Воспитание гуманитарных чувств
Ответственность ребенка перед окружающими людьми как проявление отношения к ним
Как личностное качество ответственность является регулятором деятельности и поведения людей. Степень ее развития определяет отношение человека к общественным нормам, своим обязанностям, выбор им жизненной позиции и правильной линии поведения. Высокий уровень ответственности предписывает личности принятие социально значимых норм, принципов как должных, осуществление деятельности в соответствии с поставленными задачами и предъявляемыми требованиями, необходимость отвечать за свои действия, поступки.
К сожалению, в жизни нам еще часто приходится сталкиваться с безответственностью людей. Человек опоздал на работу, не выполнил задание в срок, не вовремя вернул другу книгу, которую взял почитать на недельку. Что может случиться, если я опоздаю на 10—15 минут? — размышляем мы иногда, собираясь на деловую встречу.— Подождут. Не все ли равно, когда я вернул тебе книгу, главное, что вернул,— можем ответить мы обиженно на робкое замечание друга.
На первый взгляд, эти поступки выглядят безобидными. Но халатность, необязательность приводят иногда к тяжелым последствиям.
Ответственность возникает не сама по себе. Она за рождается очень рано, еще в дошкольном возрасте и берет начало в добросовестном выполнении детьми требований взрослого, коллектива сверстников и развивается в процессе воспитания, по мере того как ребенок вступает во все многообразие связей и зависимостей от общества, от других людей.
В педагогических и психологических исследованиях (3. Н. Борисовой, К. А. Климовой, В. К. Котырло) показано, что ответственность детей, начиная со старших дошкольников,— не случайное, эпизодическое явление, а относительно стойкое образование — формирующееся качество. Она проявляется во взаимоотношениях с окружающими людьми (родителями, воспитателями, детской группой) при оказании с их стороны значимого для ребенка доверия и предъявлении к нему определенных требований. Принятие их во многом зависит от эмоционального отношения дошкольника ко взрослому или сверстникам, от характера их взаимоотношений. Эмоциональная расположенность ребенка к близким людям побуждает его к ответственному выполнению заданий и распоряжений. Дошкольник охотно и с радостью откликается на просьбы людей, взрослых и сверстников, которых он любит и уважает.
В повседневной жизни детям приходится делать и то, что в данный момент делать не хочется. Во имя этого приходится отказываться от чего-то интересного и приятного, преодолевать трудности. И тут, безусловно, требуется мобилизация волевых усилий, определенное самоограничение. Вот почему психологи считают, что в ответственности уже на этапе дошкольного детства реализуется способность детей регулировать свое поведение. Уровень этой способности обусловлен отношением ребенка к требованиям, заданиям взрослого или сверстников и сформированностью у него определенных механизмов управления собой. Однако, как известно, даже у старших дошкольников механизмы саморегуляции развиты недостаточно. Поэтому интерес к заданию, к процессу его выполнения — важный стимул для повышения уровня произвольной регуляции поведения ребенка.
Воспитание ответственности у дошкольников предполагает формирование у них способности самостоятельно и заинтересованно заботиться об успешном выполнении распоряжений и заданий, важность которых они осознали, предусматривает активизацию у дошкольников переживаний удовлетворенности и неудовлетворения по поводу выполнения обязанностей и результатов общих дел, включает развитие готовности ответить за качество выполненной работы.
Основным средством формирования ответственности в условиях дошкольного учреждения является система требований и заданий. Решающую роль в воспитании данного качества играет деятельность, имеющая общественно полезную направленность: посильные поручения, обязанности, ориентирующие на оказание помощи, проявление внимания к другим. Программа воспитания в детском саду уже с младшей группы предусматривает выполнение детьми подобных заданий, например: принести новому воспитаннику игрушку, помочь воспитателю сложить книги, открыть няне дверь, когда она несет посуду, помочь накрыть на стол, собрать для игр каштаны, осенние листья, покормить рыбок, птиц и т. д.
Трехлетний ребенок, как известно, еще не умеет руководить собой, своим поведением, но, заинтересованный поручением близкого человека, стремится выполнить его. Конечно, малыши еще не понимают необходимости выполнения задания, часто воспринимают его, как игру. Однако уже на данном возрастном этапе проявляется готовность заинтересованно принимать поручения взрослого, что уже является предпосылкой развития ответственности. Наблюдения показали, что некоторые младшие дошкольники, заинтересованные в задании, способны уже выполнить его на уровне исполнительности. Под исполнительностью как одним из уровней развития ответственности дошкольника понимаем принятие ребенком поручений, просьб, требований окружающих как должных и тщательное их выполнение с соблюдением заданного способа. У детей исполнительность носит еще ситуативный характер, зависит от многих факторов. Поэтому доведение порученного дела до конца даже при отсутствии заботы о качестве является для трёхлетнего ребенка своего рода достижением. Этот уровень мы обозначили как условное подчинение обязательности заданного.
