Дети до тех лет
Мой день
Продуманный распорядок дня (режим), полноценный сон, питание и т. д.— одно из важнейших условий развития малыша. Эти условия не утрачивают своей важности и после первого года его жизни. Основные режимные моменты остаются прежними (см. гл. III Мой день упорядочен). Но их чередование, длительность и содержательная сторона приобретают свои особенности1. Приводим примерный режим дня для детей от 1 года до 3 лет. От 1 года до 1 года 6 месяцев Бодрствование: 6.30—9.30, 12.00—15.00, 16.30—20.00. Кормление: 7.30, 12.15, 16.30, 19.00. Дневной сон: 9.30—12.00, 15.00—16.30. Прогулка: после обеда и полдника. Купание: 18.30. Ночной сон: 20.00—6.30. От 1 года 6 месяцев до 2 лет Бодрствование: 6.30—12.00, 15.00—20.00. Кормление: 7.30, 11.30, 15.30, 19.00. Дневной сон: 12.00—15.00. Прогулка: 9.00—11.00, 16.30—18.00. Купание: 18.30. Ночной сон: 20.00—6.30. От 2 до 3 лет Бодрствование: 7.00—13.00, 15.30—20.30. Кормление: 8.00, 12.00, 16.00, 19.00. Дневной сон: 13.00—15.30. Прогулка: два раза в день. Купание: 18.30 или перед ночным сном. Ночной сон: 20.00—6.30.
Я продолжаю учиться действовать с предметами
Действия с предметами... так ли уж это важно? Когда мы вместе с вами рассуждали о личности, условиях ее развития, мы говорили, что развитие человека вообще и вашего малыша в частности идет по мере освоения того социального опыта, который накопило человечество. Это и есть процесс его социализации. Человек постепенно осваивает знания, способы деятельности, нормы отношений в человеческом обществе и т. п. Предметный мир — одна из сфер, которую так же осваивает человек, начиная от пустышки, погремушки, ложки и заканчивая сложнейшими машинами, космическими аппаратами и т. п. Без их освоения он не сможет нормально жить и развиваться. Именно в возрасте от года до 3 лет ребенок начинает усваивать существующие в обществе способы употребления различных предметов. Вначале он приучается использовать по назначению предметы быта: одежду, ложку, чашку, совок, лопатку, карандаш и т. п. Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, а значит, развивается и его восприятие. Он запоминает предметы, их признаки, названия — развивается память, речь. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш размышляет, практически действуя. Развитие при этом мелких мышц, движений руки влияет на развитие его речи, интеллекта. Таким образом, психическое и физическое развитие человека происходит и в предметной деятельности. Ее содержание — это и есть усвоение ребенком общественно выработанных (созданных обществом) способов употребления предметов. Овладение ею влияет на освоение других видов деятельности. Ведь предметная деятельность — основа, родничок, из которого берет начало игра, труд, изобразительная деятельность и др. У более старшего ребенка да и у взрослого из рук все валится, если действия с предметами уже в раннем возрасте не стали заботой родителей. Пошел ваш малыш в школу, старательно выводит первые буковки, цифры— усилий много, а результат не радует. Или призываете вы свое чадо к порядку, например аккуратно одеться. Он, кажется, и старается, а все на нем наперекосяк сидит. В общем, неумеха. Причин тому может быть несколько, но одна из них кроется и в раннем детстве, в слабом развитии предметной деятельности и даже в еще более раннем возрасте, когда крохе не было еще и года. Помните, когда ваш малыш еще лежал в кроватке, как важно было вовремя подвесить ему игрушку? И не просто подвесить, а знать, какой она формы, цвета, величины, на какой высоте должна быть и т. п. (Мы подробно писали об этом в главе Гуленька.} Ведь тогда малыш учился сосредоточивать взгляд на игрушке, следить за ней, хватать ручками, ощупывать, обследовать ее и т. д. Это и было начало, истоки предметных действий. Тогда шло интенсивное развитие всех сенсорных процессов (ощущение, восприятие), элементарных движений. Как затем развиваются предметные действия? Сначала это манипулятивные действия (ощупывает, похлопывает, тянет в рот, бросает, стучит и т. д.). Затем результативные (переложил игрушку с места на место, передвинул). Потом появляются собственно предметные действия, которые малыш выполняет в соответствии с назначением предметов (погремушкой гремит, пирамидку собирает и т. п.). Позднее появляются орудийные действия, то есть ребенок использует предметы как орудия, с их помощью воздействует на другие предметы (ложкой берет пищу, расческой причесывает куклу и т. п.). Таким образом, уже в пределах раннего возраста действия постепенно усложняются. Все это можно увидеть на примере вашего ребенка. Понаблюдайте или вспомните, как ваш малыш учился есть ложкой. Сначала он стучал ею, так как удобно ухватил за ручку; засовывал в отверстие между спинкой кровати и стеной и т. п.; а потом, пытаясь есть ложкой, он зажимал в ладошке самую емкую часть и нес ко рту вместе с пищей. Позднее, уже более уверенно ухватившись за ручку ложки всей кистью, с трудом доносил ее до рта, разливая почти все содержимое, и т. д.
