Воспитание гуманитарных чувств
Особенности гуманных проявлений детей в их личных взаимоотношениях
Проблема формирования у ребенка с первых лет его жизни таких взаимоотношений с окружающими людьми, которые исходили бы из нравственных принципов социалистического гуманизма — чрезвычайно актуальна сегодня как в теории, так и в практике коммунистического воспитания подрастающего поколения. В нашем обществе эти отношения характеризуются дружеским сотрудничеством, взаимоуважением, заботой людей друг о друге, взаимопомощью.
Исследования показывают, что между детьми в до школьной группе существуют довольно сложные отношения. Задолго до того, как в процессе организованной воспитателем совместной деятельности сложатся деловые контакты, между детьми возникают личные отношения. Отличительная их особенность — проявление чувства симпатии или антипатии, взаимного или одностороннего влечения, приязни или неприязни и т. д. Кроме того, в отличие от деловых, личные взаимоотношения складываются, главным образом, стихийно, хотя они и не индифферентны к деловым и взаимно влияют друг на друга.
Система личных отношений, которая основывается на чувствах симпатии, антипатии, предпочтения, приязни и т. д., доминирует в дошкольной группе, играет первостепенную роль как в формировании личности каждого ребенка, так и в становлении детского коллектива, доброжелательных отношений между его членами, влияет на эмоциональный климат группы, настроение детей.
Установлено, что не все взаимоотношения благотворно сказываются на формировании личности каждого ребенка, становлении детского коллектива. Нередко в группе детского сада между детьми возникают взаимоотношения, которые не только не вырабатывают у ребят гуманных чувств друг к другу, но, наоборот, ведут к воспитанию прямо противоположных качеств... В дошкольной группе есть обычно несколько чрезвычайно активных детей, которых воспитатели нередко считают ядром группы, поддерживают их и опираются на них в воспитательной ра боте. В то же время в группе есть дети, которые находятся в подчинении у первых. Такая поляризация вредно отражается на развитии личности и тех, и других. У первых развивается повышенная самооценка, стремление во что бы то ни стало быть впереди всех, жестокость по отношению к более пассивным детям. У тех, кто не входит в ядро, развивается либо угодничество, либо замкнутость, недоверие к людям. Такие дети чувствуют себя неловко в группе сверстников и часто с большой неохотой идут в детский сад.
Причина такого положения в том, что воспитатели не умеют правильно анализировать взаимоотношения своих воспитанников, от них зачастую ускользают многие нюансы во взаимоотношениях детей, часто складывающихся стихийно и далеко не всегда на гуманной основе.
Взаимоотношения дошкольников особенно нуждаются в педагогической корректировке, поскольку они только начинают складываться. От умелого руководства воспитателя процессом общения детей в различных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной) зависит характер отношений не только в отдельных объединениях, но и в группе в целом. Усилия педагога должны быть направлены на привитие детям положительных способов взаимодействия и на предупреждение отрицательных. И первые, и вторые способы взаимодействия основываются на проявлении эмоционального отношения к сверстнику — на чувствах симпатии, приязни, предпочтения или, наоборот, антипатии, неприятия.
Чтобы осуществлять педагогически правильное руководство взаимоотношениями дошкольников, необходимо знать положение ребенка в кругу сверстников (кому из них он отдает предпочтение, кому стремится подражать, на кого оказывает влияние), индивидуальные особенности каждого из воспитанников. Зная особенности взаимных контактов детей, владея методикой их формирования, педагог может целенаправленно управлять взаимоотношениями своих питомцев.
Личные взаимоотношения детей в группе, в отличие от деловых, никем специально не устанавливаются, а складываются преимущественно стихийно в процессе повседневных контактов. В условиях деятельности и общения, не регламентируемых взрослыми (самостоятельные игры, труд, наблюдения), каждый ребенок стремится выбрать в качестве партнера сверстника, по тем или иным причинам особенно симпатичного или авторитетного для него. Поэтому вмешательство в личные отношения детей в целях их коррекции требует от воспитателя особой деликатности, проявления педагогического такта.
Внимательное наблюдение за любой возрастной группой детей в дошкольном учреждении показывает, что почти у каждого ребенка есть свой узкий круг общения, который строится преимущественно на чувствах взаимной симпатии, привязанности, предпочтения. Именно эта микросреда в силу своей эмоциональной насыщенности часто является наиболее значимой для ребенка, а поэтому и интенсивнее воздействует на формирование его личностных качеств, того или иного отношения к людям. Влияние малой группы на каждого ее члена может быть как положительным, так и отрицательным, в зависимости от тех ценностей, которые в ней являются доминирующими.
Из сказанного ясно, что взаимоотношения между деть ми в малых группах требуют самого пристального внимания педагога. А практика показывает, что именно эти контакты часто выпадают из сферы его внимания. Известный исследователь личных взаимоотношений детей дошкольного возраста Е. И. Кульчицкая отмечает, что часто система сложных взаимоотношений между детьми исчезает из-под контроля воспитателя, так как она не может быть обнаружена путем простого внешнего наблюдения и требует значительно более сложных методов и приемов обнаружения. Между тем незнание действительных форм взаимоотношений между детьми лишает воспитателя возможности управлять сложным процессом формирования и коллектива в целом, и личности каждого ребенка в отдельности.
Важно помнить, что не во всех микрогруппах, хотя в большинстве случаев они и строятся на началах самостоятельного выбора и предпочтения одних сверстников другим, отношения между детьми пронизаны чувством взаимного уважения, сочувствия, заботы друг о друге. Иногда внутри микрогруппы существуют отношения неравенства, неразделенной симпатии, пренебрежения к другим со стороны лидера.
Более глубокое изучение взаимоотношений в малых группах показывает, что их эмоциональный микроклимат во многом зависит не только от личных качеств детей, от особенностей совместной деятельности, но и обусловливается теми первоначальными мотивами, которыми руководствовались дошкольники, выбирая в качестве партнера для общения того или иного сверстника. (Под мотивом быть разными. В одних случаях ребенка привлекают положительные качества сверстника, в других — его трудовые умения, игровые навыки. Осмысление этих качеств и умений сверстника происходит под непосредственным воздействием оценочных суждений педагогов о нем. Мотивы выбора сверстника могут быть также продиктованы желанием продемонстрировать окружающим свое превосход в основе которых лежат именно эти мотивы, требуют особо пристального внимания, ибо они не только не способствуют формированию гуманных чувств, но и тормозят их.
Поэтому, подчеркнем еще раз, педагог должен знать особенности взаимоотношений детей, истоки их становления, начиная с раннего детства. Это требование к деятельности педагога особенно актуально в связи с тем, что в настоящее время воспитатель берет группу детей в возрасте полутора-двух лет и ведет ее до конца их пребывания в дошкольном учреждении.
Что лежит в основе развития взаимоотношений между детьми? Что заставляет ребенка сближаться с тем или иным сверстником, выделять его из группы? Как мотивы выбора влияют на характер взаимоотношений детей в небольшой группе? В чем особенности избирательных отношений в разных возрастных группах? Полагаем, что умение ответить на эти вопросы существенно поможет практическим работникам в выборе педагогически правильных приемов и методов воздействия на процесс формирования доброжелательных отношений между детьми.
Специально проведенные исследования показали, что в основе развития взаимоотношений ребенка с окружающими людьми лежит потребность в общении — одна из главных духовных потребностей человека. Ее становление начинается в первые недели жизни ребенка и первоначально выражается как потребность во взрослом человеке. Очень рано (на четвертом-пятом месяце жизни) ребенок начинает избирательно относиться к социальному окружению. Он уже различает знакомых и незнакомых взрослых и по-разному реагирует на них. Улыбку он адресует только знакомому взрослому, особенно матери — главному объекту своей эмоциональной привязанности. Причем эта привязанность тем сильнее, чем более эмоционально окрашено общение матери с ребенком.
Уже на первом году жизни ребенок проявляет интерес к другим детям. Полутора-двухгодовалые малыши, различая взрослых и сверстников, по-разному относятся к ним. Так, незнакомый взрослый вызывает у малыша смущение, а иногда и страх, а незнакомый сверстник — интерес и даже положительные эмоции. Ребенок охотнее протягивает игрушку ровеснику, чем взрослому, знакомому ребенку скорее, чем незнакомому.