Интерес к заданию, определяющий уровень его выполнения младшим дошкольником, может быть вызван новизной поручения, ощущением своей причастности к важному делу взрослых, подражанием действиям других детей, а также положительной оценкой воспитателя или порученного дела, мотивация активизирует формирующиеся механизмы их произвольной регуляции. Это помогает ребенку подчиниться распоряжениям взрослого и выполнить его поручение достаточно успешно.
Наиболее актуальной для младших дошкольников является мотивация, ориентирующая на получение поощрения-награды или похвалы взрослого. Чтобы повысить эффективность ее воздействия на ребенка, задание следует предлагать в яркой эмоциональной форме: Дети, постарайтесь аккуратно накрыть на столы. А Буратино посмотрит, как вы это сделаете, и сядет обедать за тот стол, где ничего не будет упущено и все будет аккуратно и красиво.
Ориентация на оценку взрослого создается предупреждением: Когда ты выполнишь задание, я посмотрю, все ли ты правильно сделал. Как оказалось, для некоторых малышей уже значима и мотивация, побуждающая их сделать что-то приятное близким людям. Поручения воспитателя (Принеси новенькому мальчику машину и поиграй с ним, ему будет приятно, Сделай все красиво, аккуратно, чтобы порадовать детей) вызывают у этих детей желание доставить удовольствие окружающим, сделать для них что-то нужное. Данные факты свидетельствуют, что уже на этапе младшего дошкольного возраста ребенок может быть ориентирован не только на себя, свои желания и потребности, но и на другого. В этой связи формируются определенные общественные мотивы нравственного порядка — выполнить поручение, чтобы доставить радость близким, т. е. непосредственные мотивы ответственного выполнения. Чтобы закрепить социально значимые мотивы, актуализировать их для ребенка, важно затронуть его эмоциональную сферу, его чувства. Например, вместе с другими детьми поблагодарить за выполненную работу, отметить, как приятно и радостно всем видеть аккуратно и красиво расставленные игрушки, тщательно разложенные на полке книги. Благодарные отклики малышей, их эмоциональный подъем не оставят ребенка равнодушным. Впоследствии, желая повторить приятные переживания, ребенок будет стремиться старательно выполнять поручения.
С каждым годом содержание поручений усложняется, возрастает их социальная значимость. Старшие дошкольники ремонтируют книги, игрушки, делают атрибуты для игр, поздравительные открытки, подарки для родителей, малышей, помогают взрослым убирать групповые помещения, готовиться к занятиям. Следует при этом помнить, что привлечение дошкольника к выполнению заданий без активизации его чувств, учета его интересов может воспитать у ребенка лишь привычку подчиняться. Он, конечно, будет выполнять обязанности дежурного, поскольку его назначили помогать взрослым, ко при этом останется равнодушным к порученному делу, не будет стараться сделать его хорошо.
Как отмечает Е. И. Кульчицкая, одного приучения помогать кому-то и этим выражать любовь к нему явно недостаточно. Необходимо чувство заботы о другом, чувство сопереживания, сострадания. И действительно, чем ближе к сердцу принимает ребенок интересы группы, близких людей, чем очевиднее для него общественная сторона его труда — польза, которую он приносит окружающим, тем серьезнее, ответственнее дошкольник относится к заданиям.
В отличие от малышей исполнительность шестилетнего ребенка (классифицируемая нами как средний уровень развития ответственности дошкольника) уже достаточно осознанна. Он понимает и может объяснить, почему надо стараться выполнить задание хорошо — чтобы помочь уставшей маме, чтобы не огорчать воспитателя, чтобы порадовать маленькую сестричку.
Добросовестных детей старшего дошкольного возраста отличают от младших дошкольников еще и настойчивость, терпение, целеустремленность, проявляемые ими при столкновении с трудностями. Они обращаются за помощью только после неоднократного приложения самостоятельных усилий, не увенчавшихся успехом. Прилежание старших дошкольников включает в себя и отношение к результатам собственной деятельности, к оценке ее окружающими. При неудовлетворительном качестве работы, а также при замечаниях и порицаниях взрослых или сверстников они огорчаются, смущаются, испытывают недовольство собой, стыд.
Вот пример. Воспитанники старшей группы выполняют задание — конструируют и украшают праздничную открытку для родителей.