Почему малышу так трудно осваивать всякое новое действие? Дело в том, что любое действие достаточно сложно по своей структуре. Кроме его цели (представления результата), в нем есть ориентировочные операции, само движение, контроль за ним. Чтобы выполнить действие, ребенку приходится ориентироваться в пространстве, в пространственных свойствах предметов: соотносить движение руки, положение кисти со своеобразием того или иного орудия, то есть как бы примеряться к нему (соотносить глубину ложки и тарелки (чашки), глубину ложки и характер пищи; расстояние от тарелки до рта), представлять движение и т. п. Вспомните, как вы, будучи уже взрослым, учились забивать гвозди молотком, рубить дрова топором и т. п. Вам приходилось делать то же самое: замечать, сравнивать, соотносить внешние признаки предметов, влияющие на процедуру действия, примеряться к ним, представлять движение. Внешние свойства предмета должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия, иначе результат не будет получен. У ребенка сенсорные процессы находятся в начальной стадии развития, поэтому ему трудно осваивать действие. (Ниже мы предлагаем специальные игры на развитие сенсорных умений.) По мере упражнения предметные действия становятся более смелыми, уверенными, точными, самостоятельными. Что происходит, когда ребенок научился выполнять эти действия более уверенно и самостоятельно? Это значит, что малыш, во-первых, хорошо представляет себе конечный результат, то есть то, что должно получиться в итоге. (В пирамидке, например, кольца должны быть расположены по мере уменьшения их величины.) Во-вторых, он ориентируется в свойствах предметов, соотносит их между собой (величину колец в пирамидке, расположение стержня и отверстия в кольце). В-третьих, малыш владеет движением (умеет удобно взять кольцо, примерить расстояние от коробки с кольцами до стержня и произвести точное движение — с первой попытки нанизать кольцо). И, наконец, ребенок на основе сенсорных ориентировок контролирует свои действия. Таким образом, действие оформилось структурно, выработался своего рода алгоритм его выполнения.
Теперь малыш уже гораздо легче осваивает другие, особенно подобные, действия. Научился есть ложкой — легче, сноровистее совком насыпает песочек в форму-игрушку; научился застегивать пуговки крупные — осваивает более мелкие и т. п. То есть действия становятся более разнообразными. В итоге ребенок становится все более самостоятельным, все менее зависимым от вас. Он начинает ощущать свою умелость (конечно, умелость относительная), проявляет все больше инициативы: Хочу сам делать. И в этих заявлениях, как мы уже отмечали, проявляется формирующаяся личность малыша. Уважительно к этому относитесь, берегите, лелейте эти проявления.
