Дети до тех лет
Главные приобретения
В основном отрегулировались главные функции организма (пище на я, дыхательная и др.), и малыш в основном приспособился к окружающей среде;
Ребенок все лучше понимает вас и начинает произносить первые слова;
Ваш малыш начал ходить;
У вас установился с ним близкий контакт. У малыша появилась потребность в общении с вами, и он все чаще является инициатором этого общения. Он уже по-разному умеет общаться с вами: не только через улыбку, мимику, жест, но и с помощью слов. Он призывает вас к сотрудничеству в своих действиях с предметами;
Ваш кроха стал более умелым: он не только манипулирует предметами, обследует их, но и способен к некоторым более сложным действиям: собирает пирамидку, открывает и закрывает коробки и т. п. С вашей помощью пытается правильно действовать с предметами (ложкой есть платок надевать на голову и т. п.);
Малыш запоминает все большее количество предметов и соответствующих слов, он начинает размышлять (Что это такое? Что с этим можно делать? и т. д.); становится более внимательным: дольше сосредоточивается на предметах, действиях, речи взрослых. Однако при всех общих приобретениях отчетливо проявляются индивидуальные особенности: один подвижен, другой медлителен; один ярко проявляет свои чувства, другой более сдержан; один легко и быстро переходит от одного вида деятельности к другому (от игры к кормлению, например), а другому для этого нужно время и т. п. Различия наблюдаются и в темпах познания окружающего, развития речи, движений: один уже легко и координирование ходит, другой пока еще неуклюж; одни произносит 10 упрощенных слов, а другой — 5 и т. д.
Не сравнивайте своего малыша с другими, а наблюдайте за тем, чтобы он не останавливался в своем развитии, отличался все новыми и новыми приобретениями в сравнении с самим собой.
Вот и стали мы на год взрослей
(Особенности воспитания и развития ребенка на втором-третьем году жизни)
Как же кроха развивается после года?
Темпы его физического развития значительно ниже, чем в первый год жизни.
На втором году он ежемесячно прибавляет в весе 200—250 г, а длина его тела увеличивается за это же время на
За третий год жизни ребенок может прибавить в весе от 2,5 до
На третьем году период бодрствования увеличивается до 6 -6,5 часа. К этому времени дети становятся более выносливыми. Однако их выносливость все же еще невелика, поэтому охрана здоровья, закаливание, создание благоприятных условий для развития малыша по-прежнему остаются основной задачей. На стыке первого и второго года жизни могут возникнуть определенные сложности в воспитании малыша. Происходит смена ведущего вида деятельности: наряду с непосредственно-эмоциональным и эмоционально-деловым общением на первый план выдвигается предметная деятельность, в которой продолжается познание окружающего мира. Наблюдается взрыв активности в познании предметов, а овладение ходьбой дает возможность ребенку относительно легко перемещаться в пространстве, что расширяет его познавательные возможности. Поэтому полноценно развивающийся ребенок в это время всегда непоседа и может капризничать при ограничении его свободы. Стремление к самостоятельности — это ведущая тенденция в развитии ребенка второго и третьего года жизни. Приходилось ли вам встречаться с людьми безынициативными, несамостоятельными, безвольными? Сколько неприятностей, несчастий и даже трагедий происходит из-за этого в жизни такого человека в жизни его семьи, близких! А начало, корни этих бед — в раннем детстве, когда подавлялось естественное стремление ребенка к самостоятельности. Попытки проявить самостоятельность ребенок предпринимает уже на первом году, но всегда ли мы с уважением относимся к ним? Не знакома ли вам такая ситуация: малыш ползет к игрушке, а вы быстро подаете ее ему. Или он пытается встать на ножки, а вы поднимаете его, подхватив под мышки. На втором и третьем году жизни желание быть самостоятельным превалирует над всем остальным. Берегите, лелейте, развивайте у своего малыша это стремление. Его содержание пока элементарно, но сила исключительно велика. Самостоятельность по-разному проявляется на втором и третьем году жизни. К концу второго — в начале третьего года ребенок сам ставит перед собой задачу (достать игрушку, взять мяч и др.), но ее исполнение еще невозможно без помощи взрослого: взрослый помогает удерживать цель, выполнять действия, контролирует и оценивает деятельность малыша. То есть самостоятельность выражается пока в целеполагании. Но к концу третьего года жизни у ребенка под влиянием взрослого появляется целеустремленность, то есть способность удерживать поставленную задачу, исполнять ее с помощью взрослых, соотносить полученный результат с тем, что он хотел получить. Нарождающаяся самостоятельность — это условие дальнейшего