Катя заинтересовалась заданием, обрадовалась: Как интересно! Эту открытку мы подарим родителям? Без напоминаний, первая заняла место за рабочим столом. Обращается к детям, сидящим рядом: Сейчас надо очень постараться, ведь эти открытки мы будем дарить. Внимательно, с интересом прослушала инструкцию. Тут же уверенно берется за работу. Складывает лист бумаги ровно, аккуратно, как объясняла воспитательница. Стремясь к точности исполнения, спрашивает: Я все правильно сделала? Очень старается, несколько раз проверяет, ровно ли сложена открытка. Увлекается работой, разговоры детей ей мешают. Делает им замечание: Помолчите, пожалуйста, из-за ваших разговоров у меня может плохо получиться. И у вас ничего не получится, а потом будет стыдно.
Катя приступила к украшению открытки, работает с увлечением. При наклеивании засушенных листиков возникают трудности — они ломаются. Катя неоднократно подравнивает ножницами неровные края. Но увидев, что листики получились совсем маленькие и некрасивые, огорчается. Чуть ее плача, обращается к воспитательнице: Я могу наклеить только один листик, но я хочу, чтобы было красиво. Можно, я возьму еще листики и попробую? После неоднократных попыток справляется с трудностями, облегченно вздыхает: Ух, еле-еле наклеила. Спрашивает: Посмотрите, у меня хорошо? И, опережая замечании воспитательницы, смущенно оправдывается: У меня здесь немного клей размазан, но, может, он еще высохнет? Одобрение воспитателя выслушивает внимательно, серьезно. Радостно улыбаясь, говорит: Вам понравилось, значит, и маме понравится, и папе, и брату.
Активизация гуманных чувств детей - одно из условий повышения их ответственности. Важно, чтобы дошкольник, сумев предвосхитить события (представить затруднительное положение близкого человека, ожидающего
помощи, посочувствовать ему), поспешил выполнить просьбу, поручение. Такое представление создастся у ребенка, когда взрослый умеет убедить, что товарищ (взрослый) нуждается в поддержке: Помоги Оле помыть кисточки, чтобы она могла скорее закончить дело и вместе со всеми слушать сказку. Если ты не поможешь, ей будет обидно. Такое словесное описание позволяет ребенку не только представить последствия выполнения или невыполнения порученного дела, но и перенести на себя и пережить чужое эмоциональное состояние, что, как правило, побуждает к добросовестному, ответственному выполнению задания.
Однако не все дети могут самостоятельно представить последствия для окружающих людей формального, небрежного выполнения ими задания. Поэтому очень важно обращать их внимание на ситуации, когда в результате небрежного отношения к работе кого-то из детей страдают остальные, например: кому-то из ребят досталась плохо промытая, склеенная кисточка, которой невозможно рисовать, кому-то не было положено необходимое для занятия пособие, кто-то отказался помочь другому. При этом взрослый должен зафиксировать внимание дошкольников на затруднительном положении пострадавшего, на его эмоциональном состоянии (огорчился, обиделся, расплакался), подчеркнуть, что, плохо выполнив свои обязанности, дежурный подвел своего товарища. Делая замечание ребенку, небрежно выполнившему задание, важно вызвать у него чувство смущения, вины: Дети очень огорчатся, увидев как небрежно и некрасиво ты расставил игрушки на полках. Пережив неприятные ощущения неловкости, стыда, дошкольники будут стараться избежать их в последующих аналогичных ситуациях. Важно также акцентировать внимание детей на хорошо, тщательно выполненной работе, которая приносит окружающим не только существенную пользу, но и повышает их настроение, доставляет радость: Мама очень обрадуется, когда увидит, какую красивую открытку ты для нее сделал. Работа, переживаемая дошкольниками их отзывчивее, добрее.
Как известно, развитию гуманных чувств ребенка способствует любящее отношение к нему близких взрослых (родных, воспитателей). Забота, внимание взрослого к ребенку вызывают у него не только чувство привязанности, симпатии, но и стремление ответить тем же. Известно, что если между педагогом и воспитанником складываются доверительные, теплые отношения, то ребенок становится более восприимчивым к слову взрослого, более внимательным и предупредительным к нему. Если дошкольник спешит рассказать воспитателю о себе, своих Слизких, своих впечатлениях, переживаниях и при этом ожидает от него соответствующего отклика, сопереживания, то это означает, что ребенок любит взрослого и доверяет ему.
К установлению теплых взаимоотношений со взрослым особенно тяготеют застенчивые, робкие, боязливые дети. Они нуждаются в эмоциональной поддержке воспитателя, в его понимании и сопереживании, но не всегда могут самостоятельно установить контакт со взрослым. Если воспитатель доброжелателен, чуток по отношению к таким детям, они отвечают глубокой привязанностью и особым доверием. Каждое поручение любимого воспитателя стараются выполнить как можно лучше. При этом пользуются не только заданными способами, но и проявляют элементы инициативы, творчества, демонстрируя высокий и средний уровни ответственности.