У полуторагодовалых малышей еще нет потребности в общении со сверстником, а есть интерес к нему, притом очень неустойчивый. Постепенно под влиянием воспитательных воздействий взрослого интерес к сверстнику, эмоциональное отношение к нему заметно усиливаются. Если малыш раньше часто не замечал игрушку, которую протягивал ему ровесник, или же улыбку, адресованную ему, то теперь он активно реагирует на все это. Он даже может проявлять инициативу в установлении взаимодействия со сверстником, ищет контакты с ним.
В возникновении таких эмоционально положительных проявлений к сверстнику первостепенная роль принадлежит, конечно же, взрослым — родителям, воспитателям. На третьем году жизни активность детей в налаживании контактов со сверстниками, которые становятся желанными партнерами в игровой деятельности, заметно возрастает. Малыши этого возраста радуются появлению ровесника, улыбаются ему, заглядывают в глаза, протягивают руки. Подобное поведение свидетельствует о том, что сверстник интересует малыша уже сам по себе, а не потому, что в руках у того привлекательная игрушка.
Внимательное наблюдение за процессом общения детей третьего года жизни показывает, что они не ко всем ровесникам относятся-одинаково: у них уже можно заметить выражение чувства симпатии. Двухлетние малыши способны понять, что другому больно, что его обидели. Ребенок оказывает самостоятельную посильную помощь пострадавшему сверстнику (поднимает упавшего, дует на ушибленное место). Симпатия к сверстникам проявляется также в том, что ребенок защищает другого, привлекает его к участию в общем деле, делится сладостями, игрушками.
Важно помнить, что чувство симпатии развивается не самопроизвольно, а под непосредственным воздействием взрослого. Атмосфера жизни в семье, характер взаимоотношений между ее членами являются наглядным примером, образцом для подражания. Многие исследователи и педагоги-практики отмечают, с одной стороны, большую склонность детей третьего года жизни к подражанию, а с другой — явную выраженность у них социальных чувств, особенно успешно формирующихся в благоприятных педагогических условиях.
В условиях дошкольного учреждения пребывание ребенка в группе сверстников дает большие возможности для воспитания у него симпатии, доброжелательного отношения к окружающим, для взаимной заботы, а также преодоления некоторых эгоистических проявлений, уже сложившихся к этому времени.
Как уже было сказано выше, в основе доброжелательного отношения ребенка к окружающим людям лежит чувство симпатии к ним. Развивая его у детей, можно успешно влиять и на становление их личных взаимоотношений. Очень важно научить малышей проявлять это чувство: обращать их внимание на состояние других детей, на возможность оказать им помощь; на необходимость делиться со сверстниками, взрослыми игрушками, сладостями и т. д. Следует поощрять хорошие поступки ребенка; взрослый и сам должен в присутствии детей проявлять доброжелательность к другим людям.
Под конец третьего года жизни у детей уже можно наблюдать довольно устойчивое отношение к определенным людям (симпатия, антипатия, безразличие). В семье ребенок чаще всего отдает предпочтение матери, а в дошкольном учреждении — одному или нескольким сверстникам. Некоторые исследователи утверждают, что у детей третьего года жизни возникает избирательная привязанность к отдельным сверстникам (Н. И. Лысенко, М. И. Лисина, С. В. Корницкая), формирующаяся на основе потребности в общении.
В этом возрасте избирательные привязанности малы шей обусловлены случайными, временными обстоятельствами (другой посочувствовал ему, поделился конфетой, игрушкой). Существенно влияют на избирательные отношения детей оценочные суждения воспитателя о каждом ребенке. Таким образом, личные качества ребенка (естественно, в той степени, в какой они могут быть сформированы к этому возрасту), а также характер оценочных суждений воспитателя о нем — главные факторы, определяющие эмоциональное тяготение детей друг к другу.
Переход, в группу детского сада — новый этап в развитии общения и взаимоотношений ребят. Стремление к общению со сверстниками уже ярко выражено. Как отмечает Д. Б. Годовикова, такое стремление отчетливо обнаруживается в возрасте 3—4 лет. Оно выражается в проявлении у ребенка, во-первых, отношения к деятельности партнера-сверстника в виде критической оценки, а, во-вторых, отношения к собственной деятельности. Ребенок осознает свою возможность действовать самостоятельно, именно это и побуждает его к реализации этой возможности и к утверждению своего способа действия... Начало осознания себя, по-видимому, и создает потребность в самовыражении и в получении отклика со стороны другого человека, в сравнении себя с себе подобным существом. Таковым и является сверстник.
Активное стремление младших дошкольников к общению можно объяснить, как мы полагаем, не только их возросшей самостоятельностью и развитием определенных умений, но и конкретной социально-психологической ситуацией, которая складывается в этой возрастной группе. Мы имеем в виду прежде всего то, что с переходом детей во вторую группу заметно ограничивается время их индивидуального общения с воспитателем. Учебные занятия теперь проводятся со всей группой детей, а не с небольшими подгруппами, как раньше. Количество детей в группе увеличивается, что также ведет к ограничению личных контактов каждого ребенка с воспитателем. В совокупности эти объективные обстоятельства и обуславливают активизацию общения детей со сверстниками, на основе которого формируются их личные и деловые взаимо-отноотношений младших дошкольников со сверстниками чаще всего утилитарно-эмоциональный. Так, ребенок выбирает партнерами для игры, для выполнения задания, для танца разных детей. Поводом для такого выбора часто бывают сугубо внешние обстоятельства: дети случайно встретились на улице, идя в детский сад, кто-то принес из дома красивую игрушку и дал поиграть ею и т. д. Постепенно утилитарность уступает место отношениям, основанным на эмоциональном тяготении.
Иногда отношения между детьми уже в младшей дошкольной группе характеризуются положительной эмоциональной окраской, устойчивостью, что является показателем эффективности воспитательных воздействий педагогов. Однако немалую роль играет и длительность функционирования группы в одном составе. Так, в группе, которая функционирует в данном составе полтора-два года, взаимоотношения между воспитанниками более стабильны и устойчивы, чем в группе, сформированной недавно: у воспитанников первой группы значительно больше социальный опыт общения и взаимодействия. При педагогически правильном руководстве они заметно опережают в развитии взаимоотношений не только своих сверстников из второй группы, но и детей постарше.
Сказанное выше может в некоторой степени объяснить встречающиеся иногда в психолого-педагогической литературе противоречивые утверждения ученых, занимающихся проблемами взаимоотношений младших дошкольников. Одни из них считают, что избирательные отношения наблюдаются только у старших дошкольников (Т. А. Маркова, Р. С. Буре, В. Г. Нечаева). Другие, наоборот, утверждают, что парная дружба может возникать уже в младшем дошкольном возрасте и продолжаться годами (А. Е. Аркин, А. И. Аржанова, Л. В. Артемова, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина и др.).
Столь противоречивые мнения относительно личных взаимоотношений младших дошкольников являются, безусловно, свидетельством их недостаточной изученности. Авторы часто только констатируют наличие этих отношений, однако не дают их психологической характеристики, не описывают методов педагогического руководства ими. Даже в работах, раскрывающих особенности взаимоотношений детей этого возраста, чаще всего анализируются игровые объединения, руководимые педагогом, хотя здесь имеют место скорее деловые, чем личностные отношения. Однако источником детских взаимоотношении является не только игровая деятельность под руководством воспитателя. Младшие дошкольники большую часть времени проводят в свободном общении и самостоятельных играх. Именно здесь зарождаются, проявляются и формируются личные взаимоотношения младших дошкольников, здесь образуются самостоятельные детские "группировки. На основе этих группировок, сначала малочисленных и неустойчивых, воспитатель постепенно формирует детский коллектив. Ведь коллективизм как нравственное качество складывается из отдельных проявлений социальных чувств к сверстникам: симпатии, дружелюбия, сочувствия, стремления поделиться, желания вместе поиграть или рассмотреть интересные картинки. Эти чувства лежат в основе личных отношений.
На почве личных доброжелательных отношений и симпатий значительно легче формируются и деловые контакты, возникающие в различных видах совместной деятельности детей. Правильная организация этой деятельности способствует тому, что дети учатся договариваться, согласовывать свои действия, справедливо разрешать возникающие споры.
Таким образом, личные взаимоотношения детей — важный инструмент формирования детского коллектива и представляют поэтому большой интерес и для науки, и для педагогической практики.
