Дети до тех лет
Я начинаю вас узнавать, я умею гулить, я действую с игрушкой
(Воспитание и развитие ребенка с 2,5—3 до 5—6 месяцев)
Вот и еще одну ступеньку роста преодолел ваш малыш. В этот период у него постепенно появляется способность к различению раздражителей внешней среды. Особенно ярко она выражается в избирательном отношении ко взрослым. В три месяца ребенок уже узнает своих маму, папу, а шестимесячный ребенок различает близких и чужих, по-разному на них реагирует. При виде знакомого лица малыш радуется, а при виде чужого человека хмурится, иногда плачет. Он реагирует на ласковый и строгий голос родителей, узнает голос мамы, папы. Услышав из прихожей голос пришедшего с работы отца, он всем телом тянется в ту сторону, пытается приподняться. Папе нужно назвать его в этот момент по имени. Родители общаются с малышом не только тогда, когда он их видит. Мама делает домашние дела и ласково разговаривает с ребенком, как бы перекликается с ним. Малыш не видит маму, но положительно реагирует на ее голос, улыбается, радостно двигается, издает звуки. Продолжается развитие зрительных и слуховых реакций ребенка. Постарайтесь подобрать ему игрушки разного цвета, величины, формы. Для показа, помимо игрушек, можно использовать любые разнообразные по свойствам предметы: объемные и плоские, разной величины, формы, цвета, по-разному звучащие. Подносите к ним ребенка, давайте ему их рассматривать, обязательно при этом называйте предметы. К 3—4 месяцам у ребенка развивается координация движений руки. Радуясь чему-либо, он обычно выпрямляет руки. В процессе таких движений у него укрепляются мышцы-разгибатели, появляется возможность дотрагиваться до предметов, игрушек, своей одежды. То, что ребенок случайно прикасается к предметам, разглядывает их, прислушивается к издаваемым ими звукам, способствует более полному их познанию. Понаблюдайте за малышом: увидел игрушку, сосредоточил на ней взгляд, потянулся к ней рукой, но промахнулся. Не так-то легко точно направить руку, взять то, что увидел глаз. В три месяца у крохи начинает развиваться согласованная работа руки и глаза. Если Вы не упустите этот момент в воспитании ребенка, в дальнейшем он будет легко осваивать любые практические действия. Задумайтесь — не случайно появились поговорки: Не тем концом руки вставлены или наоборот: Все в руках горит. А все начинается в три месяца. Поэтому в период с 3 до б месяцев надо помочь развитию у ребенка зрительно-двигательной координации:
— согласованного движения глаза и рукн;
— умения схватывать предметы разной величины и формы.
Общаясь с малышом, мы теперь предлагаем ему игрушки, побуждая его к их захватыванию. Поэтому игрушки должны быть удобными. Если для развития зрительного сосредоточения подвешивались яркие шары, то для захвата они не годятся. Лучше использовать кольца, погремушки с ручкой. Не пытайтесь быстрее вложить в руку ребенка игрушку. Проявите терпение, вызывайте интерес к ней. Пусть малыш сам протянет руки и попытается взять ее. Это первые активные действия его рук. Как только ребенок сделает попытку взять игрушку, выразив свое желание раскрытием ладошки и направлением руки в сторону предмета, приблизьте ее к ладони малыша, позволяя захватить предмет. Конечно, ребенок еще не может долго удерживать предметы, он выпускает их из рук. Ваша задача — взять снова игрушку и повторить все с начала несколько раз, закрепляя и совершенствуя действие. Слегка потяните игрушку к себе, чтобы рука малыша испытала мышечное усилие. Меняйте предметы: берите сначала более удобные, а затем менее удобные для захватывания. Если малыш начал активно направлять руку к предмету и схватывать любую предложенную вами игрушку, считайте, что вы справились с еще одной задачей и можно приступать к выполнению следующей. А следующая задача взрослого помочь ребенку с 3—3,5 месяца приспособить движение руки к величине схватываемого предмета. В этом вам пригодятся большие и маленькие кольца от деревянной пирамидки диаметром 4,5—5 см (не меньше, чтобы малыш их не проглотил и не засунул в ухо или нос!). Подойдут и другие предметы, разные по величине и цвету.
Положите малыша на живот и поместите перед ним яркие кольца на расстоянии вытянутой руки Предоставьте ему возможность брать их по одному, то большое, то маленькое, приспосабливая руку к захватыванию, удержанию и манипулированию предметом. Не забывайте похвалить малыша, погладить, взять на руки по окончании игры. А во время игры разговаривайте с ним. Будем надеяться, что приспособление руки к величине схватываемого предмета прошло удачно. В 3,5—4 месяца пора начать приспосабливаться к форме предмета. Для этого в предыдущую игру-упражнение внесите изменение. Перед лежащим на животе ребенком положите несколько знакомых ему предметов (колечки) и незнакомый (кубик) на некотором расстоянии друг от друга, чтобы малыш переводил взгляд с одного на другой Важно, чтобы ребенок, знакомясь с предметами, активно обследовал их руками Предметы разной формы предполагают соответствующие способы действия с ними: разное раскрытие ладони, поворот кисти руки, различные комбинации пальцев для удержания и обследования и т. д. Такие игры обычно в 3—4 дня помогают ребенку опытным путем выработать наиболее рациональные и удобные движения рук и пальцев.
С 4,5—5 месяцев малышу предлагают предметы прямоугольной и треугольной формы с размерами сторон 3 и
К 5—6 месяцам малыш может:
• дифференцировать (различать) голоса близких и чужих, строгий и ласковый голос, активно гулить, начинает лепетать;
• не хаотично наталкиваться на предмет, а плавно приближать к нему руки, брать и удерживать его, находясь в любом положении, перекладывать предмет из одной руки в другую;
• переворачиваться на бок, на живот, на спину, хорошо упираться ножками, выпрямляя их, отталкиваться от твердой поверхности, немного стоять (при поддержке под мышки);
• сосредоточиваться на пении мамы (20—30 с);
• оживляться во время совместных действий с мамой под ее пение или под музыку;
• проявлять привязанность к тем людям, которые наиболее полно удовлетворяют его потребность во внимании и любви. Чаще всего это мать. Привязанность проявляется том, что кроха наиболее интенсивно выражает свою радость, увидев маму, услышав ее голос;
• проявлять избирательность отношении ко взрослым: эмоционально-положительно откликается на ласковый голос или приближение к нему близкого человека; пытается вовлечь его взглядом, вокализациями в совместную с ним радость по поводу, например, игрушки, которую он сам достал, взял. И совсем по-другому ведет себя при приближении чужого человека: настораживается, затихает, не участвует в совместном восприятии игрушки, предмета;