Дети до тех лет
Я одеваюсь сам
Из описания всех предыдущих периодов жизни малыша можно сделать вывод о том, что взаимодействие с ребенком было подчинено воспитанию его самостоятельности. Когда ему было всего 7— 8 месяцев, он научился находить в ближайшем пространстве предметы одежды и обуви и пытался натягивать шапочку на голову, а ботинок на ногу, хотя из этого, конечно, мало что получалось. Малыш уже соотносил предмет и его назначение. К полутора годам он делает это безошибочно. А если пристраивает шапку на ногу или руку, а ботинок к голове, то смеется, как бы говоря нам: Я знаю, что так не бывает, я знаю, куда надевать шапку и ботинок, я просто шалю! В I год 3 месяца — 1 год 6 месяцев ребенок активно помогает взрослому при одевании и раздевании: подает руку, чтобы надеть варежку, поднимает голову при надевании шапки, платка, подает маме вещи. К двум годам активность ребенка возрастает: он поднимает ручки, когда вы надеваете на него платье, свитер, просовывает руки в рукава пальто, которое вы держите, ноги — в колготки, носки, придерживаемые вами. Малыш может самостоятельно снимать некоторые предметы одежды (шапку, платок, развязанный вами, носки, колготки), но все еще очень неумело. Однако вы можете заметить, как он проявляет упорство, чтобы наилучшим образом выполнить действие. Обязательно подмечайте прежде всего успехи малыша, не фиксируя внимания на его промахах, неудачах, тогда он обретет уверенность в себе, не будет бояться ошибок.
К 3—3,5 года ребенок может уже сам одеться и раздеться. Но некоторые родители ошибочно думают, что ему, еще такому маленькому, это не так уж и нужно. Мама сама сделает все быстрее и лучше, а вот когда он подрастет, то все придет само. И получается, что в 3 года, когда ребенок заявляет я сам, мы ему не позволяем сделать того, за что в 5—6 лет будем упрекать: Ты уже большой, одевайся сам. Ребенок же в ответ капризничает, требует, чтобы его одевали-раздевал и, а самостоятельно все делает небрежно, плохо. Вы, конечно, замечали, как ваш малыш, застегивая пуговицу или снимая платье, высовывает язык, пыхтит или, наоборот, задерживает дыхание, помогает себе всем телом. Безусловно, ему нелегко, ведь его пальчики еще так слабы и непослушны, а действия сложны и в то же время так интересны. И потому ему хочется с ними справиться самому! Не пропустите этот благоприятный период, когда ребенок хочет все делать самостоятельно, когда его привлекают действия с предметами и он испытывает удовлетворение от самостоятельно выполненного действия! Наверстать упущенное впоследствии будет очень сложно.
Эти на первый взгляд элементарные действия самообслуживания открывают большие возможности для развития малыша:
— крепнет его рука, она учится сгибаться и разгибаться, совершенствуется мелкая моторика кисти;
— развивается умение фиксировать взглядом движения рук, контролировать совершаемое движение сначала визуально, а затем и кинестетически, через мышечное чувство;
— ребенок учится различать и сравнивать особенности совершаемых действий, оценивать их качество, отличать правильное от неправильного, а значит, и исправлять ошибки;
— развивается умение устанавливать связь между совершаемым действием и получаемым результатом.
Все перечисленные умения, приобретаемые ребенком при самообслуживании, важны для его успешного участия в любой продуктивной деятельности. Итак, ребенок хочет, но еще не умеет действовать с предметами — одеждой или обувью. Все его внимание направлено на результат, а не на способ действия, поэтому он стаскивает с себя платье (колготки, рубашку), а не снимает Вот как ребенок действует с колготками: взявшись за резинку, спускает их до колен и, не выпуская резинки из рук, стоя, выдергивает из чулка сначала одну, затем другую ногу. В результате один или оба чулка обязательно выворачиваются наизнанку. Если оба, то колготки, хотя бы и наизнанку, надеть потом будет несложно. Л если один? Как их надеть? Взрослый, естественно, берет вещь из рук ребенка и начинает выворачивать ее и надевать на малыша. Поэтому, если мы хотим, чтобы ребенок действовал сам и на положительном эмоциональном фоне, надо придерживаться принципа: раздевание должно готовить одевание, то есть одежда и обувь должны быть сняты и положены таким образом, чтобы облегчить ребенку последующее одевание1. Когда ребенок вырастет, ои будет пользоваться и другими способами, но рекомендуемые нами ниже из-за своей простоты и доступности позволяют ему уже в раннем возрасте быть максимально самостоятельным.