Проведенное нами изучение взаимоотношений младших дошкольников показало наличие довольно устойчивого избирательного отношения между отдельными деть ми. Следует отметить, что изучаемая нами группа детей функционировала в данном составе довольно продолжительное время: шестеро воспитывались вместе со второго года жизни, четырнадцать — с третьего, и только двое поступили в группу из семьи в трехлетием возрасте. Таким образом, почти у всех детей уже сложился определенный опыт общения и взаимодействия со сверстниками. Однако мы установили, что не все дети занимали одинаковое положение в группе. Уже на этом этапе формирования коллектива одни из них пользуются большим авторитетом, у других он значительно меньше, а третьих сверстники словно и не замечают. Не останавливаясь на методике изучения степени авторитетности каждого члена группы, поскольку не это является темой нашего разговора, отметим, что из 22 наблюдаемых нами детей, наибольшим авторитетом у сверстников пользовались 6; несколько меньшим — 9, к 7 ребятам проявлялось безразличное отношение.
Помимо такой расстановки детей в группе, можно было заметить и другое распределение — наличие небольших по численности объединений, состоящих из 2 — 3 человек в каждом. Интересно отметить, что наиболее стабильные объединения составляли девочки. Для остальных характерным было to непостоянство в выборе сверстника в качестве партнера по взаимодействию, которое отмечают многие авторы, изучающие взаимоотношения младших дошкольников. Особенно неустойчивыми в выборе товарища были мальчики. На первой прогулке они с увлечением играли с одними товарищами, а на второй —совершенно с другими. Кроме того, круг общения мальчиков со сверстниками был значительно шире, чем у девочек, что можно объяснить специфичностью игровой деятельности тех и других детей. Известно, мальчики любят играть в партизан, в войну. В этих играх одновременно могут принять участие все желающие. В играх же девочек доминируют бытовые сюжеты, что, соответственно, и определяет небольшое количество участников.
Объектом нашего изучения стали отношения двух объединений девочек (по две в каждом). Эти объединения характеризовались большой (как для данного возраста) стабильностью и устойчивостью. Они функционировали в одном и том же составе на протяжении полугода нашего наблюдения за ними.
Сразу же отметим, что оба объединения сформировались совершенно самостоятельно без какого-либо целенаправленного влияния со стороны воспитателей. Одна группка детей взаимодействовала еще с первой младшей группы и к моменту нашего изучения ее, по словам воспитателей, была самой старой обе девочки этого объединения посещали дошкольное учреждение со второго года жизни.
Неля и Вика пользовались большим авторитетом в группе. Неля заметно выделялась среди сверстников уровнем развития. Как выяснилось, в семье уделялось много внимания воспитанию у дочери навыков самостоятельного поведения. Девочка не только умела быстро и аккуратно обслужить себя (а это очень непросто для ребенка трех с половиной лет), привести в порядок свои вещи, но, что самое главное, всегда замечала непорядок в одежде товарищей, находящихся рядом. Она часто по собственной инициативе приходила им на помощь. Учитывая такие умения девочки, воспитатели иногда обращались к ней с просьбой помочь другим детям застегнуть пуговицы на платье или рубашке, причесать кого-нибудь из ребят, зашнуровать им ботинки. Неля с готовностью откликалась на такие просьбы. Наблюдая за девочкой в момент, когда она помогала ребятам, можно было заметить, что сама процедура помощи доставляет ей большое удовольствие. Неля не только помогала, но и рассказывала товарищам, что и как надо
делать. Многие дети настолько привыкли к тому, что Неля всегда помогает другим, что сами обращались к ней за помощью, и она с готовностью откликалась. Воспитатели часто поручали Неле занять детей на некоторое время. Она знала много сказок, умела их хорошо рассказывать и дети с большим вниманием слушали ее. Девочка доброжелательно относилась к сверстникам, никогда на них не жаловалась и они отвечали ей взаимностью.
При таком довольно ровном положительном отношении Нели к товарищам по группе, вес же особую избирательную привязанность она проявляла к некоторым из них. Предметом ее эмоционального тяготения были три девочки: Вика, Таня. Оля. В ситуациях, когда Неля становилась перед необходимостью выбора нескольких сверстников, она постоянно отдавала предпочтение одним и тем же подружкам, всегда называя их в одной последовательности. Однако наибольшее предпочтение отдавала Вике, которая отвечала ей взаимной привязанностью, тогда как Таня и Оля только симпатизировали Неле, но устойчивой привязанности к ней не проявляли. Так, во время прогулок сначала все четыре девочки держались вместе, но Таня и Оля очень скоро переключались на общение с другими детьми, а Неля и Вика играли только вдвоем. Даже если девочки участвовали в играх других сверстников, они всегда держались рядом.
Вика, как и Неля, была популярным ребенком в группе — хорошо развитая и самостоятельная для своего возраста, умеющая настоять на своем и подчинить более слабых детей. Ее отношения с большинством сверстников не были проникнуты той доброжелательностью, которую мы наблюдали у Нели. Даже при самом непродолжительном наблюдении за характером ее общения со сверстниками можно было заметить, что она к разным детям относится по-разному. К одним, как к равным, другими командовала, а третьих и вовсе не замечала. Недостатки, явно проявляющиеся в отношениях Вики со сверстниками, компенсировались ее активностью и инициативностью. Она умела придумывать интересные игры, вовлекать в них много детей, активно руководить ими. Воспитатели часто ставили ее в пример. Все это и обусловливало ее авторитет в группе.
В том, что Неля а Вика проявляли друг к другу взаимную привязанность, нет ничего удивительного. По своему развитию они ни в чем не уступали друг другу, у обеих девочек была хорошо развита речь. Личные взаимоотношения строились у них на основе полного равенства, для которого характерно поочередное лидерство в зависимости от конкретной ситуации.
Эмоциональная привязанность к Неле благоприятно влияла на становление нравственных качеств Вики. Резкая со многими сверстниками, она менялась в обществе подружки, становилась более мягкой, отзывчивой. Вот пример. Дети вышли на прогулку. После коллективной игры Неля, Вика и Таня, отделившись от остальных ребят, начинают прыгать с лестницы. Воспитательница делает девочкам замечание, предупреждает, что, прыгая, можно упасть и покалечиться. На некоторое время девочки отходят от лестницы, но очень скоро возвращаются снова и начинают прыгать. Через несколько минут Неля падает и расшибает колено. Помня о предупреждении воспитательницы, девочка не решается сказать ей о своей травме. Таня советует обратиться за помощью к воспитательнице, но Неля не делает этого. Немного постояв, Таня оставляет девочек и идет играть с другими детьми.
Вика все это время с жалостью смотрит на подружку и беспрерывно спрашивает ее: Тебе очень больно, Нелечка, да?. Неля утвердительно кивает головой. Набравшись смелости. Вика сама подходит к воспитательнице и, опустив голову, тихо говорит: Людмила Ивановна, Неля разбила себе колено.
Поведение Вики в описанной ситуации свидетельствует о том, что она тоже сначала не решалась подойти к воспитательнице, помня о ее предупреждении. Однако желание помочь подруге помогло преодолеть нерешительность. Вика просидела с Нелей на скамейке до конца прогулки, хотя многие дети звали ее поиграть. Вместе в тем наряду со столь заботливым отношением к Неле, Вика бывает не только равнодушна, но и откровенно недоброжелательна к другим детям. Подобные ситуации не должны проходить мимо внимания воспитателя, ибо в них зарождается та двойственность поведения, которую мы, к сожалению, уже часто встречаем у старших детей.
В аналогичных ситуациях важно не просто осудить проявление черствости, прибегнув к детальному разбору поступка ребенка-обидчика, но сказать о том, как плохо сейчас тому, кого обидели, утешить его, приласкать. Не следует распекать и обидчика, ибо это, как правило, не дает положительных результатов. Важно найти пути воздействия на его эмоциональную сферу. Для этого следует отметить умение ребенка проявлять заботу о некоторых
сверстниках и высказать уверенность, что он будет так вести себя со всеми детьми группы. Практика показывает, что для большинства детей подобное педагогическое воздействие гораздо более эффективно, чем упреки и осуждение.
