Дети до тех лет
Как я развиваюсь в первый месяц жизни
Итак, первый период — это период новорожденности, и продолжается он до одного месяца. Ребенок появляется на свет с рядом безусловных рефлексов. Большинство из них оборонительного, защитного характера и помогают ему приспособиться к внешнему миру. В первые дни и недели жизни ребенок реагирует на сильный свет, он беспокоит его. Поэтому освещение комнаты младенца приходится делать равномерным, не чрезмерно ярким. Сильный звук также неприятен ребенку, он может расплакаться от резкого звонка, хлопанья дверью, громкого крика. Поэтому ласковый голос матери успокаивает его. Очень важен сосательный рефлекс, который выражается в сосательных движениях. У младенца хорошо развиты вкусовые ощущения. Он морщится, выплевывая соленую или горьковатую пищу, и, наоборот, с удовольствием пьет сладкий чай. Не безразличен новорожденный к теплу, холоду, боли, так как сожная чувствительность с рождения очень высокая. Резкое прикосновение к нему вызывает напряжение, он может заплакать, а нежные и уверенные руки матери снимают тревожность ребенка, а он успокаивается.
Большим достоянием новорожденного является ориентировочный рефлекс, который И. П. Павлов назвал рефлексом что такое?. Этот рефлекс имеет большое значение: в дальнейшем на его основе развивается интерес к окружающему, любознательность, формируется познавательная деятельность. Все реакции младенца носят недифференцированный характер, то есть раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую реакцию. Например, на болевое раздражение руки ребенок отвечает не отдергиванием ее, а общими беспокойными движениями. Однако наряду с широко развитыми реакциями уже в первый месяц жизни можно отметить образование в коре больших полушарий мозга сильных концентрированных очагов возбуждения (доминант), которые способны усиливаться от действия побочных раздражителей и вызывать торможение других нервных центров. Какие же это доминанты? Прежде всего у новорожденного ярко выражена пищевая доминанта: например, во время сосания затормаживаются все другие движения. И наоборот, плачущего, голодного младенца практически ничем нельзя успокоить. Есть у новорожденных и вестибулярная доминанта. Покачивание ребенка вызывает прекращение крика, беспокойных движений. Это давно было подмечено и использовано в народной педагогике: применялись такие приемы, как укачивание на руках, в люльке, кроватке. Способность нервной системы концентрировать возбуждение имеет большое значение для образования условных рефлексов, то есть реакций, которые появляются у ребенка только при определенных условиях жизни. Так, на 5-—7-й день, если мама кормит ребенка грудью через строго определенные промежутки времени, например через 3 часа, у него появляется условный рефлекс: ровно через 3 часа ребенок начинает беспокоиться и выражать чувство голода. В конце второй недели образуется и другой рефлекс: возникают сосательные движения всякий раз, как он оказывается возле груди. Если ребенка кормят нерегулярно и из бутылочки, то эти условные рефлексы не возникают. О чем говорит появление первых условных рефлексов у младенца? О том, что возможны и необходимы активные воспитательные воздействия на ребенка. Буквально с первых дней жизни у него могут быть сформированы как положительные, так и отрицательные привычки, правильное и неправильное поведение. В период новорожденное™ на основе имеющихся у ребенка зрительных и слуховых реакций происходит познание окружающих предметов, их физических свойств (формы, цвета, величины и др.). Так, на 5—6-й день после рождения ребенок начинает более или менее устойчиво следить взглядом за предметом. Помочь ему установить зрительный контакт с предметом можно только медленно перемещая этот объект. На неподвижных предметах малыш еще не умеет длительно фиксировать свой взор. Ему легче воспринимать предмет, если в поле зрения отсутствуют другие раздражители. Поэтому в первые 3—4 недели подвешивайте или показывайте ему одну яркую игрушку, а не гирлянды разноцветных погремушек. Игрушку надо подвешивать или показывать на расстоянии