физического, психического и личностного развития малыша второго и третьего года жизни. В этом возрасте интенсивно развивается речь. С помощью слова ребенок обозначает и предметы, действия, качества, связывает слова в предложения. Возрастает роль слова в передаче взрослыми и присвоении детьми социального опыта (общения, овладения способами употребления предметов, освоения разных видов деятельности). Это расширяет возможности взаимодействия взрослого с ребенком, взаимовлияния и, как следствие, возможности его развития. Выше мы говорили, что развитие происходит только в деятельности. Как же изменяются разные виды деятельности в этом возрасте и какие возможности открываются в них для дальнейшего физического, психического, личностного развития малыша? Общение с ребенком, сохраняя эмоциональную насыщенность, становится более содержательным. Соответственно расширяется его ориентация в окружающем мире. Малыш познает разнообразные предметы быта, природные, дидактические материалы и т. д., овладевает действиями с ними в соответствии с их назначением, то есть развивается предметно-орудийная деятельность, в процессе которой, в свою очередь, еще более расширяется, обогащается познание свойств и качеств предметов окружающего мира. Таким образом, идет интенсивное сенсорное развитие (развитие органов чувств, накопление сенсорного опыта: знание цветов, форм, величин и т. п.); восприятие является ведущим познавательным процессом. Сенсорное развитие ребенка усиливается под воздействием общения со взрослыми, в речи которых обозначаются эти признаки и свойства. На основе сенсорного и речевого развития происходит умственное развитие малыша. Так, в процессе действий с предметами выделяются их отдельные признаки (цвет, форма, величина), предметы сравниваются между собой и обобщаются по данному признаку наглядно-действенным способом. Например, ребенок может из колечек разного цвета выбрать только красные, из разнообразных деталей строительного материала отобрать только кубики, в большую матрешку вложить меньшую и т. п. Все это развивает наглядно-действенное мышление, которое является основой для развития более сложных его форм. Наглядно-действенное познание окружающего способствует развитию памяти, воображения и других психических процессов, важнейших умственных действий: анализа (расчленение целого на части), синтеза (объединение), сравнения. Развитие предметной деятельности происходит одновременно с развитием речи. Содержание предметной деятельности обогащает пассивный и активный словарь ребенка названиями предметов, их качеств, свойств, но при условии, что взрослый при общении с малышом их называет н побуждает ребенка к повторению названий. В общении с ребенком в контексте предметной деятельности может проявляться разное по характеру (негативное или позитивное) отношение малыша к предметному миру. От взрослых зависит, будет ли подрастающий ребенок ломать предметы, окружающие его, или относиться к ним бережно. Так в предметной деятельности, организованной взрослыми, в сотрудничестве с ними создаются условия для нравственного развития ребенка. Окружающие нас предметы различаются по своим эстетическим качествам. Ребенок рано начинает на них реагировать. Его привлекают в первую очередь яркие, красочные предметы, приятные на ощупь. Они вызывают познавательный интерес ребенка и желание действовать с ними. Л значит, возникает возможность эстетического развития, проявления и развития первоначальных эстетических чувств.
В процессе общения со взрослыми развивается сюжетно-отобра-зительная игра, в которой ребенок отражает заинтересовавшие его действия взрослых и сверстников, а также поведение животных. Малыш в игре подражает только тому, что привлекло его внимание, что затронуло его чувства. В игровом подражании он лучше осознает заинтересовавшие его действия, познание окружающего становится более осмысленным, эмоционально окрашенным. Поэтому в игре создаются большие возможности для становления нравственно ценного или, напротив, неприемлемого в обществе поведения и проявления соответствующих чувств. Например, ребенок может ласкать куклу-дочку, а может бить ее. Ребенок, играя, упражняется в тех или иных чувствах и поступках и переносит их затем в реальную жизнь. Игру можно назвать школой приобретения нравственного опыта. В процессе отобразительной игры идет интенсивное умственное развитие. Как мы уже говорили, закрепляются, осмысливаются, обогащаются знания малыша об окружающем мире. Известный психолог С. Л. Новоселова считает, что игра — это своеобразная форма размышления ребенка о мире. В игре как бы продолжается анализ заинтересовавшего его действия (кормит, ласкает куклу...). Выполнение тех же действий с разными игрушками (кормит мишку, собачку и т. д.) — это обобщение и перенос усвоенного в другие ситуации.