В отличие от Вики, Неля, проявляя свое избирательное отношение к ней, доброжелательно относилась и к другим сверстникам. При этом отношение к подружке было значительно ярче эмоционально окрашенным, чем к остальным сверстникам. Избирательная привязанность к Вике выражалась у Нели в самых разных ситуациях. Например: утром Неля пришла в детский сад раньше Вики. Ее радостно встретила Таня, сразу же предложила поиграть вместе новой куклой. Однако игрушка недолго занимала Нелю. Возвращая куклу Тане, девочка спрашивает: А Вика еще не приходила? Услышав отрицательный ответ, Неля все время посматривает в сторону, откуда обычно появляется Вика. Но вот детям предлагают построиться парами и идти в помещение на завтрак, а Вики все нет. Неля совсем приуныла. Дети садятся завтракать, и в это время на пороге появляется Вика. Заметив ее, Неля сразу оживает, на лице ее играет радостная улыбка.
Безусловно, что подобное поведение детей свидетельствует о наличии у них потребности в общении с определенным сверстником, об устойчивой привязанности к нему, проявляющейся в постоянном стремлении и желании быть рядом с ним, делать ему что-либо приятное, заботиться о нем. В подобных проявлениях и берут свое начало ростки гуманного отношения к людям. Если такая привязанность обоюдна, личные взаимоотношения детей особенно устойчивы. Они испытывают радость от общения с предпочитаемым сверстником, стремятся продлить его как можно дольше.
На примере взаимоотношений Вики и Нели можно сказать, что между младшими дошкольниками уже может существовать устойчивая эмоциональная привязанность. Такое постоянство и устойчивость в данном объединении детей объясняются различными причинами. Среди них можно выделить, например, такие: высокий уровень развития общительности обеих девочек, что выражается в их умении довольно легко налаживать контакты со сверстниками; сравнительно одинаковый уровень развития. (Вика отдавала предпочтение Неле, как мы полагаем, еще и потому, что та обладала ярко выраженной доброжелательностью, готовностью к помощи, содействию.)
Наблюдения за детьми показывают: большинство из них ужо замечают в сверстнике положительные нравственные качества и ориентируются на них при выборе партнера для той или иной деятельности, особенно для игры. Хотя, как правило, при этом многие из них еще не умеют мотивировать свой выбор. На вопрос: Почему ты с ним (с ней) играешь?-- младший дошкольник чаще всего отвечает: Он хороший. Он поделился со мной конфетой. Для малышей поступок сверстника и его личностные качества еще не разделимы.
В приведенных выше примерах личных взаимоотношений детей ярко просматривалось и эмоциональное тяготение Ноли к Вике, хотя та и не отличалась в контактах со сверстниками добротой и подельчивостью. Правда, во взаимоотношениях с Мелей Вика всегда была ласковой и приветливой. Очевидно, Нелю привлекала в Вике ее активность, живость. Подобное поведение ребенка — источник богатых впечатлений, его отношение к окружающему более эмоционально окрашено, и это, безусловно.
В психолого-педагогической литературе, посвященной изучению взаимоотношений дошкольников, нет однозначного объяснения, почему дети предпочитают одних сверстников и отвергают или почти не замечают других. Среди уже названных нами факторов, влияющих на возникновение у ребенка симпатии к сверстнику, можно выделить и другие: хорошее владение игровыми умениями и навыками, способность понимать другого. Последнее может казаться преждевременным для младших дошкольников, однако специальные исследования, проведенные учеными, свидетельствуют: даже дети третьего года жизни уже способны различать состояние других людей и оказывать им элементарную помощь и сочувствие. Непременным условием такого отношения детей к окружающим людям является развитие их эмоциональной сферы.
Известный русский педагог П.Ф. Каптерев указывал на большую роль чувства симпатии в воспитании ребенка, и отмечал, что симпатию дети чаще всего проявляют к тем, кто нуждается в их защите и покровительстве. Наиболее общим условием развития симпатии Каптерев считал возбуждение в ребенке любви ко всему живому, заботу о растениях, животных, а также знакомство с горем и нуждой и отсутствие зависти при виде радости другого. Соблюдение этих условий, по мнению П. Ф. Кзптеренп, имеет важное значение для воспитания чувства симпатии в дошкольном возрасте.
На примере личных взаимоотношений Вики и Нел и вовсе не нуждаются в помощи. Ведь обе девочки относятся к категории детей, которые сами чаще других могут выступать в роли опекунов. Именно так поступала Неля, а Вика потенциально владела этой способностью. Она проявляла удивительную чуткость и заботливость только по отношению к Неле и оставалась равнодушной к другим детям.
Среди воспитателей иногда бытует мнение, что взрослым не следует вмешиваться во взаимоотношения детей, подобные; тем, которые мы описали выше. Такие взаимоотношения, считают они, строятся на чувствах взаимной симпатии и поэтому не нуждаются в коррекции со стороны педагогов.
Безусловно, подобные взаимоотношения имеют важное значение в нравственном развитии личности детей, поскольку способствуют приобретению ими опыта положительного взаимодействия. В этом плане взаимоотношения взаимной привязанности действительно являются положительным фактором в осуществлении воспитательного
Однако не следует упускать из виду такой важный вопрос, как формирование детского коллектива в целом. Небольшие объединения малышей — только первый этап на пути формирования детского коллектива. Перед воспитателями стоит задача постепенно увеличивать число участников объединений, не допускать, чтобы общение ребенка ограничивалось только одним или двумя сверстниками.
Гуманное отношение детей друг к другу в небольших объединениях, строящихся на взаимной симпатии — наглядный пример, на который воспитатель может опереться в процессе организации взаимоотношений младших дошкольников. Как хорошо м дружно играют вместе Вика и Неля. Они никогда не ссорятся, помогают друг другу. Такое замечание воспитателя вызывает у малышей интерес к девочкам, желание подражать им. Ведь известно, что подражание положительным образцам поведения на этапе младшего дошкольного возраста — один из основных психологических механизмов усвоения детьми норм и правил взаимоотношений со сверстниками и другими людьми. Формируя детский коллектив, воспитатель расширяет существующие объединения, организует новые из детей, которые еще не являются членами какого-либо объединения. Это достаточно кропотливая и непростая задача, ведь большинство младших дошкольников, как показали наблюдения, еще не имеют постоянных партнеров по общению, так как не умеют самостоятельно строить совместную деятельность и общение. Создавая объединения детей, важно учитывать не только индивидуальные особенности каждого, но и стремление отдельных ребят к налаживанию личных взаимоотношений с теми или иными сверстниками, что необходимо иметь в виду и при расширении уже существующих детских объединений.
Наблюдения за поведением младших дошкольников на прогулках, в свободных играх, беседы с ними показывают, что многие из них симпатизируют отдельным сверстникам, хотя никогда почти с ними не общаются. Так, ребенок на протяжении многих дней может наблюдать за играми небольших групп сверстников, никогда не принимая в них участия. На вопросы С кем ты хочешь строить домик?, С кем из ребят ты будешь играть на прогулке? эти дети всегда называют одни и те же имена, хотя и не находят взаимного отклика. Неумение ребенка строить взаимоотношения со сверстниками иногда является серьезным препятствием на пути формирования у него нравственных качеств личности, в первую очередь тех, которые характеризуют проявления гуманного отношения к окружающим людям: доброжелательности, отзывчивости, подельчивости и т. д.
Наиболее активным детям, стремящимся установить личные контакты со сверстниками, удастся добиться этого без помощи взрослого. Они уже в какой-то мере владеют инициативными действиями, направленными на установление контактов с ровесниками: предлагают им свои игрушки, первыми заводят разговор, задают вопросы или же просто о чем-то громко говорят, прямо, не обращаясь к товарищу, который их интересует, но тем самым привлекая его внимание к себе.
Однако большинству детей необходима помощь воспитателя в установлении эмоциональных контактов с ровесниками. Важно, чтобы педагог знал об эмоциональных привязанностях каждого своего воспитанника. Особенно это касается ребят, которые еще не являются членами небольших детских объединений. Не следует забывать, что некоторые дети могут еще и не испытывать потребности во взаимоотношениях с определенными сверстниками, с удовольствием общаясь со всеми и никого не предпочитая. Устойчивое эмоциональное отношение ребенка к другому в этом возрасте только зарождается и проявляется еще далеко не у всех детей.
