Дети до тех лет
Общие требования к режиму дня
Одним из условий успешного развития ребенка является продуманный распорядок дня, который способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное бодрое состояние ребенка, предохраняет его нервную систему от переутомления и тем самым создает благоприятные условия для здоровья и развития. Режим соответствует ритмам и темпам жизнедеятельности организма. Ребенок, который живет по режиму, всегда выгодно отличается от ребенка безрежимного. В первом случае малыш более уравновешен, активен, у него преобладают положительные эмоции. Во втором — он часто капризничает, менее активен. Ребенка, живущего по режиму, легче воспитывать. Ведь организм, привыкнув к определенному ритму, сам в соответствующее время требует пищи, отдыха, активности. Взрослому достаточно посмотреть на часы, чтобы понять, почему изменилось поведение малыша. В более старшем возрасте режим дисциплинирует ребенка, делает его более самостоятельным, активным. С какого же времени надо приучать ребенка к режиму и как это делать? С первых дней после рождения устанавливается только режим питания. Возможность установления режима сна и бодрствования появляется только на втором месяце, так как первое время у ребенка нет четкого ритма сна и бодрствования. Он засыпает в разное время дня и ночи, различна и длительность каждого отрезка сна. Бодрствование тоже бывает то короче, то длиннее. Такое неупорядоченное поведение может длиться довольно долго. Но если мама будет кормить ребенка в определенное время, то он начинает сам просыпаться ко времени кормления. После кормления у ребенка возникает спокойное бодрствование. Отрезки бодрствования по мере роста малыша становятся более длительными, а сон короче и глубже. Примерно к 2,5—3 месяцам определяются четкие границы между этими состояниями, если для этого создаются определенные условия. На втором месяце под влиянием естественных различий, имеющихся днем и ночью в окружающей среде, формируется суточный режим сна и бодрствования. Ребенок начинает спать больше в ночное время, а бодрствовать днем. Для образования ритма дневного сна и бодрствования естественных условий нет. Поэтому днем бодрствование сменяется сном многократно и в разное время. При этом периоды сна н бодрствования могут быть слишком длинными или очень короткими. Для своевременного образования ритма бодрствования и сна необходимо создавать определенные условия.
В часы, установленные для сна, условия должны быть благоприятные для засыпания и глубокого сна, а в часы бодрствования — условия активизирующие бодрое состояние. Иногда у ребенка первых месяцев жизни день превращается в ночь, а ночь — в день. Это неестественно для ребенка и сущий ад для родителей. Иногда мама радуется, что ребенок покушал и тут же заснул у груди. Такое можно допускать только в период новорожденное™, а на втором-третьем месяце жизни уже необходимо все сделать так, чтобы после кормления ребенок активно бодрствовал. На первом году жизни очень важна правильная последовательность удовлетворения потребностей ребенка. Ее установил профессор Н. М. Щелованов, основоположник педагогики раннего детства. Активное, эмоциональное состояние во время бодрствования в первые месяцы во многом зависит от удовлетворения потребностей в пище и сне. С голодным, усталым ребенком трудно общаться, трудно занять его игрушкой. Поэтому в первые месяцы режим надо строить так, чтобы после кормления ребенок бодрствовал, а спал после активного бодрствования* Во время крепкого сна ребенок не чувствует голода, который обычно наступает через 2,5— 3 часа после кормления. Выспавшегося ребенка кормят обычно в момент наивысшего пищевого возбуждения, поэтому он активно, с аппетитом ест. Приняв пищу, малыш ведет себя активно во время бодрствования, так как в этот момент его нервная система находится в оптимальном состоянии. Наигравшись и не успев еще проголодаться, ребенок быстро засыпает. Если его после кормления сразу укладывать спать, то он просыпается уже проголодавшимся и бодрствование его проходит в период голодного возбуждения. Мы уже отмечали, что в таком состоянии ребенка трудно чем-либо занять и бодрствование протекает менее активно, а значит, оно бесполезно для его развития. Такая последовательность: сон — кормление — бодрствование сохраняется до 9—10 месяцев. В связи с развитием нервной системы, усилением ориентировочной реакции голодное возбуждение несколько затормаживается. Появляется возможность кормить не сразу после пробуждения, а через 30—40 минут. Поэтому указанная выше последовательность в период от 9—10 месяцев до полутора лет сохраняется лишь частично. Начиная с полутора лет она полностью меняется. На протяжении первого года режим меняется четыре раза. На 2-м году — два раза, на 3-м году не меняется. При составлении режима дня надо учесть возраст ребенка, уровень развития, здоровье. Ослабленные дети обычно живут по режиму дня более младших детей. Режим должен обеспечить необходимое суточное количество сна, кормления и бодрствования.
