Дети до тех лет
Образ Я
Складывается у человека постепенно, меняется на протяжении жизни. Наиболее ярко он проявляется в самооценке. С помощью самооценки регулируется поведение. Самооценка человека формируется в процессе общения, в результате сопоставления себя с другими людьми. Вы, конечно, слышали о так называемой завышенной или заниженной самооценке. Она начинает формироваться очень рано и с нашей помощью. Вам необходимо знать, что с самооценкой личности связан уровень ее притязаний (доступные человеку, по его мнению, цели и способы действия). Важно, чтобы уровень притязаний не был завышен или занижен, так как это негативно сказывается на развитии личности. В первом случае цель, как правило, не достигается, поскольку не соответствует возможностям человека. Это вызывает у него дискомфортное состояние и тормозит развитие личности. А заниженная самооценка и низкий уровень притязаний губят инициативу, тормозят активность человека, а следовательно, также не способствуют его развитию. Вот почему необходимо заботиться о формировании адекватной самооценки у детей. Нужно учитывать в общении и взаимодействии с ребенком уровень притязаний формирующейся личности и способствовать его повышению в соответствии с возможностями человека. Это позволит пробудить в ребенке самоуважение, уверенность в своих силах, что крайне важно для успешного развития личности.
Самосознание — не только один из показателей уровня развития личности, но и непременное условие ее дальнейшего самосовершенствования. Мудрый смысл исповеди, ритуала многих религий, заключается не столько в отпущении грехов, сколько в актуализации способности человека к самоанализу, самооценке, а значит, и саморазвитию. Итак, мы уяснили некоторые характеристики личности. При каких условиях возможно развитие личности? Выше мы уже отметили, что вне человеческого сообщества становления личности не произойдет. Взрослый человек — всегда посредник между ребенком и окружающим его миром. Благодаря взрослым ребенок усваивает знания о мире природы, рукотворных предметах, о людях, нормах их взаимоотношений и о себе самом. Взрослые передают детям с помощью различных средств и способов нравственные, интеллектуальные, эстетические ценности человеческого общества, в первую очередь те, что приняты в семье. Постепенно сфера общения ребенка расширяется (детский сад, школа, кружки, студии и т. п.). Семья — это первое связующее звено между человеком и обществом, тем богатством, которое оно накопило и которое ему предстоит освоить. В первую очередь человек осваивает разные виды деятельности: предметно-практическую деятельность (труд, учение, игру н т. п.), общение, познание и др. Что означает овладение деятельностью? Это значит, человек умеет определять цель деятельности, отбирать средства и способы ее достижения, планировать этапы достижения, владеет способами действия и достигает результатов. О высоком уровне развития деятельности свидетельствует ее творческий характер. В разных видах деятельности происходит становление человека, оттачиваются и развиваются его разум, чувства, воля, способности, характер. Осваивая разные виды деятельности, человек развивает в себе активность, самостоятельность, умелость, инициативу, способность к творчеству — то есть разнообразные личностные качества. Это в полной мере относится и к овладению деятельностью общения. Умение определять цель общения, ориентироваться в сообществе, группе людей, отбирать приемлемые и эффективные способы общения — непременное условие успешного осуществления других видов деятельности, особенно совместных, обретения человеком достойного места в сообществе людей, в коллективе. Чем совершеннее личность, тем в большей степени она осознает смысл своей деятельности, мотивы, побуждающие ее к данной деятельности. Чем разнообразнее и совершеннее виды деятельности, которыми владеет человек, тем больше возможностей для его развития, тем в большей степени он реализует себя, тем многообразнее и интереснее его личность. Такой деятельный человек способен преобразовывать окружающий его мир, становясь действительно хозяином своей судьбы. Вот почему так важно нам, взрослым, помогать ребенку овладевать разными доступными в этом возрасте видами деятельности. В последующих главах книги мы подробно об этом расскажем. Выполняя различные виды деятельности, человек, живущий в сообществе людей, входит в разные социальные группы, подгруппы, вступает в контакты с разными людьми (коллегами на работе, соседями по дому, родственниками, членами спортивного клуба, который он посещает, и т. п.). При этом деятельность носит нередко совместный характер. Как показали психологические исследования, личностное развитие идет особенно интенсивно в общении человека с наиболее референтной (значимой) для него в данный период группой или особенно значимым для него другим человеком. В психологии существует теория, раскрывающая процесс вхождения человека в такую группу и объясняющая механизм развития личности в этих условиях (А. В. Петровский). Вероятно, каждый из нас мог бы вспомнить в ее подтверждение немало фактов из своей собственной жизни. Оказывается, человек проходит как бы три ступени постепенного вхождения в то или иное микрообщество, в новую социальную среду. Сначала он как бы присматривается к новому сообществу, усваивает нормы, правила жизни в нем, стремится быть таким, как все. Это период адаптации к новому. Затем у человека, ставшего как все, появляется желание проявить себя, свою индивидуальность, отличие от других. Этот период, когда человек заявляет о своей индивидуальности, отличии от других, называется этапом индивидуализации. Бели сообщество принимает эти проявления индивидуальности, а это возможно, если они соответствуют ценностям данной группы, позитивно на нее влияют, то происходит интеграция человека в данном сообществе.