Постепенно у старших дошкольников складываются деловые отношения со взрослым. Это способствует осознанию ребенком обязательности своевременного и качественного выполнения порученного дела. К. мотивам ответственного поведения, вытекающим из непосредственных отношений с окружающими людьми (любовь, привязанность, желание заслужить доверие, одобрение), присоединяется заинтересованность в добросовестном выполнении поручений.
Между тем в каждой группе есть дети, которые редко контактируют с воспитателем, обращаются к нему лишь в крайних случаях —за помощью, посредничеством. Это замкнутые, необщительные мальчики и девочки, которые всегда держатся в сторонке, особняком. Если воспитатель не проявляет по отношению к ним повышенного внимания и чуткости, он не обретает расположения таких детей. А если воспитанники равнодушны, безразличны к воспитателю, то, как правило, и его требования, задания выполняют на низком уровне, т. е. формально, небрежно.
Отсюда можно сделать вывод, что теплые отношения со взрослым, в основе которых лежат чувства взаимной симпатии, любви, доверия, определяют готовность ребенка откликаться на просьбы и поручения близкого человека.
А деловые отношения подводят дошкольников к пониманию значимости и необходимости ответственного выполнения порученного дела. Поэтому воспитатель должен пересмотреть систему своих взаимоотношений с детьми и постараться установить доверительные или деловые отношения с каждым ребенком. Перестройка взаимоотношений с дошкольниками должна предусматривать: во-первых, замену жестких воздействующих обращений взрослого {приказ, распоряжение, указание) более мягкими формами предъявления требований (предложение, просьба, совет), высказываемых в спокойном, доброжелательном тоне; во-вторых, охват всех без исключения детей при распределении заданий и обязанностей.
Для повышения заинтересованности старшего дошкольника в качественном выполнении общественно значимого дела важно, чтобы поручение рассматривалось им как знак доверия, как награда,.личная обязанность. При этом необходимо создавать эмоциональную, доверительную атмосферу, поощрять ребенка к достижению определенного результата: Я доверяю тебе это задание, уверена, что ты выполнишь его быстро, аккуратно, правильно и не подведешь меня, Я решила поручить это задание тебе, зная, что ты любишь трудиться и выполнишь его хорошо. Доверительное отношение взрослого вызывает у детей готовность сделать все, чтобы оправдать доверие, повышает не только их эмоциональную отзывчивость, но и чувство ответственности.
В дошкольном детстве начинают складываться сложные взаимоотношения ребенка со сверстниками, что на ходит свое выражение в совместной деятельности детей, в их общении. Уже в старшем дошкольном возрасте у значительной части детей отношения со сверстниками имеют достаточно устойчивый характер. Одни дошкольники доброжелательны, предупредительны, отзывчивы ко всем детям. У других во взаимоотношениях со сверстниками преобладают равнодушие, невнимание. У некоторых детей характер отношений зависит от того, с кем ребенок общается, кому симпатизирует.
Если между дошкольниками складываются гуманные взаимоотношения, основанные на проявлениях доброты, отзывчивости, сопереживания, содействия, ребенок становится более чутким, сердечным, внимательным к своим товарищам, более восприимчивым к их просьбам, предложениям. Это определяет его готовность откликаться на нужды и потребности формирующегося коллектива.
Нередко по ходу творческих сюжетно-ролевых игр возникает необходимость в какой-нибудь атрибутике, т. е. создается удобная ситуация для того, чтобы поручение ребенку — сделать что-то для игры — исходило от детской группы. Например, мы привлекали старших дошкольников к игре Библиотека, для проведения которой нужно было создать книжный фонд. Это серьезное, ответственное дело поручалось нескольким детям. Перед началом игры ее участники просматривали имеющиеся в группе книги, отмечали, что в книгах яркие рисунки, ровные, аккуратно вклеенные странички. Таким образом этих детей ориентировали на то, какие они должны изготовить книжки, чего от них ожидают сверстники.
Как показали наблюдения, для значительной части дошкольников (32%) доверие детского коллектива оказалось настолько значимым, что они стремились выполнить задание на самом высоком (доступном им) уровне. Дети с энтузиазмом взялись за дело, заботились о качестве, старались, чтобы их книжечка была не хуже настоящей, тщательно подбирали цветную бумагу для обложки, многократно подравнивали странички. Осознавая необходимость и значимость своего труда для других, эти дети восприняли требования детской группы к книге как обязательные, определяющие содержание и качество их работы.