Итак, мы рассказали вам более подробно о том, что такое предметная деятельность, зачем она нужна и как постепенно развивается. Но без вашей помощи малыш не освоит ее. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался нормально, помогите ему. Что же вы можете сделать? Как помочь вашему ребенку освоить предметную деятельность? Во-первых, создайте условия для ее появления и полноценного развития. Это значит, что уже на первом году жизни малыша и сейчас, то есть на втором а третьем, надо побеспокоиться о своевременном и последовательном развитии его сенсорики, органов чувств, первых элементарных действий так, как мы предлагаем вам в главе Гуленька и в данном параграфе (ниже). Не забудьте, что уже после шести месяцев жизни малыша общение с ним строится преимущественно через предметы, совместные игры с ними. Второе условие (после года жизни): расширяйте круг предметов, осваиваемых ребенком. Это и специальные игрушки, дидактические материалы, и предметы быта. О них мы рассказываем в данном и в последующих параграфах. Имеются в виду не только занятия с различными матрешками, пирамидками, вкладышами, коробочками, мозаикой и пр., но и освоение предметов ближайшего окружения во время бытовых процессов (кормление, одевание и раздевание детей, привлечение к элементарным трудовым действиям, рисованию и лепке и т. п.— см. соответствующие главы). Дело в том, что предметная деятельность, как и общение, не исчезает, а органически включается в другие виды деятельности, превращается в них в отдельные действия; в труде — действия с предметами труда (малыш учится надевать колготки, туфли, платье и т. п., лепит с мамой пельмени, стирает свой платочек и т. д.), в изо деятельности — учится действовать с карандашом, кистью, глиной, бумагой и т. п. Таким образом, вы расширяете круг предметов, которые может освоить ребенок. Заметьте: це ограничиваете, не прячете от него все подряд, не отталкиваете: Не мешай, а предоставляете их малышу и даете возможность действовать с ними. Более того, надо все сделать, чтобы ребенок сам захотел познакомиться с новым предметом и освоить его. Поддержите природное любопытство ребенка, его активность, стремление понять все новое. Ведь инициативность — ценнейшее качество личности. Его первые проявления мы отмечали с вами очень рано, уже на первом году. Итак, малыш живет в обстановке, где действуют взрослые, в мире разнообразных вещей, предметов. Большинство из них не вредны для ребенка, многие из них он может осваивать. Он любопытен, ему все интересно, и вы поддерживаете эту инициативу в удовлетворении любопытства. При этом вы готовы помочь малышу, вы готовы научить его. Это и есть третье условие освоения им предметной деятельности — обучение со стороны взрослых. Однако обучение— это не дрессировка Для начала порадуйтесь тому, что малыш чем-то заинтересовался, проявляет любопытство, и наберитесь терпения. Не спешите помогать, тем более действовать за него. Понаблюдайте за ним: как он пытается действовать с новым для него предметом, определите, в какой мере и какая помощь ему нужна. Позволяйте малышу самому учиться и помогайте только в той мере, в какой это необходимо. Для этого и надо наблюдать за ним. Дайте малышу возможность поэкспериментировать, попробовать разные варианты действия. Это не означает, что вы предоставляете ему возможность двигаться вперед только путем проб и ошибок. Это путь длинный и не всегда эффективный, тем более что мир очень богат и время освоения его должно быть экономно. Такое экономное освоение мира возможно именно в процессе целенаправленного обучения, при котором учитывается опыт малыша. Учить следует тому, чего ребенок не знает, не умеет, и в той мере, в какой он в этом нуждается. То есть активность познания, поиск, находки надо поддерживать и с их учетом строить обучение. Это касается не только освоения предметной, но и всех других видов деятельности и обучения вообще. Итак, наблюдая за малышом, нужно определить, какого характера затруднения он испытывает, в чем и какова может быть ваша помощь. Для этого полезно знать этапы развития предметного действия. Их определил известный психолог Д. Б. Эльконин. Сначала действие выполняется ребенком совместно со взрослым —это первый этап. Например, вложили ложку в ручку ребенка, вместе с ним зачерпнули кашу (суп и т. п.) и донесли до рта. Конечно, нужно повторить это совместное действие. Когда малыш почувствовал рукой характер движения, его траекторию, ритм, результат и выполняет его совместно без усилий, возможно совместно-раздельное действие. То есть начинается действие совместно, а заканчивает его ребенок самостоятельно — это второй этап его освоения. Например, вместе с малышом взяли ложку, зачерпнули пищу, а остальное он делает сам. Затем ребенок выполняет действие только на основе вашего показа — это третий этап освоения. Так, малышу, севшему за стол вместе с вами, вы показываете, как надо взять ложку, набрать ею супу и т. д. И последний этап — когда ваш ребенок выполняет действие сам, но на основе вашей подсказки: возьми ложку правильно, за ручку, набери супу неполную ложку... Молодец... не пролил суп, все в рот попало... (Примеры могут быть различные.) На каждом этапе освоения ребенком действия необходимы ваша поддержка, поощрение за успехи и побуждение к упражнению. При этом степень самостоятельности ребенка