Дети до тех лет
Режим дня на первом году жизни
Говоря о развитии ребенка первого года жизни, мы все время подчеркивали, что важнейшим условием его своевременного развития является эмоциональное общение. Другое важное условие — это упорядоченная жизнедеятельность ребенка. Все процессы: еда, сон, бодрствование с разнообразным его содержанием, из которых и состоит жизнь малыша, должны протекать не как захотелось взрослому, а физиологично, в соответствии с биологическими ритмами организма ребенка. Этому способствует режим. сейчас познакомьтесь, как примерно можно распределить время кормления, сна и бодрствования малыша.
Режим ребенка в возрасте от 1 до 2,5—3 месяцев Кормление: 6.00, 9.00, 12.00, 15.00, 18.00, 21.00, 24.00. Бодрствование: 6.00—7.00, 9.00—10.00, 12.00— 13.00, 15.00— 16.00, 18.00— 19.00.
Сон: 7.00—9.00, 10.00—12.00, 13.00— 15.00, 16.00—18.00. Ночной сон: 19.00—6.00.
Купание ребенка можно проводить в 18 ч 30 мин или 20 ч 30 мин. Ночной перерыв в кормлении должен быть не менее 6 часов. Кормить нужно или в 24 часа и б часов утра или в 21 час и в 3 часа ночи, но часы не должны меняться.
Режим от 2,5—3 до 5—6 месяцев Кормление: 6.00, 9.30, 13.00, 16.30, 20.00, 23.30. Бодрствование: 6.00—7.30, 9.30—11.00, 13.00— 14.30, 16.30— 18.00, 10.30 - 20.30.
Сон: 7.30—9.30, Н.00—13.00, 14.30— 16.30, 18.00—19.30. Ночной сон: 20.30—6.00.
Купать ребенка лучше всего в 19 ч 30 мин перед кормлением.
Режим от 5—6 до 9—10 месяцев Кормление: 6.00, 10.00, 14.00, 18.00, 22.00. Бодрствование: 6.00—8.00, 10.00—12.00, 18.00 — 20.00. Сон: 20.00—6.00.
Купание: в 19 ч 30 мин перед ночным сном. Режим от 9—10 месяцев до 1 года Кормление: 7.00, 11.30, 16.30, 19.15. Бодрствование: 6.30—9.00, 11.30—14.30, 16.30— 19.30. Сон: 9.00—11.30, 14.30—16.30.
Распределение кормления, бодрствования и сна в течение суток см. в таблице 1.
Кашка сладенька
К концу первого месяца у малыша уже сложился ритм кормления. С месяца он принимает, кроме грудного молока, фруктовые и овощные соки <с 5 капель до
На 4—5-м месяце следует вводить прикорм, так как материнского молока становится недостаточно. В качестве прикорма дают малышу овощное пюре. Начинать надо с 4—5 чайных ложек и в течение недели довести его количество до 180—200 г.
На 5—6-м месяце можно начинать давать каши. Первый раз дают 2—3 ложки не очень густой каши, постепенно порцию доводят до 120—150 г на одно кормление.
На 7-м месяце в рацион питания ребенка вводят мясные бульоны, начиная с 5—6 г, а затем до 30—50 г.
На 8-м месяце можно предложить малышу мясо в виде пюре.
Число кормлений грудью сокращается к 8 месяцам до трех раз в сутки, к 9 месяцам — до двух, к 11 — до одного раза в сутки. Около года ребенка отнимают от груди. Иногда дети отказываются от нового блюда, но, как правило, это бывает в том случае, если родители дают его сразу в большом количестве и после того, как ребенок получил грудное молоко. Если малыш отказывается от нового вида пищи, не спешите и ни в коем случае не кормите его насильно. Повторите попытку в следующий раз. Но если и многократные попытки оказываются безуспешными, посоветуйтесь с врачом, возможно, он заменит это блюдо чем-то равноценным. Очень важно своевременно научить ребенка жевать. С 8 месяцев давайте ему во время кормления кусочек хлеба, сухарь. Постепенно приучайте ребенка к непротертым овощам, фруктам, давая их кусочками. После года малыш может есть самостоятельно густую пищу.
Поза ребенка во время кормления с возрастом меняется. В первые месяцы младенец лежит у мамы перед грудью.
В полгода полусидит на коленях мамы.
В S—10 месяцев сидит на высоком специальном стуле, который придвигается к столу.
После года ребенок может сидеть за специальным столом для кормления.
Чем раньше ребенок начнет есть самостоятельно, тем лучше. Постепенно приучайте малыша:
— в 5—6 месяцев есть с ложки;
— в 7—8 месяцев пить из чашки, придерживая ее руками, держать корочку хлеба, жевать ее;
— в 10 месяцев держать чашку двумя руками;
— в /2 месяцев пытаться самостоятельно действовать ложкой.
С первых дней приучайте ребенка к опрятности. Перед каждым приемом пищи не забывайте вымыть ему руки. Следите, чтобы на столе всегда было чисто.
Хвалите малыша за все самостоятельные действия: Какой молодец! Сам из чашки пьет (сам ложкой кашу ест)! Помните, что действия ребенка еще очень несовершенны, и поэтому он может облиться молоком, испачкаться кашей. Вытрите его спокойно салфеткой, не дожидаясь конца кормления, но ни в коем случае не говорите раздраженным голосом: Грязнуля! Разве так можно! Ребенок может испугаться: ему непонятно, почему любящая мама может с ним так разговаривать.
Помогайте ему и наберитесь терпения: с каждым разом он все лучше будет справляться с чашкой, ложкой. Порицание же может вызвать неуверенность, страх и затормозить развитие самостоятельности. Приучать ребенка к опрятности важно уже на первом году жизни. Нередко родители жалуются, что ребенок даже на втором году не хочет садиться на горшок. Причиной могут быть неправильные действия взрослых. Чтобы этого не случилось, надо знать следующее. Приучать ребенка к горшку рекомендуется на первом году, с того дня, когда он научился хорошо сидеть. Заранее покажите горшок малышу, позаботьтесь, чтобы он был чистым, сухим и теплым, чтобы не вызвать у малышки неприятных ощущений. Первое время при этой процедуре всегда находитесь рядом с ребенком, сопровождая его действия соответствующими словами. Не держите долго малыша на горшке. Высаживание должно длиться не более 3—4 минут. Постарайтесь, чтобы ребенка ничто не отвлекало. В случае положительного результата не забудьте похвалить его: Вот какой Алешенька молодец, все сделал в горшочек. А штанишки у Алешеньки сухие! Старайтесь ребенка высаживать на горшок только тогда, когда у него в этом есть потребность. Сигналом для этого может быть беспокойное поведение малыша (затормаживает действия, напрягается, сучит ножками, озирается беспокойно и т. п.). Обязательно высаживайте ребенка перед сном, перед прогулкой, после сна, если он проснулся сухим. Никогда не Сажайте ребенка на горшок, если он все уже сделал в штанишки. Не высаживайте на горшок ночью, если он спит спокойно. Если вы наметили, что ночью малыш возится, беспокоится, то его необходимо поднять. При правильном воспитании к концу второго года и на третьем году ребенок начинает проситься на горшок, но этот навык еще неустойчив и требует от родителей постоянного подкрепления, напоминания. Ребенок даже в три года, заигравшись, может все сделать в штанишки. Не ругайте его за это. А вот если он сам попросился, сел на горшок, обязательно похвалите его. Это очень важно для малыша.