Особую позицию заняли участники игры — заказчики книг. Проявляя интерес к трудовой деятельности детей-изготовителей, они как бы выступали в роли контролеров, заинтересованных в качественном исполнении своего заказа. Их сопричастность к процессу труда выражалась в требовательности к работающим, в поддержке и одобрении их действий, в доброжелательных советах. Это очень стимулировало и вдохновляло изготовителей. Беспокоясь об успешном выполнении задания, они часто обращались с уточняющими вопросами к своим заказчикам, интересовались, правильно ли делают, стремились улучшить результат. Заинтересованное отношение сверстников стимулировало активность детей. Сделав книжки-самоделки, как их учили, они не удовлетворились достигнутым. По собственной инициативе, предварительно расспросив играющих, какие книги они любят и хотели бы иметь в библиотеке, дети стали разрисовывать чистые странички по сюжетам известных сказок. Не успев закончить работу, они попросили разрешения взять книжки домой, продолжали трудиться над ними дома, не забыли принести на следующий день.-
Многие дети также справились с заданием достаточно успешно, на уровне исполнительских действий, т. е. как их учил воспитатель, без элементов инициативы, творчества.
Вместе с тем не для всех дошкольников поручение сверстников стало актуальным. Некоторые из них, рьяно взявшись за порученное дело, быстро остывали и впоследствии совсем не беспокоились о качестве изготавливаемой книжки, не старались придерживаться способа выполнения, которому их обучали, упускали отдельные трудовые операции. Сам процесс изготовления книги был короче, беднее, и результат отличался небрежностью исполнения. Этих детей устраивала условная, схематично выполненная книжка. Они старались побыстрее покончить с ней, чтобы продолжать прежнюю игру.
Некоторые из этих ребят пожелали раскрасить свои книжки, но превратили работу в забаву — смеялись, шалили, не заботились о качестве рисунков. Когда изготовлении книг было закончено, игра возобновилась.
Получив свой заказ, дети устроили тщательный про смотр и отбор лучших книжек. Они отказывались принимать в библиотеку некрасивые, небрежно сделанные самоделки. Аккуратно выполненные, но неразрисованные книжки, хотя и были приняты, но не пользовались популярностью у читателей, что огорчило их изготовителей и даже побудило некоторых из них вновь взяться за работу и со всей тщательностью разрисовать свою книжку. Столкнувшись с жестким контролем, призадумались и формальные изготовители, они чувствовали себя неловко; им пришлось испытать неприятные минуты, когда их работы подвергались серьезной критике детей. Детям, выполнившим задание наилучшим образом, участники игры предложили главные роли в игре — заведующей библиотекой, библиотекарей.
Как видим, ориентация на сверстников, потребность в их признании повышает значимость для ребенка доверия и оценочного отношения детской группы. Так развивается чувство ответственности за порученное дело перед коллективом сверстников.
Игровые ситуации, в которых бы у детей возникала необходимость в атрибутах, подготавливаются и создаются воспитателем. Однако не следует спешить делать недостающие пособия. Целесообразно даже создать некоторый дефицит необходимых предметов, а затем предложить детям делать все, что нужно, своими руками, поручая друг другу задания. Важно проследить только, чтобы задания детской группы были доступными для данного возраста, например: вылепить из глины хлебобулочные изделия, овощи, посуду для игры Магазин; сделать маленькие книжки, тетрадки, учебники, дневники для игр Библиотека, Школа.
Следует заметить, что в процессе формирования чувства ответственности у дошкольников прослеживается активизация гуманных чувств: доброты, сочувствия, сердечности. При ответственном выполнении ребенком порученного дела обязательно, прямо или косвенно, проявляется его забота об окружающих, стремление сделать что-то приятное, полезное для них. Ответственность как формирующееся качество приобретает нравственную, социальную направленность и имеет особое значение в становлении детских взаимоотношений, прежде всего в условиях жизни ребенка в обществе сверстников, их совместной деятельности, направленной на решение задач, важных для всей детской группы или других людей. Включение дошкольника в трудовую кооперацию помогает ему прочувствовать и осознать значительность своей роли в коллективной деятельности, обязательность подчинения общепринятым нормам, пробуждает ответственность за конечный результат общего дела. Это сближает детей, порождает положительные взаимоотношения между ними, способствует появлению чувства товарищества в работе.
При выполнении коллективного задания, как и в ролевых играх, возникает много ситуаций, когда приходится сверстнику, выручить его. От этого порой зависят нормальный ход и конечный результат работы. Правильно организованная совместная деятельность учит дошкольников действовать в интересах коллектива, воздерживаться от эгоистических поступков, сочетать инициативу с дисциплиной. И чем больше развито чувство ответственности у ребенка, тем больше он ориентирован на партнера, сочувствует ему по поводу неудач, затруднений, помогает их преодолеть.