Особого внимания требует ребенок, который во время свободных игр остается один и выступает только в роли наблюдателя. Сверстники и приглашают его в игру, но он отказывается. Подобное поведение можно объяснить, на наш взгляд, тем, что у некоторых детей уже появляется избирательное отношение к сверстникам, и они ожидают приглашения тех, к кому испытывают симпатию. Не умея проявить инициативу для установления контактов с желанным партнером, эти дети выпадают из сообщества сверстников. В таких случаях нельзя рассчитывать на то, что со временем каждый ребенок сам сумеет наладить контакты с предпочитаемыми сверстниками, а следует придти на помощь.
Воспитатель должен знать истинные причины, из-за которых ребенок не может установить личные взаимоотношения со своими ровесниками. Наблюдения показывают, что причины могут быть самыми разными. В одном случае у малыша совершенно отсутствует опыт взаимодействия со сверстниками, так как он только недавно поступил в детский сад. Дома он единственный ребенок, родители совершенно не придают значения формированию у него умения контактировать с детьми. В другом — ребенок еще просто не овладел коммуникативными средствами общения: он стесняется первым обратиться к ровеснику, прикоснуться к нему или же доброжелательно улыбнуться. Отсутствие таких умений чрезвычайно затрудняет налаживание доброжелательных взаимоотношений между детьми. Бывает и так: ребенок проявляет излишнюю активность, стремясь вступить в контакты с отдельными детьми, что тем не очень нравится, и они сознательно избегают общения со сверстником.
Хорошее знание индивидуальных особенностей детей, их эмоционального тяготения друг к другу, а также владение приемами и методами его выявления — непременные условия формирования небольших детских объединений. Последние, как известно, являются одним из этапов развития детского коллектива и играют огромную роль в деле воспитания социальных навыков у ребенка.
Помимо целенаправленных наблюдений за процессом общения детей и специальных бесед с ними, для выявления избирательных привязанностей ребенка можно использовать [( игровую деятельность. С этой целью следует организовать игры, в которых дети ставятся перед необходимостью выбора партнера. Подобные игры широко используются для изучения детских коллективов, взаимоотношений в них. Они не требуют особой подготовки и могут проводиться на прогулках с небольшими группками детей или со всей группой. Например, часто проводится с младшими дошкольниками игра Каравай. Ребенок, который находится в центре круга, как правило, всегда выбирает того сверстника, которому он больше всего симпатизирует.
Многие дети хотят быть выбранными, и в силу своей эмоциональной возбудимости и неумения сдерживать свои желания, громко выкрикивают: Меня выбери, меня!. Такое поведение товарищей ставит ребенка, находящегося в центре, в затруднительное положение, однако в преобладающем большинстве случаев он выбирает одних и тех же сверстников. Подобное постоянство — убедительное свидетельство выявления особой расположенности к некоторым детям. Сопоставление выборов ребенка в нескольких играх и на протяжении нескольких недель позволяет педагогу выяснить, кому из сверстников тот отдает предпочтение, если даже внешне он не умеет это выразить. В индивидуальных беседах с ребенком можно выявить не только предпочитаемых им сверстников, но и устойчивость его выбора.
Ему периодически задают вопросы типа: Кого ты выбрал в круг, когда мы играли в Каравай?, С кем бы ты хотел сидеть рядом за столом?, Кому первому ты покажешь свою новую игрушку, когда принесёшь её в детский сад?
Знание эмоциональных привязанностей малоактивных детей и причин их неумения наладить контакты с предпочитаемыми сверстниками помогает воспитателю выработать тактику поведения, направленную на то, чтобы помочь ребенку найти контакт с детьми, которым он отдает эмоциональное предпочтение.
Так, ребенку, не имеющему опыта взаимодействия со сверстниками, необходимо помочь как можно лучше овладеть качествами общественности. Так назвала эти качества в своих работах советский исследователь в области общественного дошкольного воспитания А. П. Усова. К ним она относила способность ребенка входить в общество играющих, действовать в нем определенным образом, устанавливать связи с другими детьми, подчиняться требованиям общества. А. П. Усова подчеркивала, что в условиях общественного воспитания каждому ребенку нужно войти в общество сверстников, найти в нем свое место, закрепиться. Общественность как свойство личности ребенка проявляется и формируется под влиянием общества детей. Оно имеет как бы самостоятельный ход развития и служит ребенку инструментом для закрепления его в детской среде. Это то самостоятельное начало, которое является продуктом самой жизни среди детей. Жизнь в обществе детей, игры с ними дают рост этому качеству независимо от того, будем ли мы или не будем что-то педагогически организовывать.
Ребенка, не владеющего способами взаимодействия со сверстницами, сначала нужно научить играть рядом с ними и не мешая им. Только постепенно его следует подключать к совместным действиям с другими детьми. Вовлекая ребенка в игры уже устоявшихся детских объединений, важно поручать ему выполнение тех заданий, с которыми он может успешно справиться. А для этого воспитатель должен хорошо знать, какими практическими умениями уже владеет ребенок. Иногда следует даже специально предварительно обучать его определенным навыкам, чтобы он был более желанным партнером для детей.
Не менее важно пробудить и у участников уже существующего детского объединения положительную эмоциональную настроенность на новичка, желающего влиться в их сообщество. Наиболее эффективный прием в решении этой задачи — включение детей в совместное выполнение каких-либо поручений: вместе покормить рыбок в аквариуме, сложить игрушки, вынести их па площадку, соорудить домик из строительного материала. Положительные эмоциональные переживания, вызванные совместной деятельностью и ее результатами, переносятся и на партнера. Этому способствует и положительная оценка деятельности детей взрослым: Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. Теперь я всегда буду поручать вам выполнять задание вместе. Подобная оценка активизирует положительные эмоциональные переживания детей, способствует их объединению, пробуждает желание продолжить общение.
Возникшее у малышей чувство симпатии к новому члену их объединения следует всячески поддерживать и закреплять: Славик — молодец, он всегда аккуратно и быстро складывает игрушки, Дима — очень послушный мальчик, он никогда не отказывается от поручений, Катя — добрая девочка, она всегда дает другим детям свои игрушки. Воспитатель использует каждый удобный случай, чтобы похвалить малышей.
Приязненное отношение к сверстнику можно воспитывать и формируя у детей общие интересы.
Вводя в микроколлектив новых детей, воспитатель в каждом конкретном случае должен учитывать характер взаимоотношений между его членами, а они не всегда пронизаны той эмоциональной взаимной привязанностью, какую мы наблюдали между Нолей и Викой. Бывает и так, что микрогруппа функционирует благодаря усилиям только одного ребенка, который полностью подчиняет себе другого. Все это важно учитывать, расширяя микрогруппу.
Наше изучение взаимоотношений младших дошкольников показало, что в микрогруппах, объединяющих двух детей, эмоциональная привязанность к сверстнику чаще всего ярко проявляется только у одного из них. При этом подобные объединения отличаются большой устойчивостью, а их расширение связано для воспитателя с некоторыми трудностями. Проследим, например, взаимоотношения между Таей и Наташей.
Обе девочки не пользуются большой популярностью у сверстников. Тая очень любит руководить сверстниками, всегда стремится настоять на своем, не умеет уступать другим. Такое поведение девочки можно объяснить, на наш взгляд, тем, что ей все позволяется дома. Мама, папа, старший брат во всем потакают Тае, она ни в чем не знает отказа и поэтому часто в общении с членами семьи пользуется командным тоном, что не только не пресекается взрослыми, но даже вызывает у них умиление. Такой же тон девочка переносит и на взаимоотношения со сверстниками, но здесь она встречает отпор. Чувствуя отчужденность детей, Тая жалуется на них воспитателям, и это ухудшает ее отношения с товарищами. Между ней и остальными детьми возникают конфликты, которые разрешаются только после вмешательства взрослых, откровенно симпатизирующих Тае (и она знает oб этом), что и побуждает девочку часто обращаться к ним.
Наташа также не пользуется особой популярностью среди сверстников, хотя причины этого совсем иные, чем у Таи. Девочка тихая, застенчивая, ничем не выделяется среди других детей. Она ни в чем не проявляет собственной инициативы, и многие дети ее просто не замечают. Воспитатели характеризуют Наташу как дисциплинированную, добрую и отзывчивую, но очень молчаливую.