В сюжетно-отобразительной игре ребенок использует вместо реальных предметов игрушки и другие предметы-заместители. Например, изображая глажение белья, ребенок может взять не только утюг-игрушку, но и кирпичик из строительного материала. Такое замещение одного предмета другим возможно только на основе анализа, выделения, обобщения разных предметов по какому-либо признаку. Поэтому действие замещения — важный показатель умственного развития малыша. Игра предоставляет большие возможности для развития речи (малыш называет предметы, действия, обращается к игрушкам). Продолжается сенсорное развитие, так как содержанием игры являются чаще всего действия людей с предметами. И ребенок, отображая их, действует с соответствующими игрушками, предметами-заместителями, познавая при этом их свойства (форму, величину, цвет, характер поверхности и т. п.). В игре кроются огромные возможности для развития воображения, одного из важнейших психических процессов, который отличает человека от животного и является основой любого вида творческой деятельности. В игре складывается ситуация как будто, понарошку, в которой и рождается детское воображение. При имитации ребенком тех или иных действий людей, животных, при поиске и использовании предметов-заместителей возникает этот психический процесс. Если ребенок играет часто, все более длительно и разнообразно, то постепенно у него формируются предпосылки творческого воображения, а значит, и предпосылки творческости — одного из ценнейших качеств личности. Эстетические качества игрового материала, игровая обстановка способствуют развитию соответствующих чувств ребенка. Взрослый передает ребенку социальный опыт, то есть ребенок учится. Психолого-педагогические исследования доказали возможность обучения детей раннего возраста, их исключительную способность к усвоению, если задачи предлагаются ребенку в доступной игровой форме. Малыш учится слушать, отвечать на вопросы взрослого сначала действием, а потом словом, поступать целенаправленно, добиваться положительного результата сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно. Но определенный успех в развитии ребенка возможен только в том случае, если вы занимаетесь с ним систематически, а не от случая к случаю, если вы постепенно усложняете задачи, содержание, способы обучения и, конечно, учитываете не только возрастные особенности, но и индивидуальный уровень развития вашего ребенка.
Занятия с детьми раннего возраста носят специфический характер, они проводятся в основном в игровой форме. Это объясняется особенностями ребенка, о которых мы уже говорили. У ребенка второго-третьего года жизни еще не развито произвольное внимание. Малышу трудно заставить себя делать то, что не вызывает у него интереса. Поэтому очень важно пробудить этот интерес к занятию и в дальнейшем поддерживать его. С этой целью можно использовать сюрпризные моменты (неожиданное появление или исчезновение предмета). Например, мама заранее накрыла зайку платочком и предлагает дочке: Машенька, давай посмотрим, кто это прячется от нас? Снимает платочек: Ой, кто это? Малышка называет: Зайка. Можно еще раз спрятать зайчика, а затем приступить к его рассматриванию. Однако, Поддерживая интерес ребенка к занятию, надо соблюдать чувство меры и не забывать о педагогической задаче. Развлекательный и деловой характер общения следует сочетать так, чтобы одно помогало другому. Средства и способы, позволяющие вызвать эмоциональное отношение детей к занятию, следует рассматривать не как самоцель, а как факторы, необходимые для успешного решения учебной задачи. Малыш будет охотнее заниматься, если все, что вы используете на занятии, имеет привлекательный вид (яркие кубики, шарики, нарядная кукла, яркая картинка и т. д.). Интерес ребенка поддерживается и вашим собственным отношением к тому, что вы показываете, о чем рассказываете. Ваша речь должна быть эмоциональной, но в то же время она не должна чрезмерно возбуждать ребенка. Меняйте интонацию, выделяйте с ее помощью главное, что малыш должен усвоить. Говорите короткими фразами, избегайте лишних слов, четко произносите их. Например: Сереженька, спрячь маленькую матрешку в большую. Прокати красный шарик по красной дорожке. Малыш быстрее познает предметы и их свойства, если он не просто смотрит на них, а может потрогать, подействовать, поиграть с ними. Например, вы учите ребенка различать основные цвета. Недостаточно вынимать кубик из коробки (мешочка), показывать ребенку и называть его цвет. Обязательно предложите малышу самому вынимать кубики, а вы будете называть их цвет. Постройте с ним разноцветную башенку, дорожку, предлагая ребенку подавать для строительства кубики, а затем и строить самому: он действует, а вы обозначаете цвет (Катенька дала мне синий кубик, положили на красный кубик синий и т. д.). Не сразу ребенок усваивает задачу, а если усваивает, то нена-цолго. Поэтому необходимо одно и то же занятие повторять. При этом активность малыша увеличивается, он успешно справляется с поставленной задачей, и это радует его.