Разумеется, можно сдвигать часы ночного сна, пробуждения в зависимости от уклада семьи. Однако нельзя нарушать длительность промежутков между кормлениями, сном, увеличивать или сокращать бодрствование, раньше времени переводить малыша на меньшее количество дневного сна. Конечно, каждая мама в зависимости от поведения ребенка может немного раньше покормить его, если он проснулся раньше времени и беспокоится, или пораньше уложить спать. Но это не должно стать системой, иначе ребенок не привыкнет к установленному ритму. Недопустимо кормить ребенка ночью. Ну а что делать, если он проснулся и беспокоится? Посмотрите, сухой ли он, дайте ему попить несладкой водички, ласково погладьте его, но не разговаривайте, не разгуливайте, и ребенок уснет. Необходимо помнить, что часы бодрствования включают и гигиенические процедуры, занятия с ребенком, прогулки. Их вы можете планировать с учетом режима вашей семьи. Иногда они в зависимости от потребности, от поведения ребенка, от погоды могут меняться в последовательности, но только внутри часов бодрствования. Например, если на улице тепло и у вас есть время погулять с ребенком, воспользуйтесь этой возможностью, а занятия проведите в следующий отрезок бодрствования, а можете, наоборот, провести сон на воздухе, а бодрствование — в помещении. Дети раннего возраста отличаются повышенной чувствительностью даже к небольшим нарушениям в удовлетворении их органических потребностей. Это объясняется недостаточным развитием функций коры головного мозга. Бели ребенок недоспал, утомился или ему холодно, жарко, то, как правило, у него меняется настроение, поведение. Малыш не понимает своего состояния и не может сообщить о нем словами. Но постарайтесь понять его сами и устранить причину такого поведения. Выше мы отмечали, что режим имеет воспитательное значение. Ребенок привыкает к определенному порядку, положительно относится к требованиям взрослого. Но чтобы это было так, надо всегда предлагать ребенку спать, есть, играть в то время, когда у него появилась потребность в этом, что возможно только при правильном режиме и четком его соблюдении. И еще золотое правило: никогда не торопите ребенка. Ваш малыш в силу своих особенностей не в состоянии быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, например с игры на сон или еду. Помогите ему, дайте за несколько минут установку на ожидаемое событие. Вот ваш малыш играет с машиной, а по времени надо обедать. Как поступает большинство родителей? Берут ребенка за руку, ведут к столу, в лучшем случае сопровождают свои действия словами: Пойдем, Сережа, обедать! Л малыш, как правило, начинает сопротивляться. В чем дело? Может, он не проголодался? Да нет! Просто вы разрушили его предыдущую деятельность. Совсем по-иному он поведет себя, если вы его за несколько минут до начала кормления спокойно предупредите: Сереженька, скоро будем обедать, поставь свою машину в гараж, помой руки и приходи к столу. Дети обычно с удовольствием включаются в такую игру и с аппетитом едят.
Ваш ребенок будет более положительно относиться к приему пищи, укладыванию спать, к туалету, если будет активным участником этих процессов. Научился годовалый малыш держать ложку, пытается поддеть ею пищу — дайте ему эту возможность. Не беда, что ложка с кашей не всегда попадает в рот, но активные действия ребенка поддерживают интерес к еде, способствуют развитию движений и самостоятельности. Вся жизнь ребенка проходит в постоянном чередовании сна, бодрствования, кормления. Постарайтесь все это использовать для развития, воспитания вашего малыша. Обговаривайте все действия свои и ребенка, называйте свойства предметов, явлений, формируйте нужные привычки, навыки. Даже во время еды ребенок может узнать новые слова, свойства пищи (кисель кислый, сладкий; каша горячая, вкусная и т. п.). Никогда не фиксируйте внимание ребенка на неправильных поступках, а учите, как надо делать правильно. Малыш берет пищу из тарелки руками. Как должны поступить родители? Ни в коем случае не читать нравоучений, а просто дать ребенку в руки ложку и сказать спокойно: Ешь кашку ложкой.
Итак, вы заранее познакомились с основными условиями успешного развития ребенка. Но вот ребенок родился... каким он приходит в наш мир? Как он развивается?