Дети до тех лет
Сон ребенка от 1 месяца до 1 года
Физическое и эмоциональное состояние малыша во многом зависит от того, выспался он или нет. Если ребенок хорошо выспался, он весел, активен, с аппетитом ест. Но стоит ему недоспать, как он становится возбудимым, капризным или вялым. В каждом возрастном периоде взрослые должны обеспечить ребенку достаточный по длительности полноценный сон (таблица 1). Как обеспечить полноценный сон? Прежде всего необходимо знать, что он складывается из двух фаз: глубокий сон н неглубокий. Эти фазы, или периоды, глубокого и неглубокого сна постоянно чередуются, сменяя одна другую. Чем характеризуется фаза глубокого сна? Ребенок лежит спокойно, не шевелясь, веки его плотно сомкнуты, лицо спокойное, дыхание ровное и глубокое. Эта фаза очень полезна в физиологическом отношении, так как центральная нервная система в этот период наиболее заторможена, организм ребенка расслаблен, деятельность различных систем замедлена, жизненные силы восстанавливаются особенно интенсивно. Но проходит 10—15 минут и малыш начинает двигаться, кряхтеть, иногда вскрикивает, дыхание становится неровным, учащенным, глаза могут быть полуоткрытыми — это фаза неглубокого сна. Со временем продолжительность глубокого сна возрастает с 10—15 до 45 минут, а неглубокого — соответственно сокращается. Если родители знают, что сон ребенка протекает волнообразно, то они не примут фазу неглубокого сна за период пробуждения. Но, к сожалению, очень часто родители, решив, что ребенок проснулся, берут его на руки, разговаривают с ним, проявляя при этом недовольство, что он мало спал. И ребенок действительно просыпается. Если это многократно повторяется, то он привыкает систематически недосыпать, что отрицательно сказывается на его поведении, а главное, здоровье. Никогда не спешите поднимать ребенка, не тормошите его, даже если действительно наступило пробуждение. Пусть он спокойно перейдет от сна к бодрствованию, ведь вы тоже не вскакиваете с постели сразу после пробуждения.
Переход от бодрствования ко сну тоже должен быть постепенным. Создайте перед сном спокойную обстановку, не возбуждайте ребенка громким смехом, играми. Общение с малышом перед сном должно быть успокаивающим, нежным. Это требование следует соблюдать как на первом году его жизни, так и в последующем.
Старайтесь укладывать ребенка в определенное режимом время. Привыкнув к этому, малыш будет быстрее засыпать, сон его станет глубоким. Но иногда родители бывают излишне педантичны и укладывают ребенка минута в минуту, не считаясь с его интересами и настроением. Такой педантизм со стороны взрослых, как правило, вызывает у ребенка негативную реакцию. Ничего страшного не случится, если вы дадите заигравшемуся малышу лишних пять минут для того, чтобы он перестроился. Ребенка, овладевшего самостоятельными действиями, полезно приобщать к подготовке ко сну. Пусть он примет посильное участие в туалете, попытается самостоятельно снять с себя одежду, сам или с вашей помощью заберется в кроватку. Все это поможет ему быстрее уснуть. А как относиться к укачиванию, колыбельным песенкам? Ведь для чего-то народ придумал эти способы усыпления младенца. Будет хорошо, если вы иногда споете своему малышу колыбельную, ласково погладите его по головке, но не возводите все эти приемы в культ, особенно в первые месяцы жизни младенца. Ребенок быстро привыкает к укачиванию и, конечно, в дальнейшем станет требовать этого постоянно, а вы не всегда сможете располагать временем. Пустышка хорошо успокаивает возбудимых детей. Если ваш малыш не может без нее обойтись, постарайтесь давать ее только перед сном, но не приучайте пользоваться ею во время бодрствования.
Ребенок уснул.