постоянно новы- шается и меняется характер и мера помощи взрослого. Наблюдая за вашим малышом, вы увидите, что, возможно, он уже готов выполнить действие только с вашей частичной помощью (в том звене, которое не получается: не набирает пищу в ложку из чашки). Если вы занимались с вашим ребенком с рождения и у него достаточно хорошо развита рука, зрительно-двигательная координация, возможно, что он легко освоит действие только на основе показа. Может быть, ваш малыш нуждается в однократном показе или однократном совместном действии. Наблюдайте за ребенком, не упрощайте, не облегчайте ему задачу слишком, он должен прилагать собственные усилия. Но не ставьте и непосильных задач. Помните: все предлагаемые рекомендации научно доказаны, но они ориентировочные, так как каждый ребенок уникален и неповторим. Ведь даже сиюминутное настроение малыша вносит существенные коррективы в успешность его деятельности. И, конечно, огромное влияние на нее оказывают более сложные индивидуальные черты и особенности ребенка (тип нервной системы, темперамент, не только организованный, но и стихийный опыт и пр.). Следующее (четвертое) условие успешного развития предметной деятельности малыша — характер общения с ним. Доброжелательность, вера в ребенка, поддержка и поощрение, не только за успехи, но уже за одно желание и старание самому действовать, крайне необходимы. И еще... проявляйте терпение. Это трудно, но постарайтесь. Не делайте за малыша все сами — когда-то ему надо учиться. Но в случае когда быстрый результат бывает необходим (например, вы одеваетесь в поликлинику, опаздываете), проявляйте разумную твердость. Зато в более спокойной ситуации позвольте малышу тратить на действия столько времени, сколько ему нужно. Дайте ему возможность упражняться в них. (Например, ребенок обнаружил коробки для круп и с интересом вкладывает одну в другую, выкладывает и опять повторяет все с начала.) Предоставьте ему эту возможность. Малышу нравится открывать и закрывать двери в столе — пусть упражняется, проследите только, чтобы не зажал пальчики, хотя не столь сильное чувство боли корректирует его действия. Ребенок сам определит, когда ему нужно закончить упражнение. Дайте ему такую возможность, похвалите кроху, полюбуйтесь результатом и только потом переключайте его внимание на другое действие. Предоставляйте детям возможность выбора (предметов, способов действия, его длительности). Как видите, взрослому надо содействовать освоению малышом предметного мира, больше сотрудничать с ним, сорадоваться его удачам, поддерживать и помогать тогда, когда он сам с чем-то справиться не может, дозируя такую помощь. То есть обучать, не подавляя стремления ребенка к самостоятельному познанию. Ваш малыш познает, осваивает мир своими темпами, а иногда и способами. Он не похож на других во многом. Постарайтесь идти за ним, помогая, поддерживая, раскрывая его способности к развитию. Для вас главное — видеть своего ребенка, а не сравнивать его успехи с чужими. Итак, мы обсудили с вами сущность, значение, особенности и условия развития предметной деятельности малышей. Ниже мы рекомендуем вам специальные игры и занятия, в процессе которых будут развиваться восприятие, память, мышление и ручные умения малыша, необходимые для овладения предметной деятельностью. Ребенку можно предложить однородные предметы, например, палочки, колечки, окрашенные в один из шести цветов: красный, синий, оранжевый, желтый, зеленый, фиолетовый, а также белый и черный. Попросите малыша найти палочки (колечки) такого же цвета. Покажите, как перекладывать шарики в коробку, в ведро, скатывать их по желобу, нанизывать на стержень 3—5 одинаковых колец. Дайте несколько фигур, разных по размеру (кубов, конусов), покажите, как спрятать малый куб или конус под большим, как из них сделать башенки (ставить на большой куб или конус меньшие по размеру). Для таких занятий можно использовать и предметы быта: кастрюли, коробки и др. В возрасте от I года 3 месяцев до полутора лет ребенок может выполнять задания такого типа: из нескольких предметов разной величины (больших и маленьких) положить в одну сторону все большие, а в другую — маленькие; или разные фигуры, резко различающиеся по форме (треугольник, круг, квадрат), поместить в соответствующие им отверстия на доске. После полутора лет дети могут уже группировать предметы, не так резко различающиеся между собой, выделяя их по одному из признаков: по цвету, форме или величине. Взрослый должен четко называть основные признаки предметов: Это большая коробка, эта поменьше, а эта маленькая. Очень хороши для детей народные игрушки типа вкладышей. Можно предложить ребенку конструктор, рекомендуемый для самых маленьких. Дети любят и мелкие игрушки типа бирюлек. Их нужно особенно широко использовать, потому что в действиях с такими игрушками развивается мелкая моторика кисти. Чрезвычайно важны для развития маленького ребенка игры-занятия с предметами-орудиями. Дайте малышу ленточку, проденьте ее в колечко, положите на некотором расстоянии и помогите достать кольцо, взяв ленту за оба конца. Покажите, как легко притянуть к себе за веревочку воздушный шар. Можно толкать палочкой каталку впереди себя, везти за веревочку автомобиль, тележку. Покажите, как вытолкнуть палочкой мягкие предметы из трубки, ребенок это будет делать с большим удовольствием.