Важное условие повышения коллективной ответственности — выдвижение воспитателем общей цели, объединяющей старания, активность детей, направляющей к преодолению препятствий, к получению результата. Помимо основной цели, совместная деятельность предъявляет участникам конкретные задачи и требования относительно качества исполнения. Если дошкольники относятся к ним ответственно, принимают как обязательные для успешного выполнения общего задания, то между партнерами устанавливаются особые взаимоотношения гуманного содержания, для которых характерны сочувственный интерес друг к другу, сопереживание, содействие.
Анализ выполнения старшими дошкольниками коллективных поручений и обязанностей свидетельствует, что несмотря на совместный характер деятельности, дети часто трудятся как бы изолированно друг от друга. Каждый сосредоточен на своем участке работы, не вникает в действия партнера, не замечает его затруднительного положения, не стремится придти на помощь. При оценке результатов труда дети в основном заботятся лишь о том, чтобы их отмстили, выделили, похвалили, в случае неуспеха возлагают вину друг на друга. Между детьми нередко возникают споры: они начинают выяснять, кто сделал больше и лучше; при этом каждый стремится доказать свое превосходство. Предложение воспитателя помочь товарищу по работе вызывает открытый протест, возмущение: Я все свое сам сделал, пусть и он сам делает.
Насколько же меняется картина, когда в совместной деятельности объединяются дети, доброжелательно относящиеся друг к другу: они стремятся оказать помощь товарищу, поддержать его; показывают и советуют, как исправить допущенные ошибки, даже делают какую-то часть работы за него. Благодаря такому взаимопониманию и результат получается высокий.
В коллективном детском труде содержатся значительные воспитательные возможности, при условии правильно, тщательно продуманной его организации. Первоначальная задача воспитателя — раскрыть детям смысл совместной практической деятельности, ее общественную направленность. Этому способствует последовательная работа по формированию у дошкольников представлений о социальной значимости труда взрослых. Важно, чтобы дети усвоили примеры их трудовых взаимоотношений, отношение к своим обязанностям. Рассказывая дошкольникам о различных профессиях, воспитатель должен акцентировать их внимание на том, что люди трудятся вместе, сообща, на благо общества, что они объединены в трудовые коллективы, что их согласованные, взаимосвязанные действия направлены на достижение общего результата. Все стремятся выполнить работу наилучшим образом, так как от труда каждого зависит успех общего дела. Осознание смысла общественно значимых трудовых отношений взрослых во всем их многообразии повышает в глазах ребенка ценность совместной деятельности.
Поручая детям коллективное задание, следует разъяснить необходимость их объединения. Важно, чтобы дошкольники понимали: сложную, большую по объему работу лучше выполнять всем вместе, дружно. Только тогда с ной справишься своевременно и успешно. Воспитательный эффект совместной деятельности усиливается, если дети осознают ее полезность для окружающих. Дежурные быстро, аккуратно сервировали столы — значит, поработали для всех, помогли няне, позаботились о своевременном начале обеда; хорошо убрали в игровом уголке — потрудились для товарищей, и у взрослых освободилось время для более важных дел. Чтобы объединить детей в коллективной деятельности, важно четко определить общий объект труда, то, за что они вместе несут ответ перед сверстниками и воспитателем. Взаимоотношения дошкольников в ходе выполнения группового задания во многом зависят от способов распределения обязанностей между ними. Работа по участкам (например, каждый дежурный отвечает за ряд столов) предполагает относительную независимость ее исполнителей. Конечный результат их практической деятельности — совокупность достижений каждого. Многие дошкольники, несмотря на разъяснения воспитателя, еще плохо осознают это, так как значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступают только после окончания самого процесса деятельности. Поэтому такая форма выполнения коллективного поручения часто провоцирует детей на то, чтобы добиться собственного успеха, не ориентирует их друг на друга. Партнер, его состояние, радости и неудачи остаются вне поля зрения детей.
Чтобы довести до сознания ребенка, что продукт совместного труда создается усилиями каждого, необходимо показать его роль в осуществлении общего дела. Этому способствует организация деятельности по видам работы, когда каждый ее исполнитель выполняет не все задание целиком, а какую-либо его часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда партнеру, который продолжает работу. При этом дети оказываются в условиях функциональной зависимости в самом процессе деятельности, когда каждый отвечает друг перед другом. Например, при изготовлении новогодней гирлянды, один ребенок готовит полоски бумаги (складывает бумагу, чтобы заготовки получились ровные, затем нарезает их), другой конструирует из полосок флажки и распределяет их на ниточке, чередуя по цвету, третий склеивает их, четвертый украшает. Подобное распределение обязанностей и технология выполнения общего изделия ставят детей перед необходимостью обязательного координирования усилий, ориентации на партнера. Выполнив свою операцию, дети начинают помогать остальным, подбадривают их, дают советы, рекомендации. Их радуют успехи товарищей, огорчают неудачи.