Теперь ваша задача — оберегать его сон. В комнате, в которой спит ваш малыш, должно быть тихо, электрический свет приглушен. Разумеется, вы не забыли и проветрить комнату. Иногда родители, организуя сон ребенка, впадают в крайность: или создают стерильные условия и добиваются абсолютной тишины и темноты, или, наоборот, считают, что ребенок должен привыкать спать в шумном помещении, при включенном телевизоре, при свете. И то и другое плохо. В первом случае ребенок привыкает спать в абсолютной тишине и темноте. Но сумеете ли вы всегда создать такие условия? Во втором случае сон ребенка будет неполноценным, и это отрицательно скажется на его нервной системе. Так надо ли рисковать здоровьем ребенка в угоду своим прихотям? Дневной сон лучше всего проводить на воздухе, причем в любое время года. Свежий воздух является хорошим снотворным средством и в то же время закаливает малыша. Постарайтесь летом укладывать ребенка в тени, а зимой — на безветренной стороне. Часто перед родителями встает вопрос; надо ли будить ребенка для кормления? Если наступило время кормления, а ваш младенец крепко спит, не нарушайте его сон. Разбуженный малыш капризничает, плохо ест и может опять заснуть, не съев свою норму. 2—3-летние дети иногда отказываются спать днем, и родители идя у них на поводу, разрешают им этого не делать. Всегда помните, что нервная система ребенка не только раннего, но и дошкольного возраста нуждается в отдыхе в течение дня, и этот отдых обеспечивается полноценным сном. Почему же дети не хотят спать днем? Обычно это сигнал того, что бодрствование ребенка организовано неправильно: мало впечатлений, недостаточна двигательная активность, отсутствует прогулка. Вот проснулись, потянулись. (Бодрствование ребенка от 1 месяца до 1 года) Мы уже отмечали, что сон и бодрствование — два сопряженных состояния, которые зависят друг от друга: активное бодрствование — глубокий сон. И наоборот. Глубокий и достаточный по длительности сон — активное бодрствование. С первых дней жизни вашего ребенка постарайтесь создать благоприятные условия для его бодрствования, которые обеспечат малышу активность и своевременное физическое и нервно-психическое развитие. Время бодрствования должно быть заполнено. Выше мы предложили вам разнообразные игры в каждом возрастном периоде для развития действий с предметами, движений и речи ребенка. Кроме того, во время бодрствования проводится закаливание и гимнастика.
Где должен бодрствовать ребенок?
В первые 2—3 месяца жизни малыш еще не умеет передвигаться, поэтому его вполне устроит кроватка. С 3 месяцев полезно на время бодрствования убирать из кроватки постель и матрац, заменяя их специальной доской, поверх которой кладут байковое одеяло и клеенку. Когда вашему малышу исполнится 5—6 месяцев, ему потребуется манеж. Месяцев с 7—8 ребенок нуждается в большем пространстве, и манеж его уже не устраивает. С этого времени значительную часть бодрствования он будет проводить на полу, учась ползать. Отгородите часть комнаты стульями, креслом, диваном. Они не позволят малышу уйти из отгороженного пространства и в то же время будут служить опорой, когда он будет учиться вставать. Если пол не очень теплый, положите коврик, старое одеяло. Позаботьтесь, чтобы рядом с малышом не было опасных предметов.
Конечно, вы догадываетесь, что одного пространства мало, чтобы ребенок активно бодрствовал. Ему нужны игрушки, с которыми он будет действовать.
От рождения до 4—5 месяцев малыш учится выделять предмет, игрушку из окружающего пространства. Ему нужны крупные, достаточно яркие, непестрые, выделяющиеся на фоне других вещей игрушки. Лучше, если их сначала покажет ребенку взрослый. Интерес к игрушке, эмоциональная привязанность к ней возникают легче и быстрее, если ее показывает самый близкий человек — мама. Позже и сама игрушка становится притягательной для малыша, так как первые впечатления были получены на фоне улыбки, ласкового разговора родного человека.
В возрасте 4—5 месяцев игрушка попадает в руки ребенка, он начинает приобщаться к ней, исследовать ее особенности. Ему нужны всевозможные удобные для захватывания, удерживания, ощупывания игрушки разной расцветки, из разных материалов, с разной поверхностью и т. д. В возрасте 8—9 месяцев для ребенка игрушка выступает как средство получения особого результата, эффекта: шума, звона, треска. Не забудьте приобрести для малыша матрешку, пирамидку, кубы-вкладыши и т. п. К концу года, когда ребенок делает первые шаги, можно купить устойчивую каталку на четырех колесах, с высоким бортом, держась за который он будет толкать игрушку вперед. Удобно для развития движений надувное бревно: через него малыш переползает, пытается перешагнуть, двигает его, приподнимает, садится на него.
С раннего возраста внимание ребенка привлекают машинки, куклы, зверюшки. Он с удовольствием играет с петушком, который весело кукарекает, гладит мягкого котенка, катает машину. Позднее малыш старается покормить котенка из миски, уложить спать куклу. Эти игрушки не должны быть большими, самый удобный размер их 15—25 см. Более крупные игрушки в этом возрасте нежелательны: иногда дети их боятся. Не рекомендуется давать маленькому ребенку игрушечных животных из меха. Лучше пользоваться мягконабивными игрушками из гладкой или махровой ткани.
Для игр в воде во время купания хороши пластмассовые и резиновые рыбки, уточки, лодочки. Детям нужны и музыкальные игрушки. Они с удовольствием прислушиваются к песне взрослого, к простой мелодии, исполняемой на металлофоне, дудочке, свирели, к ритмическим звукам бубна. С интересом наблюдают малыши за юлой и волчком. Пластмассовые и резиновые игрушки, с которыми играет малыш, надо ежедневно мыть, мягкие — периодически стирать и чистить. Хранить их лучше в специальном ящике или корзине.