Если занятие насыщено разнообразными действиями ребенка, его можно повторять без изменений. Однако длительное повторение одного и того же может привести к снижению интереса, механическому усвоению программного материала. Чтобы этого не произошло, советуем проводить занятия с одной и той же целью, но с разным наглядным материалом. Например, вы знакомили ребенка с цветом, предлагая ему прокатить красный шарик по красной дорожке, а синий — по синей. А теперь предложите малышу красные кубики сложить в красную коробку, а синие — в синюю.
Можно использовать один и тот же материал, но менять задания. Например, знакомство с величиной предмета: большая и маленькая матрешки сначала поочередно гуляют по дорожке; потом ходят в гости: большая — к мишутке, маленькая — к зайчику; затем прячутся — сначала одна, потом другая. Таких заданий можно придумать множество. Одно и то же занятие повторите от двух до четырех раз в зависимости от того, как усвоил материал ваш малыш. Чтобы закрепить знания, умения, которые он приобрел, обязательно вернитесь к тому же содержанию через одну-две недели. Нервная система ребенка отличается малой выносливостью. Поэтому занятия с малышом не должны превышать 10—15 минут. Помните, что статичное состояние его утомляет, и обязательно старайтесь включить в занятие двигательное задание (попляши с куклой Катей, попрыгай вместе с зайчиком, походи, как мишка, и т. д.). Если вы видите, что интерес к занятию у малыша падает, лучше прекратите его.
Никогда не заставляйте ребенка заниматься насильно. Ваша задача — воспитать положительное отношение крохи к процессу познания. Только в этом случае можно ждать положительного результата. Все виды деятельности малыша в этот период связаны с общением и немыслимы без общения со взрослым. Общение с окружающими как бы пронизывает всю жизнедеятельность ребенка. В процессе содержательного общения складывается и развивается отношение малыша к миру вещей, природы, людей, собственному Я. Взрослый оценивает достижения ребенка. И важно, чтобы малыш имел возможность проявлять практически свои достижения. Иначе ребенок может оценивать себя положительно, хотя это и не соответствует действительности. Одобрение и похвала рождают у малыша чувство гордости. Зарождающаяся гордость — это личностное новообразование раннего детства. Под влиянием оценки взрослого ребенок начинает осознавать критерии успешности или неуспешности своей деятельности. Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколько успешно протекает его деятельность. Взрослый дифференцирует общую положительную оценку и оценку результатов деятельности (например: Молодец, ты все игрушки сам убрал), но ребенок оценивает себя в целом недифференцированно: Я — хороший. Взрослый человек в отношениях с ребенком - это своеобразный проводник, в мир вещей, природы, людей. Без доброго отношения к взрослому, без доверия к нему, без чувства защищенности невозможны безболезненное вхождение в этот мир, осознание, принятие собственного Я, любовь к себе. А без любви к себе не существует и любви к другим людям, природе, к жизни. Как видите, дорогие родители, в деятельности вашего малыша заложены огромные возможности для его полноценного, разностороннего развития. Их можно использовать, а можно и упустить. Вы, конечно, не хотите упустить их, поэтому имейте в виду и постарайтесь решить следующие задачи воспитания ребенка этого возраста.
1. Продолжайте укреплять здоровье ребенка, закаливать его, повышать работоспособность нервной системы.
2. Развивайте основные виды движений (ходьба, бег, бросок, ловля, прыжки).
3. Обогащайте связи малыша с окружающим миром, развивайте интерес к доступным его пониманию явлениям этого мира в повседневной жизни и в специально организованной деятельности с ребенком, способствуйте отображению их в игре, изобразительной, музыкальной и другой деятельности.
4. Расширяйте запас понимаемых слов и обогащайте активный словарь.
5. Разнообразьте предметную деятельность малыша: продолжайте знакомить его с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними, показывайте, как можно отбирать и группировать предметы по их свойствам; вызывайте и поддерживайте положительный эмоциональный отклик на предложение выполнить элементарные действия по самообслуживанию (одевание, раздевание, уборка игрушек). Воспитывайте интерес к трудовым действиям, поощряйте желание выполнять их самостоятельно.
6. Содействуйте развитию личности ребенка: создавайте условия для развития его самостоятельности в разных видах деятельности; способствуйте развитию самоуважения, чувства собственного достоинства через оценку успехов в деятельности и общении.
7. Побуждайте к соблюдению опрятности и чистоты, вызывайте и поддерживайте у ребенка приятные чувства от чистоты своего тела и окружающего пространства.
8. Побуждайте ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками.
9. Воспитывайте любовь и бережное отношение ко всему живому (животные, растения) и к миру вещей.