Некоторая законченность каждой рабочей операции позволяет воспитателю проверить качество и темп деятельности каждого участника коллективного труда. Анализируя их отдельные достижения и обобщая итоги работы, педагог подводит детей к пониманию того, как важно выполнить каждый ее этап наилучшим образом: быстро, правильно, аккуратно, чтобы не подвести товарищей. Постепенно возрастает и взаимная требовательность детей друг к другу. На практике они убеждаются, что успех общего дела зависит от стараний каждого, недобросовестное выполнение кем-то своих обязанностей сказывается на результатах работы в целом. Отношения взаимозависимости "и взаимоконтроля активизируют у детей переживания ответственности, направленные па обеспечение общего успеха в деятельности, а также успеха товарища. Постепенно осознавая свою взаимосвязь друг с другом в коллективном труде, дети проявляют готовность прийти на помощь товарищу, выручить его. Таким образом, ответственность дошкольников за общие результаты способствует формированию у них ценных качеств — умения действовать на пользу другим, согласовывать свои действия с общепринятыми нормами, правилами, привычки считаться с окружающими.
К взаимодействию детей в совместной работе побуждает мотивация, ориентирующая их на ожидания окружающих людей: Постарайтесь вместе выполнить порученное дело так, чтобы понравилось детям, Мне будет очень приятно, если вы сделаете все так, как я объяснила. При этом дошкольники должны усвоить основные условия эффективного выполнения коллективного задания. Это — четкая, наиболее рациональная последовательность трудовых действий {например, полки, подоконники в уголке природы дежурный вытирает только после того, как его партнер вспушил землю в горшочках), старательное исполнение взаимосвязанных между собой трудовых операций, совместное преодоление трудностей, одновременное завершение работы в целом. Очень важно, чтобы дошкольники осознали и убедились на практике, что выполнение правил коллективного труда является непременным условием достижения общего успеха.
В условиях такой совместной деятельности, когда дети руководствуются определенными предписаниями, создается необходимость соотносить свои действия с общественными ожиданиями, коллективной оценкой. Поэтому дошкольники стараются не только координировать собственные усилия, но и оказать помощь, поддержку друг другу, стремятся делать все так, как принято в коллективе.
Для обеспечения успешного выполнения группового задания целесообразно чаще привлекать старших дошкольников к роли контролеров. Они уже способны наблюдать за работой друг друга, выделять ошибки, неточности, требовать их исправления. Если кто-то из детей, выполнив задание, забывает помочь напарнику, который не успевает, контролеры обязательно напомнят ему.
По мере того как в ходе самостоятельной практической деятельности складывается осознанное мнение детей относительно необходимости соблюдения распоряжений взрослого, выполнение трудовых обязанностей оценивает ся уже не только воспитателем, но и самими дошкольниками. Поэтому важно систематически привлекать воспитанников к обсуждению результатов совместной деятельности, объясняя им, что коллективная деятельность оценивается по тому, в какой степени действия исполнителей и полученный ими результат соответствуют установленным требованиям. Вопросы помогают акцентировать внимание детей на особо существенных моментах: Кто кому помогал и как предлагал свою помощь? Вы вместе закончили работу? Какие хорошие поступки товарищей вы заметили?
Обобщая высказывания детей, педагог вносит свои коррективы, дает объективную итоговую оценку совместной работе, еще раз подчеркивает ее полезность для окружающих.
Не следует забывать, что в формирующемся коллективе дошкольников на передний план выступает эмоциональная сторона их поведения. Переживаемые совместно эмоциональные состояния (радости, удовлетворенности от успешно выполненной работы) вызывают у детей заинтересованность в успехе общего дела, стимулируют их активность, объединяют и сближают дошкольников, повышают их ответственность. Поэтому важно включать детей в эмоциональные ситуации, в которых бы они совместно переживали одно состояние. Эти ситуации возникают в ходе коллективной деятельности подгруппы детей. Но воспитатель может расширить их влияние и на остальных дошкольников, привлекая всю группу к просмотру и одобрению результатов труда сверстников. Здесь важно, чтобы все дети радовались успехам и достижениям своих товарищей, были благодарны им. От того, насколько дошкольник эмоционально спаян с детской группой, удовлетворен взаимоотношениями со сверстниками, во многом зависит его отношение к заданиям общественной значимости. При организации коллективной деятельности необходимо тщательно продумывать объединения детей в микрогруппы, учитывать их симпатии, а также индивидуальные особенности, в частности уровень развития чувства ответственности. Целесообразно включать детей, которые обычно формально, несерьезно, как к забаве, относятся к порученному делу, в группы, куда входят ребята исполнительные, добросовестные. Уместны объединения детей, склонных к эгоистическим проявлениям, с теми, кто любит трудиться, беспокоится о качестве общего результата. Такой подход обеспечивает наиболее благоприятные условия для позитивного влияния одних дошкольников, более ответственных, на других, с низким уровнем развития этого качества. Проиллюстрируем сказанное примером поведения детей при выполнении совместной работы — изготовлении новогодней гирлянды.
