Дети до тех лет
В чем это проявляется?
В первом полугодии в центре внимания малыша вы, близкий человек. Его привлекает ваш голос, улыбка, он следит за передвижением предметов, которые вы ему показываете, сосредоточивается на звуках. Малыш пытается привлечь ваше внимание голосом: гукает, гулит, лепечет. В главе Гуленька мы подробно рассказываем о содержании такого общения с ребенком. Оно называется ситуативно-личностное, в нем реализуется отношение ребенок — взрослый. Во втором полугодии меняется характер общения с малышом. Вы по-прежнему ему интересны, вы — главный мотив общения, но постепенно ему становится интересным мир предметов, которые его окружают. Поэтому и общение со взрослым несколько меняется, оно возникает по поводу предметов. Это происходит не сразу. Вот малыш, благодаря вам, научился сосредоточивать взгляд на предметах (погремушках), ручка его разжалась (она была сжата в кулачок). Теперь, увидев заинтересовавший его предмет, малыш тянется к нему и пытается схватить, сначала безуспешно, а потом все более точно направляя руку. Процесс хватания предмета, как отмечают психологи, имеет огромное значение для психического развития ребенка. Научившись схватывать предметы, малыш может более свободно манипулировать ими, исследуя их. Вы общаетесь с ребенком, играя вместе с ним игрушками (волчок, погремушки и пр.). Изменение характера общения сопряжено с появлением у детей предметных действий — манипуляций. Эти действия еще доорудийные, то есть ребенок не действует с предметами в соответствии с их функциями, назначением (он их ощупывает, бросает, берет в рот и т. п.). Позднее, как отмечают ученые, появляются элементарные результативные действия (передвигает предметы — игрушки, выбрасывает из манежа), к концу года действия все более соответствуют назначению предмета и становятся более разнообразными и совершенными (нанизывает, вкладывает, открывает и т. п.). Ваш малыш занят интересным для него делом. Совместные предметные действия опосредуют процесс общения. Взрослый подает малышу игрушки, придвигает их, сам с ними действует (погремушкой гремит, взявшись за ручку; шарики складывает в коробку и т. п.). Он демонстрирует ребенку эти действия с предметами, выполняет их вместе с малышом. Такое общение получило название ситуативно-деловое. При этом взрослый по-прежнему остается в центре внимания малыша, ребенок по-прежнему жаждет обратить на себя внимание (выбрасывает из кроватки игрушки, чтобы взрослый подал ему, и снова бросает и т. п.). Он как бы втягивает взрослого в совместные игры, используя целый ряд инициативных действий (улыбку, вокализации, движения, позы, предметные действия). Малыш ждет при этом одобрения и ответных действий. Вашему крохе сейчас важно, чтобы вы не только присутствовали при его делах, но участвовали в них, хвалили его за успехи, помогали, когда ему трудно. Постепенно обогащаются и способы общения ребенка с вами. По-прежнему, то радуясь, то огорчаясь, малыш мимикой и голосом как бы объясняет вам, удовлетворяет ли его общение с вами. Эмоциональные реакции при этом не только яркие, но и все более разнообразные. В зависимости от успешности общения он выражает удовольствие, радость, огорчение, обиду и т. п. Итак, во втором полугодии общение ребенка и взрослого становится предметно-опосредованным, то есть на смену отношению ребенок — взрослый приходит отношение ребенок — предмет — взрослый. Личностный контакт со взрослым влияет на успешность освоения ребенком предметных действий. Если взрослый персонально обращается к ребенку, одобряет желательные действия, то есть удовлетворяет потребность во внимании и одобрении, это влияет на успешность совершенствования предметных действий, а значит, в на общее психическое развитие. При таком общении постепенно дифференцируется отношение ребенка к взрослому. Оно зависит от того, как проявляет себя Взрослый в совместных предметных действиях. Малыш радуется Взрослому, который с ним интересно играет, стремится продлить общение с ним. На основе совместных предметных действий, общения формируется дифференцированное отношение к своим и чужим. Свои вызывают комплекс оживления, чужие — реакцию торможения, избегания. Однако когда чужие появляются в присутствии родных, ребенок более спокоен и даже заинтересован новым лицом. Предпочтения, привязанности к некоторым родным людям у малыша появляются рано. Так, ребенок (девочка) в 5 месяцев, находясь дома в основном в окружении матери и бабушки, вечером с удовольствием общается с дедушкой, который играет с ней часто и интересно. Находясь на руках у дедушки, она отворачивается от подошедшей бабушки, как всегда ласково с ней разговаривающей и улыбающейся. Бабушка зашла с другой стороны, чтобы опять видеть лицо внучки, и продолжает общаться с ней, малышка опять отвернулась. Наконец, не выдержав настойчивой инициативы бабушки и не имея других средств продемонстрировать отказ от общения, она уткнулась лнцом в плечо деда. Через некоторое время, оставшись одна, она с радостью реагировала на появление бабушки. Очевидно, потребность ребенка в смене впечатлений, в относительной новизне общения с близкими людьми и вызывает реакцию предпочтения, своеобразного выбора ребенком более интересного в данной ситуации партнера по общению. Таким образом, восприятие ребенком взрослых становится более дифференцированным, у него складываются устойчивые образы взрослых.
