Дети до тех лет
Я учусь ползать. Я начинаю понимать вас
Воспитание и развитие ребенка от 5—6 до 9—10 месяцев. Ваш ребенок стал более самостоятельным, активным. Он живо интересуется всем окружающим, начинает понимать речь взрослых и сам много лепечет. Движения его становятся разнообразными. Он ползает, самостоятельно садится, встает, переступает вдоль барьера. Это одно из главных приобретений ребенка, позволяющее ему самостоятельно расширять сферу познания. В какой последовательности малыш будет овладевать движениями, зависит от взрослых, от того, какие условия они будут создавать и какие движения стимулировать. Для малыша очень важно, чтобы он научился вначале ползать, а потом садиться; обратите внимание: не сидеть, а садиться. Почему это важно? Ползание — это активное движение, которое способствует развитию всех систем организма: костно-мышечной, сердечно-сосудистой и нервной. Как активное динамическое действие оно помогает ребенку лучше ориентироваться в окружающей обстановке. Он знакомится при этом с различными предметами, их свойствами. Если ребенок овладел ползанием, то вскоре он обычно овладевает и умением самостоятельно садиться. Иногда взрослые очень много носят малыша на руках или сажают его в подушки. В этом случае он научится сидеть, но дольше не научится самостоятельно садиться. Ребенок, овладевший ползанием, сам может менять положение, позу, что очень важно для неокрепшего позвоночника. Ребенок же, не умеющий ползать, но овладевший умением сидеть, этого сделать не может. Устав сидеть, он капризничает, ждет помощи от взрослых. Как же помочь ребенку научиться ползать? Прежде всего выделите специальное место для ползания. Идеально, если вы отведете для этого место на полу, предварительно устранив любую возможность натолкнуться на острые углы и убрав опасные предметы. Условия созданы —смело спускайте малыша на пол. Дайте ему осмотреться, ведь обстановка для него изменилась. Положите од ну-две яркие игрушки. Хорошо, если это будут те из них, которыми он любит заниматься. Игрушка должна лежать на расстоянии вытянутой руки. Только не спешите пододвигать игрушку, проявите терпение. Иногда ребенок долго барахтается на месте, а сдвинуться не может. Осторожно помогите ему: подставьте ладони к ножкам ребенка так, чтобы он мог оттолкнуться. Толчок — и он продвинулся вперед. Постепенно, по мере овладения ползанием, игрушку отодвигайте подальше. Иногда родители жалуются, что их ребенок, не ползая, сразу начинает ходить. Так может случиться, если не было создано условий для ползания, если малыш находился в кроватке, или в тесном манеже, или в основном на руках. Сделайте все, чтобы ребенок научился ползать. Это движение очень полезно. Обычно здоровый малыш овладевает ползанием к 7 месяцам, а к 8 — он самостоятельно садится. Еще раз напоминаем: не сажайте ребенка, если он сам не овладел этим умением. Помогите ему с помощью упражнений: из положения лежа на спине осторожно потяните ребенка на себя, держа его за кисти рук, а затем медленно опускайте. Так проделайте несколько раз, при этом ласково обращайтесь к нему, называйте действия: Вот как Алешенька садится. Малышам нравятся эти движения, они прилагают много усилий, чтобы сесть.
К 8 месяцам ребенок, как правило, уже начинает самостоятельно вставать, держась за барьер. Обычно, ползая, он добирается до опоры и, держась за нее, встает. Иногда это не сразу получается, малыш карабкается, садится, опять пытается подняться. Не спешите поставить его на ноги около барьера, пусть он сделает это сам, приложив усилия. Научившись вставать, к 9 месяцам ребенок начинает переступать вдоль барьера, держась за него. Он уже может обойти вокруг весь манеж. Если ребенок находится на полу, то обычно опорой ему служит диван или кресло. Поднявшись около дивана, стоя, он подолгу занимается игрушками, тем самым укрепляя мышцы ног. Раскладывайте ему игрушки на диване или кресле, с тем чтобы вызвать интерес и стимулировать вставание. Поощряйте малыша, если он самостоятельно подполз к игрушке, встал, держась за опору, сделал первые шаги, радуйтесь вместе с ним его успехам: Вот какой Алешенька молодец, сам встал на ножки и т. п. Малыш эмоционально реагирует на вашу похвалу и старается проделывать новые движения снова и снова, упражняясь в ник и закрепляя новые.