На этапе интеграции происходит полное утверждение человека в микрогруппе, он чувствует себя комфортно, влияет на нее, а она на него, то есть происходит взаимовлияние членов сообщества. Бели же группе чужды идивидуальные проявления человека, она его не принимает и даже отвергает, вытесняет и т. п. Нередко при этом человек замыкается в себе, озлобляется, чувствует себя неудачником. Такое поэтапное развитие личности происходит не только в рамках группы, но и при общении с отдельным человеком, значимым (референтным) для данной персоны. Эти этапы проходит каждый из нас, меняя место работы, жительства, вступая в более или менее длительные контакты с людьми по разным поводам. Психологи считают, что период дошкольного детства — это период адаптации ребенка в человеческом сообществе. Однако наблюдения за конкретными детьми, входящими в новое сообщество других детей (в детском саду, во дворе нового дома и т. п.), показывают, что ребенок может проходить более или менее успешно все этапы вхождения в новое микросообщество. Очевидно, что ваш ребенок в жизни найдет достойное место в человеческом сообществе, если будет активным, самостоятельным, инициативным, творческим, коммуникабельным, если будет постоянно развиваться сам и содействовать позитивному развитию других, тех, кто рядом с ним. Итак, человек, выполняя различные виды деятельности, взаимодействуя, общаясь с окружающими его людьми, реализуя себя, развивается как личность. Самодвижение, саморазвитие личности идет в процессе активной деятельности и общения человека. Однако нельзя надеяться на стихийное развитие личности, оно может не состояться. Поэтому целенаправленное воспитание ребенка взрослыми — одно из условий успешного развития личности. Имеется в виду именно содействие ее развитию. Под воспитанием мы понимаем целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования его нравственных и творческих сил, создание таких условий, при которых те качества, которые у ребенка находятся в зачаточном состоянии и пока представляют собой только возможность, превращаются в действительность (Д. И. Фельдштейн). Итак, воспитание осуществляется в соответствии с идеалом, воплощающим требования общества. При этом ставится цель максимального развития индивидуальности каждого ребенка. Это и составляет сущность личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка, который, напомним, предполагает не только постановку соответствующей цели, но и создание взрослыми, родителями условий развития личности. Каковы же условия успешного воспитания личности в семье? Первое — глубокое и активное осознание родителями той истины, что ответственность за характер и перспективы развития личности ребенка несет прежде всего семья. Родитель — профессия педагогическая, а потому необходимо соответствовать этому назначению. Чувство ответственности за ребенка заставляет нас, родителей, посмотреть на себя другими глазами, предъявить к себе более высокие требования. Существует множество примеров огромного влияния родителей, особенно в судьбе известных людей. Даже уходя из жизни, они остаются в памяти детей и продолжают оказывать на них большое влияние. Личность родителей не умирает, она как бы обретает вторую жизнь в их детях. Многие из нас могли бы привести примеры, когда собственную жизнь сверяют с мнениями, оценками, принципами жизни своих родителей: что в этих случаях говорил отец (мать), как к этому относился. В искусстве, в науках, в психологии, социологии представлена позиция: с физическим исчезновением индивида личность не умирает. Она идеально представлена в личности других людей, в частности своих детей (в мотивах, поступках, способах действия и т. д.). В этом смысле личность бессмертна. Крылатая фраза о том, что человек не умирает, пока его помнят, имеет глубочайший смысл. Однако и наши дети помогают нам расти вместе с ними. Житейские наблюдения показывают, а психолого-педагогическая наука установила и рассматривает факт взаимовлияния людей в процессе межличностных отношений. В полной мере это относится к отношениям родителей и детей. Не только мы, родители, влияем на детей, но и они влияют на нас, содействуя совершенствованию нашей личности. Появление ребенка в семье, где родители чувствуют ответственность за него, дисциплинирует их, повышает требовательность к себе. Это особенно ярко проявляется, когда дети откровенно подражают нам, верят в нас, любят, считают нас лучшими из всех. Как безмерно доверчивы и добры к нам наши дети, до тех пор пока мы сами не начинаем разочаровывать их. Желание соответствовать их любви и вере заставляет нас быть лучше, чем мы есть, быть достойными их высоких оценок. Наши дети не только сами, с нашей помощью поднимаются по лесенке развития личности, но и нас невольно заставляют подниматься по ней. Мы должны быть благодарны им за дополнительную возможность самосовершенствования. Как мы уже отмечали выше, необходимо включение ребенка в различные виды деятельности в условиях семьи — это второе условие развития личности в семье. В раннем и дошкольном возрасте это общение, предметная, игровая, изобразительная, музыкальная, трудовая и другие виды деятельности. На первых порах любая деятельность осуществляется совместно со взрослыми. Совместная