Дети до тех лет
Развитие действий с предметами
Этот процесс тесно связан с освоением новых общих движений — ползанием, сидением и вставанием. Овладев ползанием и научившись садиться, вставать, ребенок может увидеть предмет с разных сторон и узнает его независимо от того, как он к нему повернут. В 6 месяцев малыш обычно удерживает в каждой руке по игрушке, может перекладывать игрушку из одной руки в другую. Но что особенно важно, с этого возраста ребенок, благодаря взаимодействию руки и глаза, способен не только приближаться к предмету в зависимости от его местонахождения, но и начинает действовать с ним более дифференцированно, учитывая такие его свойства, как форма и величина. Чтобы это произошло, дайте ребенку предметы разной формы: круглые, прямоугольные, квадратные. Папы могут соорудить гирлянду из колец разной величины в последовательности маленькое — большое на расстоянии
Понимание речи взрослого ребенком подтверждает, например, тот факт, что в 7 месяцев на вопросы: Где мама?, Где папа?, Где часы? — он поворачивается в сторону стоящего вблизи человека или расположенного в обычном месте предмета и находит,его взглядом. К 8—9 месяцам малыш настойчиво ищет и находит названный предмет независимо от его местоположения. В б—9 месяцев дети начинают различать названия знакомых действий: ладушки, до свидания, дай ручку — и с большой радостью их выполняют. Они понимают слова, обозначающие знакомые движения: садись, ложись и др. Общение со взрослыми и на этом этапе является основным условием развития речи ребенка, но содержание общения в это время имеет свою специфику: мать и другие взрослые делают ребенка как бы соучастником происходящего, постепенно привлекают его к совместной деятельности. Совместно рассматривают предметы, картинки, наблюдают за птичкой, кошкой, машиной.
Понимание речи развивается эффективнее всего в процессе ухода за ребенком: кормления, купания, укладывания спать. Например, во время одевания ребенка следует больше разговаривать с ним, называть части его тела, предметы одежды. Этим вы направляете восприятие и внимание малыша на называемый объект или действие (Где головка у Катеньки? Вот головка. Что мы наденем сейчас на головку? Шапочку. Где шапочка? Вот шапочка, какая красивая шапочка. Л где кофточка Катеньки? Вот кофточка. Наденем и кофточку и т. д.). Ребенок активно будет воспринимать ваше словесное обращение, если оно побуждает его к действиям (встань, сядь, ложись, подними, возьми). Но не удивляйтесь, если ребенок не выполняет этого. Дело в том, что понимание слов, обозначающих действия, происходит не сразу. Потребуются неоднократные повторения, систематическое общение, для того чтобы ребенок научился понимать и выполнять названные действия. Будьте готовы к этому, наберитесь терпения и помогайте ребенку. Сначала желательно выполнять действия вместе с ним, его рукой (Дай ручку — берете сами его ручку, можно поиграть: Ладушки, ладушки —его ручки в ваших руках, и вы играете вместе). Затем побуждаете малыша действовать по слову, но жестом показываете это действие: Иди, иди сюда,— маните малыша; ладушки, ладушки — сами хлопаете в ладоши. К концу года слова становятся сигналом к соответствующему действию. Таким образом, сначала важно связать слово с предметом, действием, ситуацией, а затем выделить его, придав ему сигнальное значение. Это очень существенно для дальнейшего овладения словарем. Приведем примеры игр с детьми на развитие понимания речи взрослых, упражнения малыша в звукоподражании. Ребенок проснулся, закряхтел, мама уже рядом, и начинается разговор: Агу-агу-агушеньки! Проснулась Катюшенька (несколько раз). Проснулись глазоньки. Где глазоньки? (Хорошо, если малыш показывает.) Вот глазки, просыпайтесь, глазки*. Поглаживаем ребенка и говорим: *Агу-агу-агушеньки, потягушеньки... Дай, Катя, ручки, вот ручки, потянулись, потянулись и поднялись... Ребенок, конечно, будет улыбаться, что-то лепетать вслед за вами. Это прекрасно. Покормили ребенка, поговорили с ним — теперь и поиграть можно. Очень известная и любимая всеми детьми игра Где Ляля? (ее можно проводить после 7 месяцев). Мама берет куклу и говорит: Вот наша Ляля (ребенок следит за действиями взрослого, как-то реагирует). Иди сюда, Ляля (кукла шагает* по кроватке, подходит к