Дети до тех лет
Наступает ранний возраст — с года до трех лет.
В раннем возрасте в связи с началом ходьбы изменяется отношение ребенка к миру. В младенчестве малыша интересовали сначала только вы и общение с вами через предметы. Постепенно доминирующий интерес ребенка смещается со взрослого на мир предметов и действия с ними. Постепенно развивается новая деятельность предметная. Познание предметов и усвоение способов действия с ними и есть содержание предметной деятельности, которая отчетливо проявляется и формируется после первого года жизни, в раннем возрасте (с 1—3 лет) и становится ведущей. Но способы употребления этих предметов придумывали люди многих поколений, и они ребенку неизвестны. Кто же раскроет ребенку эти способы действия, употребления предметов? Конечно же вы, родители, он по-прежнему нуждается в вас. Без вас малыш опять беспомощен. Поэтому предметная деятельность — это деятельность, совместная со взрослым, и она немыслима без общения ребенка и взрослого. Однако общение здесь не главное для ребенка, для него главное — предмет, и потому эта деятельность предметная. Общение как бы оформляет предметную деятельность, становится фоном, средством передачи взрослым и присвоения ребенком опыта использования предметов.
Малыш не сразу осваивает способы употребления предметов. Сначала — предметные действия, совместные со взрослыми, затем ребенок выполняет их по подражанию, постепенно они становятся более самостоятельными. О последовательности их развития и способах формирования прочитайте внимательно в последующих главах нашей книги. При освоении предметно-орудийных действий во взаимодействии со взрослым постепенно изменяются отношения между ребенком и взрослым. Свой взрослый стимулирует предметные действия, с чужим малыш не хочет взаимодействовать, однако чужой может вызвать интерес к себе активной, интересной игрой с ребенком. Ребенок больше нуждается в активном, а не пассивном взрослом. Он выражает большой интерес, радость при встрече, предпочитает в качестве партнера того взрослого, который с ним часто и интересно играет. Поэтому малыш охотно общается со старшими детьми, если они с ним играют в привлекательные для него игры. На основе совместной предметной деятельности у ребенка возникает привязанность к отдельным взрослым, чаще всего к матери.
Отношение ребенка к взрослому меняется. Взрослый для него не только партнер, но и образец для подражания. В то же время ребенок еще более нуждается в благожелательной оценке своих действий со стороны взрослых. Он радуется успеху, огорчается при неудачах. Одобрение, похвала взрослого вызывают у него чувство гордости, собственного достоинства, неудачи — чувство огорчения, стыда. Малыш начинает себя оценивать в зависимости от успеха или неуспеха в деятельности. Поэтому взрос-лым крайне важно быть внимательными к тому, что делает малыш, к его действиям, поддерживать ребенка, хвалить, помогать при неудачах. Необходимо дифференцировать общее положительное отношение к малышу (Ты хороший...) с оценкой конкретных действий (Молодец, убрал игрушку на место, на полочку...). Огорчаясь при неудачах ребенка, надо быть готовым помочь ему, показать, что беды не случилось, можно все исправить. Благодаря этому растет чувство доверия, привязанности ребенка к взрослым, повышается его общий эмоциональный тонус. Все это влияет на успешность освоения предметной деятельности, а именно: инициативу, активность в действиях и более быстрое их освоение. Следовательно, более успешно идет психическое, личностное развитие малыша. Итак, предметная деятельность становится ведущей в раннем возрасте. Общение, пронизывая ее, сохраняется и как самостоятельный вид деятельности. Благодаря развитию речи общение становится более интенсивным и все более богатым н разнообразным. Таким образом, в преддошкольном возрасте сначала общение (в младенчестве), а затем предметная деятельность (в раннем возрасте) являются ведущими видами деятельности. В раннем возрасте зарождаются и другие виды деятельности. В них также идет психическое, личностное развитие ребенка. Постепенно к трем годам малыш становится более умелым и самостоятельным. Он умеет пользоваться многими предметами (ложкой, чашкой, карандашами, игрушками н т. д.), он научился одеваться, надевать на себя многие вещи и т. п. Вследствие этого малыш все чаще стремится действовать как взрослый: готовить обед, стирать, гладить и т. п. К трем годам он все настойчивее заявляет: Я сам. Малыш как бы отделяет себя от вас, начинает противопоставлять себя взрослым, все чаще повторяя: Я сам — эта позиция ребенка есть главное личностное новообразование данного возраста. Ребенок начинает стремиться к активному и достаточно самостоятельному участию в жизни взрослых. Конечно, при всей его самости малыш не может, не умеет еще очень и очень многого. Возникает противоречие между его стремлением к самостоятельности и ограниченными возможностями, обусловленными сложностью, недоступностью освоения многих предметов, окружающих его. Наступает кризис трех лет жизни крохи. В это время у вас могут появиться трудности в общении с малышом. Что же делать? Пойдите навстречу вашему ребенку, признавайте и поощряйте его Я сам — так заявляет о себе зарождающаяся личность. Взрослый удовлетворяет потребность ребенка быть активным и самостоятельным. Каким образом? Там, где это возможно, взрослый не делает за малыша то, что он может сам, не запрещает