деятельность — это основа содержательного общения родителей и детей. Постепенно дети овладевают деятельностью и становятся все более самостоятельными в ней, способными начать ее по своей инициативе, организовать и выполнить, получая результат. Третье условие — уважительное отношение к личности ребенка. В чем это должно проявляться? Необходимо, общаясь и взаимодействуя с ним, занимать позицию не над, не сверху, а рядом, то есть взаимодействовать с ребенком преимущественно на принципах сотрудничества, партнерства. Для этого надо повнимательнее присматриваться к ребенку, понимать его интересы, потребности, их истоки и учитывать в общении и совместной деятельности. Уважительно относитесь к его мнению, поддерживайте его инициативу. Если вы что-то ремонтируете в доме, а малыш хочет помочь вам, поддержите его желание, найдите ему достойное дело, покажите его значимость: Как хорошо, что ты держишь молоток и гвозди подаешь, мне не надо всякий раз спускаться со стула... Прислушайтесь к его советам, попробуйте им следовать. Предоставляйте ему возможность выбора деятельности, выбора средств. Если ему хочется побегать, подвигаться, залезть под стул, в большую коробку и т. п.— позвольте ему это, потерпите некоторые неудобства. Для малыша это важное, нужное и полезное дело. Не относитесь к этому равнодушно, похвалите за придуманные и сооруженные им самим препятствия, ловкое их преодоление; попробуйте преодолеть их так же, как и он, огорчитесь своей неумелости, попросите поучить и т. п. Повседневный быт предоставляет великое множество возможностей для относительно равноправного сотрудничества. Главное — видеть в ребенке не объект воспитания, а личность, имеющую право голоса, право выбора, инициативы. Речь не идет о вседозволенности, разумные запреты необходимы, но они должны быть понятны ребенку и предъявлены без унижения малыша.
Крайне важно понимать, что ваш ребенок, как любой человек, индивидуален, неповторим, не похож на других. Поэтому принимайте его таким, каков он есть, не сравнивайте его с другими. Дело не в том, лучше он или хуже, он просто другой: другие возможности, способности, темпы развития и т. д. Надо разглядеть в нем его отличие от других, поддерживать и развивать его индивидуальные черты, разумеется, в соответствии с ценностями, принятыми в человеческом обществе. Ни в коем случае не оскорбляйте, не унижайте ребенка (Растяпа! Опять упал, говорила, не бегай, вечно ты...). Отрицательная оценка подрывает самоуважение, развивает у него чувство неуверенности в себе. Самооценка ребенка формируется под огромным влиянием взрослых. В общении с ребенком должна быть оценка не только констатирующая, но и несколько опережающая имеющийся уровень его развития. В позитивной, иногда в прогнозирующе завышенной взрослым оценке ребенка как бы определяется перспектива его роста, ступенечка, на которую он должен подняться. Не захваливать малыша, но утверждать в оценке все возможно лучшее в нем, выражать веру в его позитивное развитие, стимулируя тем самым его самоуважение, стремление стать лучше. Если вы высказываете недовольство чем-то, то начните сначала с хорошего, объясните, как можно исправить ошибки: Молодец, ты таким хорошим шофером был, вот сколько кирпичиков перевозил на стройку. Только всю площадку засыпал кирпичами, пройти негде. Давай вместе уберем их, сложим аккуратно, а то строители-не смогут быстро строить дом... Молодец, Леночка, сама умылась, чистенькая стала и платье сегодня меньше намочила. Давай переоденемся, а потом будем стараться поменьше воды из крана лить и рукава не забудем завернуть... Когда вам приходится наказывать ребенка, надо, чтобы он понимал, за что его наказывают. При этом ребенок должен чувствовать, что его любят, покажите ему, что он хороший, что родители огорчены только из-за этого поступка. Безусловно, нельзя запугивать ребенка. Малыш легко внушаем. Запугиванием можно навредить его здоровью. Может возникнуть заикание, боязнь темноты, недержание мочи и т. п. Последите за внешней формой выражения своих мыслей и чувств по поводу малыша. На него действует не только слово, но и мимика, интонация. Ребенок, как вы помните, уже в младенческом возрасте легко определял отношение к нему по мимике и интонации. Помните, уважаемые родители, что комплекс неполноценности формируется в первую очередь в семье и, как правило, сопровождает человека всю жизнь. Взрослые близкие люди забывают похвалить ребенка, порадоваться за него, злоупотребляя негативными оценками. Ваш малыш — как росточек, тянущийся вверх — к солнышку, к свету. Отнеситесь к нему бережно, чтобы не выросло ваше любимое растение ущербным. Итак, мы попытались разобраться в некоторых проблемах личности: сущности, основных характеристиках и условиях ее развития. Однако правомерно ли говорить о личности применительно к раннему периоду жизни, не рано ли? Социологами, психологами, педагогами признается, что личность оформляется в сравнительно поздние сроки. Однако в психологической науке установлено, что как качество, характеризующее общественную сущность человека, она начинает формироваться рано, еще в младенчестве, уже в первые месяцы жизни. Давайте вместе с вами проследим, как же развивается личность малыша в раннем возрасте.