Методика физического воспитания
Волнообразность динамики нагрузок
Тенденция постепенного и в то же время достаточно стремительного увеличения тренировочных нагрузок наиболее естественно воплощается в их волнообразной динамике, хотя в спортивной тренировке, так же как и в других формах физического воспитания, возможны и другие виды динамики нагрузок (прямолинейно-восходящая, ступенчато-скачкообразная и т. д.).
Эта черта спортивной тренировки привлекла к себе пристальное внимание лишь в последние десятилетия (В. М. Дьячков, Л. П. Матвеев, Л. Прокоп, В. Д. Шапошников и др.). Тем не менее сейчас уже можно представить ориентировочную схему общих тенденций нагрузок в различных фазах, этапах и периодах тренировочного процесса (рис. 4). Согласно этой схеме, выделяются волны следующих масштабов:
а) малые, характеризующие динамику нагрузок в микроциклах, которые охватывают несколько дней (в различных случаях от 2 до 7 дней или около того);
б) средние, выражающие общую тенденцию нагрузок нескольких малых волн (например, 3—6) в пределах мезоциклов (средних циклов) тренировки;
в) большие, характеризующие общую тенденцию средних волн в периодах больших циклов (макроциклов ) тренировки.
Искусство строить спортивную тренировку в немалой степени состоит именно в том, чтобы правильно соразмерить все эти волны друг с другом, т. е. обеспечить необходимое соответствие между динамикой нагрузок в микроциклах и более общими тенденциями тренировочного процесса, характерными для тех или иных его этапов и периодов.
Волнообразные колебания свойственны как динамике объема, так и динамике интенсивности нагрузок, причем максимальные значения тех и других параметров в большинстве случаев не совпадают. Так, в средних и особенно в больших волнах вначале достигают апогея показатели объема (суммарное количество тренировочной работы за неделю и месяц), затем объем стабилизируется и уменьшается, а на этом фоне достигают наибольших значений различные показатели интенсивности (моторная плотность занятий, скоростные и силовые характеристики движений и др.).
В малых волнах часто наблюдается противоположное соотношение объема и интенсивности: в первой половине микроцикла проводятся занятия более интенсивные, но менее объемные, чем во второй. Эти общие тенденции проявляются по-разному (в зависимости от места и роли тех или иных упражнений в тренировочном процессе).
Причины волнообразных колебаний тренировочной нагрузки частично уже объяснены в связи с изложением общих принципов физического воспитания. Малые волны вызываются прежде всего взаимодействиями процессов утомления и восстановления, которые протекают в организме спортсмена под влиянием тренировки и обусловливают чередование нагрузок и отдыха, а также изменение величины и характера нагрузок в микроциклах. Важную роль наряду с этим играют периодические колебания функционального состояния организма, обусловленные общим режимом жизни и деятельности, а также естественным ритмом физиологических процессов.
Большие и средние волны обусловлены прежде всего закономерностями запаздывающей трансформации. Ход приспособительных изменений в различных органах и системах организма как бы отстает от динамики тренировочных нагрузок, поэтому для достижения соразмерного подъема функциональных возможностей необходимы систематические перепады нагрузки. Внешне запаздывающую трансформацию можно наблюдать, в частности, при сопоставлении динамики недельных объемов нагрузки и динамики спортивных результатов. Наиболее значительное нарастание результатов не совпадает по времени с наиболее значительными объемами нагрузки — требуется определенное время, прежде чем объем проделанной работы трансформируется в повышение спортивных результатов. Динамика же интенсивности нагрузок связана с динамикой спортивных результатов более непосредственно, изменение результата почти сразу однонаправленно отражает изменение интенсивности. Отсюда, конечно, не следует, что объем нагрузок играет менее существенную роль. В конечном счете спортивный результат определяется в равной мере и объемом, и интенсивностью, но в разных отношениях. Нарастание объема нагрузок играет преимущественную роль в создании фундамента для последующих достижений, нарастание же интенсивности играет определенную роль в реализации спортивных достижений на базе освоенных объемов.
Волнообразное изменение тренировочных нагрузок позволяет наилучшим образом разрешать противоречие между их объемом и интенсивностью.
Такая динамика дает возможность, разделив во времени апогей волны объема и апогей волны интенсивности, достигать наибольших значений всех параметров нагрузки и вместе с тем препятствует чрезмерной суммации эффектов тренировочных нагрузок, поскольку систематически включает относительную разгрузку и тем самым гарантирует условия для полноценного восстановления работоспособности и неуклонного роста тренированности.
Волны динамики нагрузок в реальных условиях спортивной практики формируются под влиянием многих обстоятельств и потому не всегда четко прослеживаются. Их позволяют выявлять специальные методы анализа. На отдельных отрезках тренировочного процесса малые и средние волны могут заменяться другими формами динамики нагрузок (ступенчатой, прямолинейной и т. п.). Однако это оправдано лишь как частные тенденции. Обычно же динамика нагрузок неизбежно приобретает волнообразную или подобную ей фору, причем конкретные параметры и соотношения волн меняются в зависимости от этапов и периодов тренировки.
Волновой характер динамики тренировочных нагрузок самым непосредственным образом связан с другими, уже рассмотренными закономерностями спортивной тренировки: ее направленностью к высшим показателям, постепенным и в то же время максимальным увеличением тренировочных требований, непрерывностью и рациональным чередованием нагрузок с отдыхом. Все эти закономерности должны быть важнейшей основой построения спортивной тренировки, особенно в связи с принципами систематичности и прогрессирования.