Наблюдения за характером общения девочек в деятельности, не регламентированной взрослыми, показали, что инициатором в этой паре всегда выступает Тая, а Наташа с удовольствием поддерживает все предложения и замыслы подруги. Большую часть времени девочки проводят вместе. Уединившись где-нибудь в уголке игровой комнаты или на площадке, они играют вдвоем, и другие сверстники их вовсе не интересуют. При этом у девочек иногда даже пет игрушки, вокруг которой они могли бы разворачивать свою игру; между ними сложились уже довольно устойчивые личностные отношения, основанные на чувстве эмоциональной привязанности друг к другу.
Иногда Тая и Наташа подолгу что-то рисуют палочками на земле. Оказывается, каждая из них выполняет рисунок в подарок подруге: Я этот домик рисую тебе, Наташа, а ты нарисуешь мне, правда?. Взявшись за руки, девочки целую прогулку ходят вместе, останавливаясь, наблюдают за играющими сверстниками. Вмешательство других детей в их игры всегда вызывает недовольство:Таи. Особенно ревниво она относится к попыткам детей вовлечь Наташу в групповые игры. Вот, например, показательная ситуация. Тая принесла из дому скакалку; выйдя на прогулку, обе девочки сразу начали прыгать через нее. Рядом несколько ребят, взявшись за руки, пытаются организовать хороводную игру, но это у них не очень получается, так как их мало, и круг все время рвется.
Воспитатель, заметив затруднения ребят, советует пригласить в игру еще несколько детей. Одна из девочек зовет Наташу. Однако Тая активно противится. Решительно взяв Наташу за руку, она громко заявляет: Наташа не будет играть с вами. Она всегда играет только со мною, правда же, Наташенька? Именно так Тая часто ограждает подружку от общения со сверстниками. При этом Наташа всегда стоит молча, полностью предоставляя инициативу бойкой Тае.
Поведение Таи объясняется, очевидно, боязнью потерять партнера по общению, тем более, что с большинством сверстников у нес сложились не очень доброжелательные отношения. Наташа заменила Тае остальных детей, и она дорожит хорошими отношениями с ней. Тая очень ласково обращается с Наташей: делится лакомствами, игрушками, внимательно следит за тем, чтобы у подружки были застегнуты все пуговицы, зашнурованы ботинки, чтобы ока не забыла надеть варежки. Сама не умея еще делать все это хорошо. Тая часто обращается ко взрослым с просьбой помочь Наташе.
Такое поведение, как мы знаем, вовсе не характерно для младших дошкольников. Каждый из них еще сам нуждается в помощи и опеке взрослых, так как недостаточно владеет навыками самообслуживания. Поведение Таи по отношению к подружке можно объяснить несколькими причинами. Для активной и энергичной Таи Наташа — прежде всего объект приложения сил и опеки, которые она не могла реализовать в общении с другими сверстниками, противившимися ее постоянному стремлению к лидерству. Наташа же, в силу своих характерологических особенностей, охотно принимала заботу Таи, и это создавало в их маленьком коллективе положительную эмоциональную атмосферу.
Заботливое отношение Таи к Наташе постоянно поддерживалось оценочными суждениями взрослых: Тая хотя и маленькая, но как она хорошо заботится о Наташе. Такие похвалы еще больше активизировали заботу девочки о подруге.
Нет сомнения, что навыки доброты, которые формировались в личных взаимоотношениях Таи с Наташей, положительно влияли на развитие гуманных чувств обеих девочек. Под влиянием энергичной и активной Таи и Наташа, хотя и выступала все время в роли опекаемой, постепенно приобретала опыт того, как можно заботиться о другом. Именно такое поведение Наташи мы .наблюдали в одной из ситуаций. (В этот день Таи не было в детском саду, и Наташа могла свободно общаться со сверстниками.) Дети раздеваются после прогулки. Бойкая Лена все время обижает новичка Андрея. Мальчик пытается ответить ей тем же, но скоро начинает громко хныкать. Сначала Наташа молча наблюдает за всем происходящим и не вмешивается. Но, когда она видит, что мальчик плачет, сразу же подходит к нему, ласково успокаивает, помогает ему снять ботинки. И в групповой комнате она ни на шаг не отходит от Андрея, хотя мальчик уже давно успокоился. После дневного сна девочка снова активно опекает Андрюшу и до конца дня играет только с ним.
Таким образом, опыт положительных эмоциональных контактов, приобретенный Наташей в общении с Таей, послужил толчком для проявления активного отношения к сверстнику, нуждающемуся в сочувствии и помощи.
Безусловно, что в подобных ситуациях опыт положительно окрашенных эмоциональных отношений со сверстником тесно переплетается с той потенциальной добротой, которая в других случаях могла бы и не проявиться. В этом, очевидно, и состоит наибольшая воспитательная ценность взаимоотношений детей, строящихся на эмоциональном предпочтении.
Пример отношений Таи и Наташи свидетельствует о том, что хотя девочки и не пользовались популярностью у сверстников, однако их контакты имели для обеих важное значение, поскольку удовлетворяли потребность детей в общении, что обеспечивало им нормальное самочувствие в группе сверстников, формирование социально значимых черт личности.
Взаимоотношения, подобные тем, которые мы наблюдали между Таей и Наташей, также нуждаются в хорошо продуманном педагогическом руководстве. Нельзя допустить, чтобы круг общения детей замыкался только друг на друге. Важно пробудить у всех воспитанников интерес
Продуктивным приемом в арсенале воспитательных воздействий педагога может быть опора на положительные качества и поступки ребенка, которые малыши сами еще могут и не замечать в сверстнике. Младшие дошкольники больше реагируют на оценки, в которых подчеркивается щедрость, подельчивость сверстника и меньше на похвалы за успехи товарища в учебной деятельности (на занятиях по рисованию, лепке, конструированию). Эти особенности младших дошкольников необходимо учитывать при организации воспитательного процесса.
Очень важно помнить: только при обоюдном интересе можно формировать доброжелательные отношения между детьми. В детском саду этому способствует множество ситуаций. Например, поручая ребенку раздать детям на полдник яблоки, печенье, конфеты, воспитатель подчеркивает, что всем будет приятно получить от него угощение: это стимулирует малыша к проявлению щедрости. А обращаясь к детям, педагог акцентирует их внимание на том, что сладости им сегодня раздавала Тая, что она никого не забыла и угостила всех ребят. Как правило, дети не остаются равнодушными к подобным словам взрослого, они обязательно приветливо посмотрят на сверстника, улыбнутся ему. Чувство приязни к девочке воспитатель поддерживает у детей тем, что через некоторое время напоминает им о доброте Таи.
В другой раз воспитатель может поручить ребенку разложить на столах строительный материал для занятий по конструированию. Перед началом он внимательно осматривает все столы, а затем громко, чтобы слышали все дети, говорит: Молодец Оксана, всем детям раздала кубики, никого не обидела. Положительная оценка педагога и приязненное отношение сверстников, часто выражающееся только в их улыбке, побуждают ребенка сделать для них еще и еще что-либо хорошее. Так постепенно в группе устанавливается атмосфера доброжелательности, благодаря которой значительно расширяется круг общения со сверстниками каждого ребенка.
Таким образом, знание системы личных отношений воспитанников и целенаправленное педагогическое руководство ими существенно помогает в организации коллектива. При этом важно учитывать не только характерологические особенности, но и возраст детей. Отношения младших дошкольников, которые не могут достаточно объективно оценить действия и поступки сверстников, во многом еще опосредуются оценочными суждениями взрослых.
В старшем дошкольном возрасте система личных взаимоотношений детей уже во многом определяется их собственными ценностными ориентациями. (Конечно, эта система определенным образом отражает и характер ценностных ориентации взрослых — воспитателей и родителей.) Но старший дошкольник уже преимущественно ориентируется на нравственные качества ровесника, имеющие значение не только лично для него, но и для окружающих. В этом находит свое отражение социальное развитие ребенка, возникновение у него внутренней общности с группой, первое проявление чувства коллективизма.
Наблюдения за старшими дошкольниками показывают, что они далеко не одинаково относятся к своим товарищам по группе: к одним тянутся и хотят всегда быть рядом с ними, особенно в не регламентированной взрослым деятельности; других выбирают для выполнения совместной работы, а к третьим равнодушны. Одни дети — признанные лидеры группы, другие, наоборот, всегда в тени. Если первые без труда налаживают хорошие отношения с большинством товарищей, то вторые всегда общаются в небольшом кругу сверстников.
