Дети до тех лет
Только так из человечка выйдет Человек!
В психологии утверждается, что корни, истоки развития личности уходят в раннее детство человека. Начинается становление личности с момента рождения, хотя и на уровне предпосылок ее развития. Условием развития личности, как отмечалось выше, является наличие социального окружения, общения с людьми и совместной деятельности с ними. Как же происходит развитие деятельности, общения и появление первых личностных образований у ребенка? Новорожденный ребенок — беспомощное существо, полностью зависящее от нас, взрослых. Врожденные органические потребности ребенок не может удовлетворить без взрослого. Криком, плачем или спокойным поведением он постоянно сигнализирует нам о своем состоянии. Спокойное или жизнерадостное состояние ребенка во время бодрствования, глубокий и своевременный сон, нормальные показатели физического развития свидетельствуют об удовлетворении взрослыми его физиологических потребностей. Однако малыш от рождения нуждается не только в физиологическом хомфорте, но и психологическом. То есть малыш испытывает потребность во внимании, ласке, любви взрослых, в первую очередь матери. Все больше данных свидетельствует о том, что с первых минут появления на свет ребенок нуждается в близости матери. Первое не отсроченное кормление, приложение его к материнской груди благотворно действует на последующее не только физическое, но и психическое развитие малыша и является хорошей основой дальнейшего развивающего взаимодействия матери и ребенка. С первых дней жизни ребенок нуждается в ласковом, спокойном обращении с ним. Оно проявляется в первую очередь в физическом контакте (прикосновении, поглаживании, ритмичном похлопывании и т. п.). Ласковый разговор с малышом, улыбки взрослого, физический контакт — все эти способы воздействия на ребенка как бы заранее предвосхищают, программируют подобный же человеческий отклик малыша на общение. Такое опережающее воздействие взрослого крайне необходимо малышу с первых минут появления его на свет. Согласитесь, что потребность во внимании, ласке сохраняется у человека на всю жизнь. Ласковое отношение к ребенку — условие формирования положительного отношения его к людям с первых недель жизни. Малыш еще не осознает, но чувствует свою значимость для близких, а это является основой его последующей активности. Итак, вы начинаете общаться с крохой с момента появления его на свет. Однако он не сразу начинает общаться с вами. Но уже в течение первого месяца жизни (период коворожденности) ребенок выделяет из окружающего его мира лицо человека, ваше лицо. Сначала сосредоточение на лице матери, затем улыбка. Улыбка может появиться рано, на первом месяце, но она не обращена к человеку, никому не адресована и называется физиологической. К концу первого месяца жизни младенец начинает улыбаться взрослому. Улыбку, обращенную к взрослому в ответ на его воздействие, психологи расценивают как первую социальную реакцию ребенка. Это своеобразное сообщение взрослому, что он испытывает удовольствие от его присутствия и действий. Что может быть прекраснее этой первой улыбки, первой детской радости, первого чувства любви к вам! Хотите пережить эту радость взаимного общения? Тогда не оставляйте своего малыша одного надолго, разговаривайте с ним, улыбайтесь, поглаживайте, пойте песни, читайте стихи...— любите своего ребенка. Вам кажется, что малыш вас не понимает? Конечно, ваш кроха не понимает, что вы ему говорите, но он очень хорошо чувствует ваше отношение к нему. Ласковый голос, улыбка, поглаживание, ритмичное постукивание вызывают у малютки чувство безопасности, защищенности, эмоциональное благополучие. На этой основе появляется потом доверие к взрослому, оформляется потребность в общении. Таким образом, общаясь с малышом, важно заметить и поддержать эту первую социальную реакцию ребенка на взрослого — улыбку. Если в первые недели жизни общение взрослого с ребенком — преимущественно в физических контактах, соприкосновении, то уже в конце первого месяца роль физического соприкосновения становится не главной, а фоном других способов общения — с помощью мимики, вокализаций. Все эти способы входят в структуру непосредственно-эмоционального (Л. С. Выготский), ситуативно-личностного общения <М. И. Лисина), в которое включается малыш в первые шесть месяцев жизни. В процессе такого общения и зарождаются первые социальные контакты ребенка. Улыбка, появляющаяся в конце первого месяца,— это хотя и социальная, но еще не инициативная реакция ребенка, а ответная (реактивная). Примерно к трем месяцам (4—8 недель) появляется более сложная ярко выраженная реакция ребенка на взрослого, в которой сочетается улыбка, гуление, сосредоточение на лице взрослого и быстрые интенсивные движения ручками и ножками (вскидывание ручек, перебирание ножками) — это так называемый комплекс оживления. В выводах психолога М. И. Лисиной и ее сотрудников отмечено, что появление у ребенка улыбки — это социальный контакт со взрослым, а оформление комплекса оживления... знаменует начало их общения с окружающими (Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения.— М., 1986.— С. 258). Итак, младенец сам устанавливает контакт с вами, и конечно же первой здесь будет мама. В последующих исследованиях в отечественной психологии данную реакцию определяют как одно из первых предличностных образований младенческого возраста, существенный показатель его нормального социального развития. Следовательно, взрослым людям нужно помнить об этом и своим общением с малышом создавать условия для появления такой реакции. Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина и другие призывали взрослых больше общаться с младенцами, так как это повышает их общий эмоциональный тонус, способствует развитию всех функций, дети становятся активнее, подвижнее, веселее. Вспомните ваш диалог с малышом. Мы сейчас пойдем гулять. Мы встретим папу. Мы купаемся и т. п. Вы говорите слово мы, несмотря на то что ребенок не выполняет эти действия сам. Важно, что вы рядом, вместе с ним, вы едины. Эту ситуацию единства младенца с матерью психологи называют ситуацией Пра мы. Личностные проявления характеризуются инициативной активностью ребенка, то есть действиями, возникающими по его инициативе. Ребенок постепенно от реактивных, ответных способов действия переходит к активным, направленным на привлечение внимания взрослых и удержания их около себя. По данным психологов, оказывается, что инициативную активность малыша можно стимулировать. Замечено: когда взрослый активен в общении с ребенком, малыш удовлетворен этим и отвечает на такое общение улыбкой, гулением, активными движениями и т. п. Если малыш привык к такому общению, почувствовал вкус к вниманию и ласке взрослого и уже испытывает потребность В этом, то взрослый может быть иногда и менее активен. Например, он появляется в поле зрения малыша, но не разговаривает, не улыбается. Тогда ребенок, не удовлетворенный наличным общением, становится более активным: улыбка — более живая, движения — более интенсивные, гуление — более громкое. То есть ваш малыш проявляет инициативу и активно призывает вас к общению (при условии, что он привык к общению с вами, ждет его, но не дождался вашей активности). Как видите, у крохи уже начинает проявляться ценнейшее качество, характеризующее личность,— Инициативность. Вам важно осознать это и всемерно стимулировать в общении проявление инициативной активности ребенка, а не только ответной (реактивной). Итак, с появлением комплекса оживления ваш малыш подрос, кончился период новорожденности, наступила новая стадия развития— стадия младенчества (до года). Общение продолжается, но оно стало взаимным и получило на-ввание непосредственно-эмоциональное. В центре внимания взрослого, матери — ребенок, а ребенок, выделив вас из окружающего его мира, впервые пытается воздействовать на вас: у него появляются выразительные эмоциональные голосовые звуки, обращенные к взрослому: призыв, хныканье. Малыш как бы сообщает, Нто вы ему нужны сейчас, он вам доверяет, он хочет общаться с вами. Ваше общение с малышом на положительном эмоциональном фоне стало для него самоценным. И сейчас, и в последующие годы оно является условием его физического и психического здоровья, хорошего эмоционального состояния. Ученые определили, что на протяжении всего первого года жизни крохи непосредственно-эмоциональное общение — ведущий вид деятельности.
Ведущим называется такой вид деятельности, который определяет наибольшие успехи в развитии человека1. В процессе такой деятельности происходят наиболее существенные сдвиги, изменения в психическом, личностном развитии малыша. Поэтому дефицит общения, особенно в этот период сказывается отрицательно на развитии ребенка. Доказано, что отрыв ребенка от матери в первые годы его жизни негативно влияет на развитие эмоциональной, познавательной сферы, речи, вызывает в целом задержку психического развития. В последующие периоды жизни человека это может быть одной из причин его повышенной тревожности, неуверенности в себе, замкнутости, агрессивности и других негативных проявлений. Поэтому не бойтесь избаловать ребенка излишним общением. Оно не бывает излишним, но меняется его содержание, характер.