеятельности, добровольности и заинтересованности учащихся. Большая организаторская роль в ней принадлежит комсомольской и пионерской организациям школы.
Основной формой организации внеклассной работы является коллектив физической культуры (спортивный клуб); он осуществляет свою деятельность на основе положения о школьном коллективе физической культуры (спортивном клубе). Главная сфера деятельности членов физкультурного коллектива — занятия в спортивных секциях и секциях общей физической подготовки. Одна из конкретных целей этих занятий — качественная подготовка к спортивным соревнованиям, которые проводятся по плану, утвержденному директором школы.
Активисты школьного коллектива физической культуры ведут работу в классах, пионерских отрядах, звеньях. Важно, чтобы именно в классных коллективах находили свои истоки разнообразные, повседневные, доступные всем учащимся занятия играми, упражнениями гимнастического и спортиввого характера, туристские прогулки, экскурсии и походы. Содержательность и массовость этой работы во многом зависят от того, насколько умело классные руководители опираются на пионерский и комсомольский актив, поддерживают инициативу физкультурного актива. План работы по физической культуре и спорту в классах составляется на основе предложений самих учащихся, с учетом советов классного руководителя и учителя физической культуры.
К участию во внутришкольных спортивных соревнованиях привлекаются учащиеся начиная с первого класса. Программы соревнований приближены к изучаемому на уроках физической культуры учебному материалу. Соревнования проводятся внутри классов, между параллельными классами, между командами классов на первенство школы. Воспитательный эффект внутришкольных соревнований трудно переоценить, при условии, что они проводятся организованно, в торжественной обстановке, с максимальным охватом учеников и всех заинтересованных лиц.
Одним из важных разделов работы школьного физкультурного коллектива является агитационно-пропагандистская деятельность, которая включает в себя широкое разъяснение и пропаганду комплекса ГТО, освещение вопросов физической культуры и спорта в настенной печати, на стендах, через школьный радиоузел, организацию уголков физической культуры и спорта, встреч с мастерами спорта, показ лучших достижений юных спортсменов школы, показательные массовые выступления.
Коллектив физической культуры (спортивный клуб) школы организует постоянно действующий семинар по подготовке юных инструкторов и судей по спорту. Семинар осуществляет свою работу по специальным программам. Наряду с этим проводятся практические инструктивные занятия с вожатыми пионерских отрядов, звеньев, с физоргами классов. Участники семинаров получают необходимые сведения об организации очередных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий со школьниками и приобретают умение проводить эти мероприятия.