В старшем дошкольном возрасте в группе появляется значительно больше довольно прочных детских объединений. Можно уже говорить и о зарождении настоящей дружбы. Отличительная особенность избирательных отношений старших дошкольников — общее доброжелательное отношение ко многим сверстникам.
Остановимся на анализе взаимоотношений Антона и Вовы. Оба мальчика пользуются большим авторитетом у сверстников. Что можно объяснить довольно обширными, как для их возраста, знаниями, хорошо развитой речью, прочными игровыми навыками и практическими умениями. Вова и Антон довольно общительны с товарищами. Многие дети симпатизируют мальчикам, даже стараются им в чем-то подражать. Взаимоотношения ребят пронизаны взаимным теплом, которое сквозит в каждой ситуации их парного общения. Однако ведущим в этой паре является Антон, вовсе не потому, что он стремится к такому первенству. Просто Вова менее инициативный, более покладистый и Антон чаще берет на себя роль ведущего, чему его друг вовсе не противится.
Интересно наблюдать встречи мальчиков после выходного дня. Зайдя на площадку детского сада, каждый из них ищет глазами другого, мимоходом отвечая на приветствия сверстников. Подойдя друг к другу, Вова и Антон сразу же начинают рассказывать о проведенном выходном дне, показывать принесенные игрушки, обмениваться ими и т. д. Почти всегда так начинается, по словам воспитателей, каждый их день в детском саду.
Отсутствие в группе одного из мальчиков всегда вызывает у другого грусть. Особенно это заметно у Вовы, который становится молчаливым и замкнутым. Он ие принимает участия в играх сверстников, а только наблюдает за ними. В беседах с детьми и воспитателем часто упоминает Антона. Только в последующие дни Вова начинает приобщаться к играм детей, для которых он всегда желанный партнер.
С особой радостью Вова оказывает содействие и по мощь Антону. Делает он это всегда по собственной инициативе. Помочь Антону — для Вовы просто большое удовольствие. Вот одна из ситуаций.
Вова, Антон и Тарас играют в городки. Когда под ходит очередь Антона выбивать фигуры, Вова начинает особенно тщательно их устанавливать (чего не делает, когда готовится выбивать сам), хотя они стоят удобно. Когда броски выполняет Антон, Вова очень пристально наблюдает за каждым его движением, дает советы, переживает, если друг действует не совсем удачно. Это особенно заметно на фоне индифферентного отношения к действиям Тараса. Каждый удачный бросок друга Вова вос принимает с большой радостью: Ты просто молодец, Антоша, давай и еще раз так! Даже собственные успехи меньше радуют мальчика, чем успехи друга.
Об исключительной эмоциональной привязанности Вовы к Антону свидетельствует и то, как он остро переживает каждую размолвку с ним. Вот пример, наглядно подтверждающий это. Дети выходят на прогулку. Антон и Вова идут рядом и оживленно беседуют, у них хорошее настроение. Но вот Антон роняет мяч и Вова сильно ударяет по нему ногой. Мяч катится на соседнюю площадку. Удивленный поведением друга, Антон останавливается, на глазах у него слезы обиды. Мальчик резко говорит: Все, Вовочка, я больше с тобой не дружу. Так настоящие друзья не делают. Посмотри, куда залетел мяч. Кто его достанет?!
Вова и сам расстроен своим поступком, который он совершил неожиданно для самого себя, будучи в приподнятом настроении. Со слезами на глазах мальчик начинает просить у Антона прощение: Антоша, я совсем не хотел так далеко забрасывать этот мяч. Прости меня, пожалуйста! Сейчас я его быстренько достану, ты только не обижайся на меня. Не будешь, да? Вова просит воспитателя помочь ему достать далеко закатившийся мяч. Отдавая его в руки Антону, ласково говорит: Вот видишь, Антоша, я ведь быстро достал мяч, ты напрасно плакал. При этом Вова пристально смотрит в лицо другу, стараясь загладить свою вину перед ним. Антон молча забирает мяч и отворачивается от Вовы, но долго сердиться на товарища не может, немного помолчав, предлагает ему поиграть в футбол. Услышав это, Вова просто прыгает от радости и с большим азартом приступает к игре.
На протяжении всей прогулки Вову чрезвычайно волнует, не сердится ли на него Антон. Через небольшие промежутки времени мальчик спрашивает друга: Правда, Антоша, ты уже не обижаешься на меня?. Безусловно, что вопрос свидетельствует о том, что мальчик помнит о своей вине перед другом, переживает о своем поступке. Для Вовы очень важно, чтобы Антон не только играл с ним, но и не держал на него обиды. Даже во второй половине дня мальчик помнит о своей вине перед другом и всячески стремится расположить его к себе: предлагая игрушечных солдатиков, уступая свою очередь во время игры в городки, хотя Антон и не просит об этом, вызывается помочь ему отнести в групповую комнату игрушки.
Примечательно, что ребенок, испытывающий привязанность к сверстнику, иногда поступает по отношению к нему совсем неадекватно своему чувству. Так, Вова, желая продемонстрировать особое расположение к Антону, улыбаясь толкал его, подбрасывал в раздевалке его одежду, игрушки. Заметив недовольство друга, мальчик тут же прекращал баловство, пытался загладить свою вину, извинялся, предлагал игрушки, сладости, т. е. Вова действовал без всякого злого умысла, просто неумело пытался привлечь внимание к себе, найти повод для общения, развеселить друга. Действия, не соответствующие реальному отношению ребенка к сверстнику, одна из особенностей этого возраста, обусловленная, на наш взгляд, недостаточным умением детей правильно выражать свое эмоциональное отношение к другому. Особенно ярко это проявляется, когда общение с предпочитаемым сверстником эмоционально захватывает ребенка и он не всегда может справиться со своими эмоциями. Подобные ситуации не должны проходить мимо внимания педагога, так как они могут отрицательно сказываться на взаимоотношениях дошкольников.
Педагог должен заботиться не только о том, чтобы дети усвоили нормы и правила общения друг с другом, но и о том, чтобы ои умели адекватно выражать свое отношение к сверстнику посредством эмоциональной экспрессии. Известный польский психолог Я. Рейковский подчеркивает, что степень эмоциональной экспрессии существенно влияет на характер межличностных отношений. Чрезмерная сдержанность приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный. В некоторых случаях это порождает неприязнь между людьми и становится препятствием для установления нормальных отношений. Развитие способности адекватно выражать свои чувства в соответствующий момент и с надлежащей интенсивностью является одной из главных проблем социального развития человека. Чрезмерная или недостаточная эмоциональная экспрессивность, ее неадекватность условиям — один из важнейших источников в межличностных отношениях.
Дошкольника следует учить выражать как положительное, так и отрицательное отношение к сверстникам. Ведь истинно гуманное отношение к другому с необходимостью предполагает готовность высказать не только одобрение, но и — в тактичной форме — порицание, если требуется. Слова, сказанные близким другом, глубже воспринимаются ребенком, а поэтому и сильнее воздействуют на него. Желание, чтобы друг стал лучше,— показатель гуманного отношения к нему. При педагогически правильном руководстве взаимоотношениями эмоциональной привязанности создается благоприятная возможность для переноса первых проявлений гуманного отношения к отдельным сверстникам на более широкий круг детей. А это, в свою очередь, способствует становлению и развитию детского коллектива в целом.
Отношения эмоциональной привязанности у девочек старшего дошкольного возраста несколько отличаются от аналогичных отношений у мальчиков. Так, девочки, в отличие от мальчиков, больше стремятся к избирательному общению. В свободное от занятий время и нерегламентированной взрослым деятельности девочки отдают предпочтение не групповым, а парным играм. Они ревниво оберегают свои объединения от посягательств других детей, чего у мальчиков не наблюдается. Проанализируем взаимоотношения Ани и Тани, в которых ярко проявлялись все эти особенности.
Обе девочки пользуются авторитетом в группе. Аня очень активна и без особого труда умеет налаживать отношения со всеми сверстниками. Авторитету девочки способствует и то, что воспитатели очень часто отмечают ее организованность, дисциплинированность, исполнительность. Аня хорошо успевает на занятиях по изобразительной деятельности, знает много сказок и умеет их интересно рассказывать детям. За этими положительными сторонами сверстники почти не замечают, что иногда Аня бывает немного резкой и излишне напористой.