осваивать предметный мир, если это не вредит здоровью ребенка и здравому смыслу. Позволяйте ему все, что он может делать сам, а в остальном — помогайте. Однако малыш не все может сам (стирать, варить суп и т. п.). Ваш ребенок и тут может найти выход: он начинает играть в то, что очень хочется делать, но пока недоступно. Поэтому в таком возрасте (с года до трех лет) появляется игра. Сначала это сюжетно-отобразительная, а затем сюжетно-ро-левая игра, то есть малыш берет на себя роль (например, Я как будто мама-). В этих играх малыш с помощью игровых действий, игрушек воспроизводит заинтересовавшие его в реальной жизни ситуации, действия. Помогите малышу: дайте ему игрушки, бросовый игровой материал, играйте вместе с ним. Покажите ему, как можно как будто варить обед, вести машину и т. п. Так вы поможете вашему ребенку удовлетворить потребность в познании вас, вашего мира взрослых, жить с вами одной жизнью, соучаствовать в ней. А заодно понаблюдайте за играми своих малышей, и вы узнаете, о чем думает ваш ребенок, что его волнует, интересует, чем он живет. В каких-то играх вы непременно узнаете и себя. Вы увидите, как растет и развивается ваш малыш в этой деятельности. Если же вы, взрослые, неразумно ограничиваете возросшую самостоятельность ребенка, это вызывает его негативное поведение. Поэтому некоторые ученые считают кризисом не закономерно возникающее противоречие, которое,по сути.позитивно и движет развитие, а само негативное поведение ребенка, спровоцированное нашим неграмотным поведением. Короче говоря, бурных кризисных реакций ребенка можно избежать. Однако взрослые должны быть готовы к ним, а значит, знать проявления кризиса. Выдающийся психолог, ученый с мировым именем Л. С. Выготский выделил четыре симптома этого кризиса: 1 — негативизм; 2 — строптивость; 3 — упрямство; 4 — своеволие. Первый симптом — негативизм — это такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет что-то делать только потому, что это предложено взрослым, то есть это реакция не на само действие, а на взрослого. Одна мама приводит такой случай: на рукаве платья ее девочки оказалась пушинка из подушки, а этот ребенок боялся пушинок. Мама, проходя мимо, сняла пушинку и бросила на пол. В ответ девочка наклонилась, отыскала ее на полу и положила на прежнее место — на рукав. Все произошло молча, без слов и капризов. То есть при негативизме выступает на первый план социальное отношение ребенка к другому человеку. Ребенок действует при этом нередко наперекор своему желанию. С негативизмом тесно связан другой симптом — упрямство -— реакция, когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого хочется, а потому, что он это потребовал. Строптивость, в отличие от негативизма, безлична, направлена против норм поведения, навязываемых ребенку.
Своеволие — стремление к самостоятельности, выраженное в реакции Я сам.
Л. С. Выготский отмечал, что все симптомы кризиса выявляют перестройку позиции ребенка в обществе взрослых, и потому это ключевой момент в рождении личности. Идет перестройка моти-вационной сферы, перестройка самосознания. И потому, как два года назад, порадуйтесь растущей личности. Известный психолог Г. М. Бреслав предполагает, что можно говорить о двух вариантах становления личности: а) революционная, бурная и кратковременная перестройка мотивационной сферы и самосознания; б) постепенная, эволюционная перестройка. Исследователем замечено, что у детей, посещающих детский сад, чаще встречается второй вариант перестройки. Если вы разумно подойдете к своему малышу, революции может не быть. Таким образом, в процессе становления предметной деятельности, на фоне усложняющегося по содержанию и по способам общения со взрослыми ребенок достигает нового уровня личностного развития. Осознание себя и стремление реализовать собственное Я есть процесс перестройки отношения ребенка к миру, изменение позиции малыша в обществе окружающих его людей. Возросшая самостоятельность ребенка и его потребность активного участия в жизни взрослых ограничены объективной сложностью предметного мира и отношений между взрослыми. Эти факторы вызывают у детей потребность понять мир взрослых, их действия и отношения. Поэтому на смену одному виду ведущей деятельности — предметной приходит другой вид — игра, в которой и реализуется эта потребность. Игра — ведущий вид деятельности, но уже в дошкольном возрасте. В раннем возрасте зарождаются разные виды человеческой деятельности: изобразительная, музыкальная, театрализованная, конструктивная и даже трудовая. Их появление и развитие ребенка в них также немыслимы без общения с вами. В каждом виде кроются большие возможности для развития ребенка. Однако эти возможности могут быть и не реализованы, если деятельность будет стихийной. В главах Гуленька и Я сам мы расскажем вам с учетом возраста детей и специфики разных видов деятельности, что, когда, как и почему надо делать, чтобы ваш малыш развивался полноценно. Безусловно, в данной книге мы знакомим вас с общими принципиальными позициями воспитания ребенка, развития его личности. Полезно прислушаться к ним. Однако каждый малыш уникален, семейная жизнь сложна и многообразна, поэтому рецептов на все случаи нет. Вам придется приложить много усилий, проявить великое терпение и педагогическое творчество, если хотите, чтобы ваше дитя стало личностью, нужной людям, помнящей и любящей вас, способной воплотиться затем в своих детях.