Саша заметил, что Андрей, неправильно складывая бумагу, склеивает флажок серой бумагой снаружи и стал смеяться: Ха-ха, смотри, что ты наделал? Ну и мастер! Андрей огорчился до слез. В разговор вмешалась Оля: Может быть, у него не получилось. Ему и так обидно, а ты смеешься. Разве ты не понимаешь, что мы делаем одну гирлянду на елку, и если у него получится плохо, то вся наша гирлянда будет некрасивой. И стала помогать Андрею переделывать флажок. Саша смутился: Ты, Андрей, не расстраивайся, у тебя все получится. Мы с Олей тебе сейчас поможем.
Как видим, ответственные дети воздействуют на сверстников не только собственным примером, но и тем, что выдвигают определенные требования, напоминают правила взаимоотношений, оценивают работу.
Участие в правильно организованной совместной деятельности вызывает у ее участников эмоциональные переживания, создает бодрое, радостное настроение. В процессе работы, основанной на отношениях ответственной зависимости, между детьми возникают положительные контакты, пробуждающие у них добрые чувства. Тщательно продуманная педагогом, коллективная деятельность активизирует у дошкольников ответственность за общий результат. Здесь уже не существует разделения на свою и чужую части работы. Возрастает понимание зависимости общего успеха от вклада каждого. Это способствует развитию более тесного взаимодействия между участниками трудовой кооперации, побуждает их советоваться друг с другом, сообща решать, как лучше выполнить порученное. Движимые чувством заботы об успехе общего дела, дети проявляют внимание друг к другу и требовательность, тщательно проверяют качество выполненной работы, не пропускают малейшей ошибки, неаккуратности. При этом взыскательность сочетается с чуткостью.
Дима обращается к своему напарнику по работе: Старайся резать ровно, а то наши флажки будут некрасивыми. Ты нас всех подведешь. Саша: Я стараюсь, но у меня ножницы плохо режут. Дима: Ты, главное, не расстраивайся — с первого раза могло и не получиться. Ты ножницы держи прямее, и все будет в порядке.
Ребенок, заметив затруднения товарища, приостанавливает выполнение своей части работы, чтобы помочь ему. Ответственность за результаты совместной деятельности предполагает ответственное отношение и к работе партнера. Дети проявляют сочувствие товарищу, готовность оказать ему помощь, поддержку.
Ориентация на конечный результат в совместной работе вызывает потребности делиться опытом, помогать тому, кто не успевает. В интересах коллектива, общего успеха взаимная требовательность сочетается с взаимовыручкой, взаимопониманием. Можно наблюдать, как многие дети берут на себя роль терпеливого учителя и охотно объясняют, показывают, как надо делать. Доброта, чуткость порождают в ответ благодарность, сердечность, предупредительность, внимание; взаимоотношения детей теплеют. Приведем пример из жизни детей в детском саду.
Дети совместно делают панно для украшения групповой комнаты. У Славы все получается. Работает он увлеченно, с подъемом, старается необычно, по-своему составить узор из сухих листьев. Вдруг замечает, что для придуманного им узора не хватает нескольких листиков. Мальчик огорчается: Жаль, не получится, как задумал. Илья: Почему, Славик? Возьми вот мои листики, у меня много еще. Ты нас всегда выручаешь, так что, мм тебе не поможем?
В процессе совместной деятельности у детей появляется потребность вместе рассмотреть работу, порадоваться хорошо выполненному делу. Коллективная деятельность, основанная на отношениях ответственной зависимости, предполагает взаимопомощь, взаимовыручку, требовательность и сотрудничество.
Можно сделать выводы, что формирование чувства ответственности у детей дошкольного возраста тесно связано с развитием гуманных чувств (симпатии и сочувствия к людям). Начальные формы ответственности (исполнительность, инициативность) возникают на основе этих чувств. Вместе с тем формирование ответственности у дошкольников, в свою очередь, активизирует у детей проявление заботы, доброты, отзывчивости, сопереживания. Атмосфера доверия, максимальное использование детской совместной деятельности обеспечивают успех воспитательной работы. Результатом ее будет усвоение детьми моральных норм ответственности, основанных на принципах гуманности.