Дети до тех лет
Со мной уже можно заниматься
Как показывают современные исследования, возможности ребенка раннего возраста велики. Двухнедельный ребенок следит за перемещающимися предметами; в три недели он внимательно рассматривает предметы окружающей обстановки, различает даже близкие цветовые тона: красный и оранжевый, оранжевый и желтый и т. д. Малыш в возрасте одного месяца по-разному реагирует на веселую и грустную мелодию: затихает при грустной и оживленно двигает руками и ногами при веселой. При звучании грустной мелодии у малыша можно наблюдать печальное выражение лица: уголки губ опускаются вниз. Ребенок как можно раньше должен получать зрительные, слуховые и другие впечатления. Своевременное начало функционирования всех органов чувств позволяет малышу успешно развиваться и в дальнейшем. В первые дни жизни ребенок бодрствует очень мало, но и в эти небольшие отрезки времени необходимо показывать новорожденному разнообразные игрушки. Положите ребенка так, чтобы источник света находился за его головой. Тогда он сможет без помех и лишнего утомления рассматривать хорошо освещенные предметы. Игрушку лучше всего надеть на стержень длиной 60—
Перемещать игрушку следует тогда, когда малыш ее увидит. Затем взрослый начинает передвигать предмет: сначала вправо, затем влево; возвратив игрушку к центру, перемещает ее вверх от глаз ребенка (следя за ней, кроха запрокидывает головку) и снова к центру, а затем вниз. Теперь приближаем игрушку к глазам ребенка на расстояние 20—30 см и постепенно удаляем ее на расстояние вытянутой руки.
Не расстраивайтесь, если ребенок при первом показе проследит за игрушкой, движущейся только в каком-либо одном направлении. Продолжайте заниматься с ним каждый день, и вы очень скоро (с третьего-четвертого раза) увидите, что ваш малыш следит за игрушкой, движущейся во всех направлениях. Слуховой аппарат здорового ребенка с рождения готов к восприятию звуков, но его нужно упражнять. Поэтому играйте с крохой, перемещая над ним не только яркие предметы, но и звучащие игрушки: погремушку, колокольчик. Такие игры можно проводить уже с двух недель. К концу месяца вы заметите, что ваш малыш сосредоточивается на звучащей игрушке, делает поисковые движения или даже отыскивает предмет по звуку, поворачивая голову вслед за ним. Эти первые слуховые реакции очень важны для дальнейшего развития слуха. Помните также, что звук погремушки, колокольчика должен быть не резкий, а мягкий, негромкий. Оказывается, уже с 20-го дня жизни младенец может различать цвета. Помогите ему в этом. Подвесьте иа высоте 60—70 см от его груди игрушку. Сначала привлеките внимание младенца к ней, вращая и потряхивая ее. Меняйте игрушки по цвету, как только заметите, что ребенок почти не задерживает взгляда на хорошо знакомой игрушке. Вы увидите, что при появлении игрушки другого цвета ребенок, затаив дыхание, широко раскрывает глаза, вскидывает руки и т. п. Ваш малыш различает цвета! Развивайте эту способность: через каждые 3—4 дня подвешивайте игрушку другого цвета. Начните с зеленого цвета, затем смените его на красный, синий, оранжевый, фиолетовый, желтый. Проведя занятие по показу игрушки, не убирайте ее, пусть она находится над ребенком, чтобы во время бодрствования он мог самостоятельно сосредоточиваться на ней. Итак, если взрослые, разговаривая, ласково склоняются над лицом младенца, он к концу месяца улыбнется им. Если они показывают ему яркую игрушку, перемещая ее в поле зрения ребенка, он начинает следить за нею, а затем сосредоточивает взгляд на неподвижной игрушке. И награда за это — тоже улыбка. Конец периода новорожденности замечателен: это открытие мира людей (улыбка на лицо и голос) и мира предметов (улыбка на яркую, звучащую, движущуюся игрушку). От того, как часто возникают эти положительные эмоции, зависит и психическое, и физическое благополучие младенца. Появление способности смотреть, слушать, слабо улыбаться при виде взрослого свидетельствует о том, что период новорожденное™ кончился и контакт ребенок — взрослый установлен. Итак, малыш преодолел рубеж новорожденности и перешел на новую ступень развития. В период с одного месяца до трех он сказал бы о себе: Я учусь смотреть и видеть, слушать и слышать.