Хорошо, если малыш будет пользоваться предметами-орудиями: лопаткой, совком при копании песка, снега и др.
К двум годам ребенок может:
— находить нужный цвет при выборе из четырех предложенных ему;,
— раскладывать однородные предметы на две группы по цвету, форме и величине;
— собирать трехместную матрешку, пирамидку из пяти колец, коробки-вкладыши и т. п. На третьем году жизни познание мира предметов продолжается. Дети могут более целенаправленно изучать их внешние свойства и назначение. Однако в этот период, воспринимая предмет, ребенок, как правило, выделяет только отдельные признаки, те, которые сразу бросаются в глаза. Но не всегда эти признаки говорят о сущности вещи и не всегда помогают составить о ней правильное представление. Поэтому важно помочь ребенку выделить в предметах и те свойства, которые могут остаться незамеченными им. Наблюдательные родители придумают немало интересных заданий для ребенка, позволяющих ему заметить как можно больше свойств предметов. К примеру, перенести предмет в другое место, передать какую-либо вещь сестренке, помочь ей построить дом из кубиков, одеть куклу и т. д. Выполняя эти действия, ребенок ощутит вес предмета — легкий он или тяжелый; почувствует характер его поверхности — гладкая, твердая, мягкая, упругая. Встретившись с предметом или явлением несколько раз, ребенок лучше рассмотрит его, глубже исследует, заметит происшедшие изменения. Систематические занятия с предметами развивают у малышей наблюдательность. Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия и с разнообразными предметами. Это могут быть предметы повседневного обихода, природные объекты (песок, вода, растения), а также специальные игровые материалы. Ребенок научится замечать физические свойства и качества предметов, разбирая и собирая кубы-вкладыши, пирамиды, матрешки, проталкивая малые предметы в соответствующие отверстия коробок, подбирая крышки к коробкам разной формы и величины, группируя однородные предметы по одному из признаков (величина, форма, цвет). Можно использовать мозаику, палочки, геометрические формы различной величины, цвета. Желательно иметь предметы восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого. Приведем игры, в которые дети с удовольствием будут играть познавая различные свойства предметов. Найди кукле ее игрушки — ребенок находит для куклы в платье определенного цвета игрушки (разные по форме) такого же цвета.
Найди такую же палочку -— ребенок находит сначала из четырех, затем из пяти, шести и т. д. палочек разного цвета одну, обозначенную вами. Найди такой же квадрат (круг, треугольник, овал) — ребенок выбирает сначала из двух, затем из трех, четырех различающихся по форме фигур нужную. Сделаем кукле бусы — ребенок выкладывает ряд, чередуя предметы по цвету (например, красный — синий — красный), по форме (круг - квадрат — круг), по величине (большой — маленький — большой). Привяжем к шарику ниточку — ребенок к кругу (овалу) определенного цвета находит палочку такого же цвета. Все действия с предметами дети усваивают играя, это увлекает их, создает хорошее настроение. При этом важно соблюдать основной педагогический принцип: от простого к сложному. Знания у детей еще очень малы, и они не могут ими гибко пользоваться, поэтому даже небольшое усложнение вызывает у них затруднения. Очень важно назвать предметы н признаки, показать и коротко объяснить детям, как действовать, какие правила выполнять. Необходимо, чтобы ребенок много раз сам повторял, варьировал действия, тем более что он любит повторять их много раз. Не мешайте ему в этом, а в случае неуверенности подбодрите его. Итак, на третьем году жизни у ребенка углубляется познание физических свойств предметов, дети узнают, группируют, соотносят предметы по цвету, форме, размеру, различают по весу, фактуре и т. д. Они начинают правильно называть их свойства. При этом у малыша совершенствуются все органы чувств. В быту он хорошо овладевает многими простейшими предметами, орудиями (ложкой, лопаткой и др.) и пользуется ими в повседневной жизни.
Подробнее об этом читайте в параграфах 4, 5, 6, 7.