малышу). Дай, Катенька, ручку Ляле, скажи: Здравствуй, Ляля. Погладь ее по головке: Вот Ляля, вот. Внезапно прячем куклу за спину: Нет Ляли. Где Ляля? Вот Ляля. Ляля появляется, кланяется. Эти действия повторяются несколько раз. Потом сажаем куклу на место и спрашиваем: Где Ляля? Ребенок ищет глазами куклу, может даже показать пальчиком. Подобную игру можно провести с любой игрушкой (петушок, зайчик, собака, кошка). Игра Прятки (фиксируется внимание на имени ребенка, мамы или других взрослых). Малыш сидит в кроватке, манеже или на стульчике. Мама набрасывает салфетку или пеленку на голову ребенка. Где Катя? Нет Кати. Позовите Катю. Снимает салфетку: А-а-а, вот Катя. Так повторяется несколько раз. Малыш с удовольствием играет, смеется, сам начинает натягивать салфетку н сбрасывать ее. Так же может прятаться мама (присесть, зайти за дверь), Где мама? Нет мамы. Вот мама. Или: *Где тетя Надя? Вот тетя Надя и т. д. Можно взять для игры две игрушки, желательно контрастные по виду и с простым названием, например, деревянную матрешку — Бабу и лохматую собачку Ав-ав; куклу Лялю и гуся Га-га и др. С каждой игрушкой проделывают одно-два действия и обязательно используют приемы внезапного появления и исчезновения ее. Это вызывает большой интерес у детей, желание играть, подражать слышимым звукам. Нельзя сформировать у ребенка зачатки понимания речи, если он безразличен к тому, что ему показывают, что с ним делают. Надо помнить, что произвольное внимание в этом возрасте не развито. Чтобы поддержать внимание и сосредоточенность ребенка в течение хотя бы I —1,5 минуты, целесообразно разнообразить приемы произнесения одних и тех же звукосочетаний и слов: обычным голосом, шепотом, с разной интонацией. Такие игры проводятся неоднократно на протяжении дня. Следует только выбирать наиболее удобный момент, когда ребенок эмоционально настроен, расположен к этому. И будьте уверены, вы услышите долгожданное ма-ма и па-па. И скорее всего это произойдет к концу первого года.
А как у нас идут дела с музыкальным воспитанием малыша? В чем заключается наша помощь ему?
• Побуждаем малыша к слушанию вокальной и инструментальной музыки, доступной по содержанию и длительности звучания.
• Стараемся вызвать импульсивный эмоциональный отклик на спокойную, задорную музыку.
• Приобщаем к элементарным движениям под музыку (хлопки и т. п.).
• Вовлекаем в простейшие игровые действия под музыку.
• Приучаем к образу простейших детских музыкальных инструментов — колокольчики, дудочки — и их звучанию.
В этот период мама может петь малышу народные песни. В песнях обращайтесь к ребенку по имени. Это для него очень важно.
В этом возрасте ребенок начинает с особым интересом относиться не только к пению, но и к движениям под музыку. Его занимает то, как танцуют мама и папа, как мама весело машет платочком, как она хлопает в ладоши.
Полезно поиграть в народные игры, например в Козу рогатую. Прежде всего эту игру используют для того, чтобы повеселить ребенка. Сначала малыш внимательно слушает песню:
Идет коза рогатая. За малыми ребятами:
Идет коза бодатая — Забодаю, забодаю.
Постепенно при словах забодаю, забодаю ребенок живо реагирует на движение маминых пальцев, смеется.
Итак, к 9—10 месяцам ребенок может:
• хорошо ползать (с 7 месяцев);
• самостоятельно садиться (с 8 месяцев) и сидеть;
• выполнять с предметами разные целенаправленные действия: открывать крышку (у коробочки, бочонка и т. п.), вынимать предметы (из коробочки и т. п.); снимать колечки со стержня, точно направлять руку к предметам различной величины и формы без предварительных примеривающих движений;
• самостоятельно вставать, держась за перекладины кроватки или манежа, и устойчиво стоять, самостоятельно опускаться;
• переступать вдоль барьера;
• понимать названия предметов, действий, близких людей (мама, папа и др.), лепетать;
• более активно, чем в предыдущий период, откликаться на действия взрослого: не только сосредоточенно смотреть, но и подражать им, смеяться, лепетать, подползать навстречу, протягивать руки, как бы говоря возьми меня; огорчаться (плачет, призывно кричит), если от него уходят, пытаться ползти вслед уходящему;
• делать попытки приобщения взрослого к совместным действиям с ним (протягивает игрушку, привлекает внимание к себе звуками и т. п.).