Дети до тех лет
Воспитание и развитие ребенка первого года жизни
Вот вы и встретились со своим долгожданным малышом... Теперь у вас есть возможность сколько угодно прижимать его хрупкое тельце к своей груди, заглядывать ему в глазки, ласково улыбаться. Но вместе с тем у вас прибавилось забот и волнений, появилось множество вопросов: нормально ли прибавляет в весе, вовремя ли стал улыбаться, держать головку, почему часто беспокоится по ночам, что надо делать, чтобы он правильно развивался и рос здоровым? Теперь вы будете вместе с ребенком проходить весь путь его развития, вместе с ним учиться и самосовершенствоваться. Но прежде чем отправляться в этот путь, попытаемся узнать нашего малыша поближе.
Первый год жизни — это самый трудный и ответственный период не только для него, но и для родителей. Ведь после рождения у ребенка меняется буквально все: характер питания, тип дыхания, температурный режим и т. д. Ко всему он должен приспособиться, а приспособительные механизмы развиты еще очень слабо. Вот почему малейшие нарушения в режиме питания, температуре, излишние шумовые раздражители могут привести к непоправимым изменениям в здоровье ребенка. А основы здоровья закладываются именно в первый год жизни. На первом году наблюдается очень тесная связь между физическим и нервно-психическим развитием (развитием слуха, зрения, движений, речи и т. п.). Недостаточное внимание к нервно-психическому и физическому развитию детей в этот период отрицательно сказывается на их общем состоянии и последующем развитии. Для всего раннего детства характерен быстрый темп развития, но наиболее интенсивно ребенок развивается на первом году жизни. Буквально каждый месяц происходят изменения как в физическом, так и психическом состоянии малыша. Поэтому на первом году жизни младенца выделяется несколько периодов: 1-й месяц (новорожденный), с 1 месяца до 3; 3—6, 6—9, 9—12 месяцев. В каждом из них можно отметить ведущие линии развития малыша. В соответствии с ними названы параграфы в главе Гуленька. Ребенок рождается с массой тела от 2500 до
Перед родителями стоят следующие задачи:
обеспечить полноценное здоровье и своевременное физическое развитие малыша;
обеспечить его своевременное нервно-психическое развитие (восприятие, положительные эмоции, движения, действия с предметами, подготовительные этапы речи);
9 создавать условия для возникновения первых социальных и личностных проявлений ребенка: сначала ответной активности в виде улыбки, а затем инициативной активности в виде комплекса оживления;
стимулировать инициативную активность малыша в предметно-опосредованном общении со взрослым;
вызывать удовлетворение от успехов в совместной деятельности;
в поддерживать инициативу ребенка в движениях, в действиях с предметами и т. д. как основу будущей самостоятельности.
Чтобы успешно решить эти задачи, необходимо формировать у ребенка правильный ритм сна и бодрствования и своевременно его изменять по мере возрастания работоспособности нервной системы малыша; создавать условия для активного бодрствования и глубокого сна; воспитывать положительные эмоции к приему пищи, укладыванию спать, туалету, а также общению со взрослыми; способствовать возникновению полезных привычек и предупреждать вредные (отрицательные).
Рассмотрим подробнее, как идет физическое и психическое развитие малыша и что должны делать родители, чтобы активно влиять на этот процесс.