Дети до тех лет
Я учусь смотреть и видеть, слушать и слышать
Воспитание и развитие ребенка от 1 до 3 месяцев
В этот период остается ведущим эмоционально-личностное общение с ребенком. Однако содержание его становится несколько иным. Оно связано с развитием зрительных, слуховых и эмоциональных реакций на окружающее. Этим и наполнено бодрствование ребенка. Общение, направленное на развитие его зрительных и слуховых реакций, расширяет ориентировку в окружающем, способствует развитию движений рук, а в дальнейшем общих движений и речи. Ребенок не только следит за движущейся игрушкой и сосредоточивается на неподвижной, но и устанавливает связь между зрительными и слуховыми впечатлениями. Малыш может дольше, чем на первом месяце, сосредоточивать свой взгляд на лице взрослого, предмете и игрушке. При этом он как бы замирает, прекращает все движения ручками и ножками. То же самое происходит и при слуховом сосредоточении. Ребенок прислушивается к вашему голосу, звуку погремушки, мелодичной музыке. К 2—2,5 месяца малыш часто улыбается при виде улыбающегося лица взрослого, при звуках его ласкового голоса, при виде ярких игрушек, которые показывают ему. Улыбка ребенка сопровождается движением рук, ног, голосовыми реакциями в форме гуления. Возникает ярко выраженное радостное настроение (комплекс оживления). Комплекс оживления (улыбка, активные движения руками и ногами, гуление) — первое средство общения.
Так малыш воздействует на вас, выражает свою потребность в вас, в вашей любви и заботе. В этот период закладываются отношения привязанности ребенка и матери. От эмоциональной насыщенности отношений привязанности во многом будет зависеть развитие личности малыша, его Я. Малыш еще не знает, кто я?ж А вот какой я? —любимый или отвергнутый,— он уже ощущает, чувствует, эти ощущения и возникают в отношениях привязанности. Это важно для его будущей самооценки, уверенности в себе, самостоятельности, независимости и формирования доверительного отношения к другим. Если малыш не будет иметь таких эмоциональных контактов с мамой, то он будет испытывать тревожность, трудности в установлении контактов с другими людьми.В процессе эмоционального общения у ребенка развивается зрительное и слуховое сосредоточение. Особое внимание в этот период нужно обратить на развитие рук малыша. Пока они еще сжаты в кулачки и в локтевом суставе. Лишь изредка он разжимает их и начинает ощупывать простынку, свои ноги и руки, голову. Надо создать условия для того, чтобы ребенок разжал кулачок и выпрямил ручку в локтевом суставе, соединил, согласовал движения руки и глаза. Нужны новые игры с игрушками, способствующие развитию этих движений. Какое значение имеют эти, казалось бы, элементарные действия? Они лежат в основе овладения ребенком разными способами действий с разными предметами, в процессе чего у детей раннего возраста развивается мышление. Поэтому постарайтесь уяснить по нашей книге, как идет развитие действий с предметами (предметной деятельности) от одного возраста к другому.
Итак, вы начинаете с малышом новые игры.
Подвесьте игрушки по-новому - в два этажах. На высоте 60—70 см над грудью ребенка закрепите для него погремушку А на высоте 7—10 см от груди закрепите знакомую игрушку. Обе лески соедините лентой, конец ее пусть свободно свисает над ребенком- Внимание ребенка должно быть привлечено к новой игрушке. Однако играйте с малышом по-другому, нежели на первом месяце. Там действовали с игрушкой вы, а сейчас помогите ему заметить новую игрушку самому. Как это сделать? Взрослый покачивает новую, высоко подвешенную погремушку, привлекая к ней внимание малыша. Заметив ее, он радостно вскидывает руки вверх, случайно* задевая низко подвешенную погремушку или ленту. Верхняя погремушка при этом опять начинает покачиваться, и малыш снова замирает ж пристально рассматривает ее. Потом наступает новый всплеск двигательной активности, и ребенок снова задевает ручками за низко подвешенную погремушку, приводя в движение верхнюю. Таким образом ребенок занимается сам. Игру проводите два раза в день в течение одной-двух недель, меняя верхнюю погремушку каждые 2—3 дня. Это очень важно: интерес ребенка не иссякнет из-за новизны игрушек. Затем усложните игру. Подвесьте на леску еще и колокольчик. В этой игре главное - заставить разжаться кулачок ребенка. Для этого есть способ. Улыбнитесь малышу, ласково заговорите с ним и погладьте его ручки с тыльной стороны. И вот ладошки раскрылись! Это произошло непроизвольно (рефлекторио) от вашего прикосновения. Не мешкайте, подведите конец ленты к ладошкам малыша. Они непроизвольно сжимаются в кулачки, а конец ленты оказывается зажатым. Ребенок радостно двигает руками, приводя в движение погремушки и колокольчик. Это удовольствие для крохи: все движется, звенит, а в результате развивается его слук и зрение. Эту игру можно проводить до 3-месячного возраста, меняя периодически верхнюю игрушку.
С двух месяцев начинайте играть в такую игру:
Положите ребенка на животик, а прямо перед ним на расстоянии
• улыбаться, оживленно двигаться, гулить при появлении взрослого (комплекс оживления); это первые социальные проявления малыша, первое активное выражение отношения к взрослому; первые попытки кроки побудить взрослого к контакту с ним;
• хорошо поднимать и удерживать головку вертикально в положении на животе и на руках у взрослого, отталкиваться ножками от твердой поверхности, выпрямляя их в коленях;
• реагировать на пение взрослого и затем на звучание музыки.