Дети до тех лет
Проявление борьбы мотивов можно заметить уже у дошкольника.
Например, угостили ребенка конфетой. Проблема: съесть самому или поделиться с сестренкой? Ребенок после некоторого колебания делится с сестрой. Мама подкрепляет правильность выбора: Молодец, добрый мальчик. Смотри, как Лена обрадовалась, ей очень хотелось попробовать конфету. Малыш переживает радость от преодоления себя, доставленной другому радости, похвалы мамы. Это основа для формирования таких личностных качеств, как самоуважение, доброжелательность, добротворчество. Поэтому процесс развития личности — это всегда процесс самодвижения, саморазвития. Никто из человека не сделает личность, кроме него самого. Выдающийся русский психолог А. Н. Леонтьев, обращая внимание на этот момент самодвижения, саморазвития, подчеркивал, что она (личность) выступает как то, что человек делает из себя сам, утверждая свою человеческую жизнь. По существу, человек творит себя сам, становление личности — это процесс самотворчества. Главная цель развития личности — возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, наиболее полное самовыражение и самораскрытие. Таким образом, жизненный путь вашего ребенка — это процесс его саморазвития, самореализации, выявления всех возможностей, определяемых принадлежностью ребенка к человеческому роду, и развитие его индивидуальности, обусловленной природой и конкретными социальными условиями. Саморазвитие личности сопряжено с постепенным осознанием человеком себя как существа, отличающегося от других людей. Идет процесс самопознания, появления у человека переживания своего Я (образа Я). Самопознание — это не только знание о себе, а осознание себя как личности, своего места в сообществе людей, в системе общественных отношений. В образе Я отражается и отношение человека к самому себе. В психологии определено, что образ Я включает три взаимосвязанных компонента: знание о себе (о своей внешности, способностях, собственной значимости в обществе); отношение к себе (самоуважение, самокритичность, себялюбие или самоуничижение и др.); поведенческий компонент (стремление активно представить себя людям, быть понятым, завоевать симпатии или, наоборот, остаться незаметным, скрыть свои недостатки, избежать критики и т. п.).