Таня — тихая и ласковая девочка, склонная к аффективным проявлениям, что выражается в плаксивости или в подавленном настроении. Однако дети любят Таню за доброту, приветливость, подельчивость. Таня не любит играть в больших и шумных объединениях ровесников, а предпочитает парные игры, особенно с Аней. Она всегда искренне радуется любым успехам подруги, рассказывает о них взрослым и сверстникам. Вот пример. Аня нарисовала дома рисунок и подарила его подружке. Весь день Таня не расстается с ним. Взяла она его с собой и на прогулку. Не в силах сдержать свой восторг, девочка обращается к воспитательнице: Лариса Васильевна, посмотрите, пожалуйста, какой красивый листок клена нарисовала для меня Аня. Она делала для меня подарок со своим старшим братом. Завтра я тоже обязательно принесу ей подарок. Мы вечером с бабушкой что-то придумаем и сделаем. На протяжении всей прогулки девочка не выпускает рисунок из рук и показывает всем детям, которые к ней подходят.
Приведенная ситуация на первый взгляд может показаться самой обычной, но она заслуживает внимания потому, что такое поведение вовсе не свойственно для тихой и недостаточно общительной Тани. Девочка очень редко по собственной инициативе обращается ко взрослым, а если и делает это, то только в исключительных случаях (кто-то обидел, забрал игрушку). Однако в приведенной выше ситуации поведение девочки можно объяснить совсем иными мотивами — желанием сделать для Ани что-то приятное в ответ на ее внимательное отношение.
Добрая и ласковая Таня весьма положительно влияет на свою подругу, которая в общении со многими сверстниками стремится командовать ими, навязывать им свое мнение. Характерно, что по отношению к Тане Аня не позволяет себе ничего подобного, и девочки являются равноправными партнерами. Аня в присутствии подруги мягкая и уступчивая. Размолвки между ними возникают только по одной причине — Таня очень ревниво относится к тому, что Аня принимает предложения других ребят поиграть вместе с ними. В подобных случаях у Тани сразу же портится настроение, иногда она даже начинает плакать и упрекать подругу.
Немного поиграв, Аня всегда возвращается к Тане. Но если подруга уж слишком начинает упрекать ее, Аня может резко ответить: Ну не могу же я все время играть только с тобой, Таня, я хочу и с другими ребятами немного поиграть. Как только Аня возвращается, у Тани сразу же поднимается настроение.
В связи с тем, что девочки всегда играли между собой дружно, воспитатели группы особенно не вникали в характер их взаимоотношений с другими детьми. А эти отношения не всегда были доброжелательными. Вот наглядный пример, иллюстрирующий это. Воспитательница поручает девочкам вынести на площадку игрушки и раздать их детям. Аня и Таня с удовольствием выполняют первую часть поручения, однако забывают о второй и ничего не раздают своим товарищам. Воспитатель не проконтролировал выполнение девочками поручения и те все игрушки оставляют возле себя, хотя одновременно всеми они воспользоваться не могут. Более того, на все просьбы ребят поделиться игрушками девочки отвечают отказом, хотя они никогда не отличались жадностью и умеют делиться со сверстниками.
Упущение педагога, на наш взгляд, состоит в том, что следовало бы до конца проследить за выполнением своего поручения; полезно было бы также вовлечь девочек в общую игру.
Таким образом, при отсутствии должного внимания к небольшим детским объединениям и правильного педагогического руководства ими со стороны воспитателей эмоциональная привязанность может порождать так называемый парный эгоизм, когда, заботясь друг о друге, члены микрогруппы проявляют равнодушие к остальным товарищам. Поэтому педагог должен хорошо знать индивидуальные особенности детей и, учитывая их, целенаправленно влиять на взаимоотношения своих подопечных как внутри небольших объединений, так и во всем коллективе в целом.
Но бывают случаи, когда участников микрогрупп, которые не проявляют доброжелательного отношения к детям, даже ставят в пример другим, так как они не надоедают воспитателям 1ишними вопросами калобами просьбами часами играя друг с другом где-нибудь в сторонке. За внешней дисциплинированностью воспитатель иногда не замечает отрицательных проявлений.
Все дети в равной степени требуют внимания педагога, а их взаимоотношения, какими бы благополучными они ни казались со стороны,— целенаправленного руководства, чтобы вовремя предупредить возникновение между детьми отчужденности, высокомерия, завистливости и т. д. Ведь известно, что предупредить развитие тех или. иных отрицательных качеств у ребенка значительно легче, чем потом искоренять их.
Если же в некоторых объединениях детей уже наблюдается проявление парного эгоизма, нельзя допускать, чтобы они закреплялись. Наиболее эффективным методом преодоления парного эгоизма является организация всевозможных видов коллективной деятельности, рассчитанной на пять-шесть человек. Хорошо, чтобы эта деятельность имела социальную направленность (изготовление флажков для малышей, ремонт книг и игрушек, помощь в уборке игровой площадки).
Естественно, в такой группе всегда будут дети, лучше владеющие практическими навыками, п здесь появляется возможность для оказания помощи товарищам. Ребенок, хорошо владеющий определенными навыками, но привыкший работать только в паре с другом, может и не замечать затруднений сверстников. Педагог, внимательно наблюдающий за деятельностью подопечных, вовремя подсказывает, кому следует помочь, чтобы группа хороню справилась с работой.
В другом случае-, наоборот, воспитатель советует ребенку присмотреться к работе сверстника, у которого все получается очень аккуратно и хорошо, поучиться у него, и таким образом пробуждает интерес и внимание к другим сверстникам, на почве которых постепенно формируется и доброжелательное отношение к ним. Совместно пережитая радость коллективного успеха сближает детей, их отношения становятся более теплыми, что стимулирует к совместной деятельности и в последующие дли.
Детей, тяготеющих к парному общению, целесообразно назначать звеньевыми для руководства деятельностью, навыками выполнения которой они хорошо владеют. Важно напоминать, что они как звеньевые отвечают за качество выполнения работы и должны позаботиться, чтобы каждый член звена хорошо справился с заданием. Такая аргументация пробуждает чувство ответственности за порученное дело, ребенок переживает за коллективный успех и стремится помочь каждому, кто в этом нуждается. Положительная оценка подобных действий стимулирует детей к оказанию помощи товарищам и в ситуациях, не контролируемых взрослыми.
Формированию устойчивого интереса к сверстникам, а на его основе и положительного эмоционального отношения к ним, способствует включение группы детей (4—6 человек) в выполнение общих поручений, рассчитанных на длительный срок. Такая группа обязательно должна состоять из детей с различными уровнями развития трудовых навыков. А так как функционировать она может довольно долго (в зависимости от содержания поручения), дети успевают сдружиться и проникнуться взаимным уважением. Безусловно, это возможно при постоянном контроле и педагогически правильном руководстве такой деятельностью. Детям, например, можно поручить выращивание рассады, которую потом вся группа будет высаживать в цветнике, па площадке или на огороде. Выполнение поручения рассчитано на 3—4 недели, в нем ясно выступают мотивы общественной пользы.
Эффективным методом преодоления у старшего док широкому кругу сверстников может быть включение его в игры-драматизации по сюжетам сказок, рассказов. Проигрывание роли положительного литературного персонажа заставляет ребенка стать на его позицию, проявить отзывчивость, чуткость, гуманное отношение к другим героям, проникнуться его эмоциями. И это не проходит бесследно для формирующейся личности. И чем больше подобных эмоциональных следов остается в памяти ребенка, тем активнее формируются его гуманные отношения к окружающим людям.
Таким образом, личные взаимоотношения существенно влияют на формирование дошкольника. При правильном педагогическом руководстве этими взаимоотношениями путем организации совместной жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении они становятся важным средством формирования коллектива. Личные взаимоотношения наиболее ярко проявляются в небольших детских объединениях, строящихся преимущественно на чувстве взаимной симпатии, эмоциональной привязанности. В таких объединениях дошкольники учатся проявлениям чуткости, отзывчивости, заботы о другом, т. е. здесь берут свое начало первые ростки гуманного отношения к окружающим людям.
Знание личных взаимоотношений детей, их индивидуальных особенностей — важное условие целенаправленного формирования у них социально важных качеств личности, а на их основе и детского коллектива в целом.