В ситуативно-деловом общении ребенок неожиданно открывает для себя эффективный способ общения с людьми — указательный жест. Вот ваш малыш увидел какую-то игрушку, потянулась ручка, а достать не может. Рука застыла в движении, но вы заметили это движение и поняли, что ему надо. Наконец привлекательная игрушка у него в руках, малыш доволен. Так повторяется несколько раз. Вы, взрослые, понимаете движение ребенка, его желание, вы придаете смысл этому движению руки как указанию для вас. Постепенно и ребенок начинает улавливать связь между его движением и вашим ответным действием на него. Так, движение, направленное на предмет, превращается в жест-указание для других. Это приглашение вас к сотрудничеству. Возможности вашего общения с ребенком при этом расширяются. Ребенок во втором полугодии жизни по-прежнему нуждается в ласке, внимании и одобрении взрослого. Малыш не только оценивает другого человека и по-разному реагирует на людей, но и выясняет отношение взрослого к себе. Известный психолог М. И. Лисина, создавшая научную школу по исследованию проблем развития личности ребенка в раннем возрасте, глубоко изучавшая вопросы общения детей раннего возраста, заметила, что потребность человека (ребенка) в общении есть и потребность в оценке, которую он сам получает и которую сам дает окружающим. Внимание, ласковое отношение взрослого к ребенку, одобрение его достижений в овладении предметными действиями (манипуля-тивными и некоторыми орудийными) вызывает у него не только состояние эмоционального комфорта, чувства доверия к взрослому, безопасности, но и чувства собственной значимости для взрос-дых. Все это — условия становления у ребенка образа себя, осознания своего Я, без этого невозможно развитие личности. Проявления предпосылок становления образа себя обнаруживаются у детей рано. Так, наблюдения психологов за детьми в опытах с зеркалом показали, как малыш в 2—3 месяца начинает замечать свое отражение в зеркале, радуется ему. К 6 месяцам он пытается активно исследовать отражение (трогает ручками и т. п.). После 6 месяцев пытается действовать перед зеркалом и соотносить отражение с действиями. Малыш как бы делает для себя открытие, действуя с этим необычным предметом. К концу года, уже зная особенности зеркала, ребенок может разглядывать себя, варьировать мимику и т. п. А на втором году жизни действия малыша перед зеркалом (ряжение) — одна из любимых игр. В действиях с зеркалом как бы отражается постепенно нарастающий интерес ребёнка к себе, своей внешности, возможностям действовать. Итак, к концу года ребенок осваивает предметно-манипуля-тивные и начинает осваивать некоторые орудийные действия, у него появляются первые слова, он начинает ходить, это расширяет возможности познания. Общение со взрослыми все более опосредуется действиями с предметами. Хотя появляются отдельные простейшие слова, однако способы общения в основном невербальные (мимика, жесты, звуки и т. п.). Общение к концу года становится все более богатым по содержанию, разнообразным по способам и все более развивающим ребенка. Малыш постепенно отделяется от вас Ситуация Пра мы уже не единственная в общении. Ребенок становится все более активным, инициативным и в общении, и в действиях с предметами. Расширяются его физические возможности (ползает, начинает ходить, действия с предметами все более уверенные и разнообразные). Все это вызывает у ребенка стремление к более активному освоению пространства, предметов, его заполняющих. Именно в этот период взрослым хочется все убрать с его дороги, подвесить на недосягаемую высоту, закрыть на ключ и т. д. Нам хочется оградить привычный нам мир вещей от разрушения, ребенка — от травм. За ним нужен, как говорится, глаз да глаз. Малыш настойчив, он требует свободы, а мы его ограничиваем... По мнению некоторых психологов, к концу первого года жизни у детей в ответ на наши запреты и замечания появляется еще большая настойчивость в действиях, некоторое противопоставление себя взрослым. При этом психологи используют термин кризис первого года жизни. Подробнее об этом явлении вы прочтете в главе Гуленька. А сейчас ограничимся одним пожеланием: радуйтесь тому, что ваш малыш становится все более активным, инициативным и пытается отстаивать свое право на проявление этих качеств. В вашем ребенке зарождается личность, помогите ему. А как это сделать, вы также прочтете в упомянутой главе. Так заканчивается младенческий возраст, первый год жизни малыша, в течение которого появляется и развивается, изменяется деятельность общения, появляются предпосылки развития личности, первые предличностные образования.