Ну и как же, например, снять и положить колготки, чтобы успешно подготовить их беспроблемное надевание? Прежде всегс подчеркнем, что у ребенка должны быть стульчик, на котором он одевается и раздевается перед сном, на прогулку, а также вешалка для верхней одежды, расположенная на уровне его роста.
Итак, снимаем колготки:
— стоя около стульчика спиной к сиденью, двумя руками держа за резинку, малыш спускает их ниже колен;
— садится на стул;
— берется одной рукой за пятку, а другой за носок чулка (вы, конечно, рассмотрели с ним, что на колготках есть пятка и носок);
— тянет поочередно чулки вниз.
Чтобы затем надеть колготки без проблем, надо определенным образом положить их на сиденье стула. Оказывается, если положить колготки на сиденье стула резинкой к краю и одним швом вверх (или резинкой к спинке стула и двумя швами вверх), то стоит взять их двумя руками за резинку и сесть на стульчик (не вертя вещь в руках), как левый чулок окажется обязательно у левой ноги, а правый — у правой. Теперь можно смело всовывать поочередно ноги в чулки, ошибок не будет.
Мы неслучайно так подробно описали, как нужно снимать и надевать колготки. Обратите внимание, сколько надо совершить разных действий, которые не позволят колготкам вывернуться наизнанку и не потребуют мучительных поисков, где левый, где правый чулок. А ведь еще надо знать, где у колготок резинка, чулки, пятка, носок, шов. Вдумайтесь, если мы, взрослые, тщательно продумаем все действия ребенка, то, безусловно, сумеем найти способ, как облегчить сложный для него процесс, поможем ему стать самостоятельным. Ведь это нам легко из любого положения, не глядя, взять и надеть любой предмет одежды! А малышу? Вот еще несколько советов, как ребенку действовать с одеждой и обувью.
Не отступайте от принятого порядка и способов действий, поощряйте, хвалите ребенка за то, что он делает все правильно: Вот как Машенька положила колготки на сиденье стула, резиночкой на краешек стула, шов наверху. За те действия, которые ребенок начинает выполнять без напряжения, без усилия, хвалить не надо. На первых норах малышу еще нужна помощь, но такая, чтобы не подавлять в нем стремления к самостоятельности. Совместным действием с ним только чуть-чуть подправляйте движения ребенка. Он должен почувствовать их рисунок, то, что приводит к желаемому результату. Обратите внимание: сначала действие совершается ребенком, и лишь после неудавшейся попытки вы приходите ему на по
мощь. Причем не делая за него, а способствуя самостоятельному действию.
Проявите терпение! Очень скоро вы увидите, что ваш малыш справляется с одеванием и раздеванием все более самостоятельно. Постарайтесь сделать процесс одевания и раздевания приятным для ребенка. Поощряйте его стремление к самостоятельности. Называйте предметы одежды, обуви. Можно прочесть соответственно действию потешку, называя имя ребенка:
Лизонька (Оленька и т. д.) Зимою мерзнут пальчики.
маленька, Чтобы пальчики согреть.
На ней шубка алеиька, Что на ручки мам надеть?
Опушка бобровая, Лиза чернобровая.
Маша варежку надела:
А баиньки баиньки . Ой , куда Дела7
„ ,„ , Нету пальчика, пропал.
Купим Маше (Оле) валенки,
,, В свой домишко не попал.
Наденем на ноженьки,
п Маша варежку сняла:
Пустим по дороженьке. „ _ Поглядите-ка, нашла!
Будет Машенька ходить,
,, Ищешь-ищешь и найдешь.
Новы валенки носить.
Здравствуй, пальчик,
• • • Как живешь? У девочек и мальчиков
Обыгрывайте действия ребенка. Например: Тянем-потянем, вытянули ножку. Эту ножку — в этот домик, эту ножку — в другой домик (надеваем туфли) и т. д.
Все это сделает процесс одевания и раздевания приятным для малыша и вызовет желание действовать самому. Обязательно демонстрируйте ребенку бережное отношение к его вещам. Например, расправьте платье на стуле: Вот как повесим платье, чтобы не смялось. Красивое у Маши платье. Делайте это с самого раннего возраста малыша. Не думайте, что если ребенок еще не говорит, то он и не понимает. По интонации голоса, по движениям ваших рук ребенок эмоционально сумеет уловить ваше отношение к происходящему.
Итак, ваш малыш к 3—3,5 года:
• охотно обслуживает себя сам, одевается, раздевается, иё капризничает, требуя, чтобы за него что-либо сделали вы;
• стремится к активности: *Я сам!, не позволяет вам сделать то, что он умеет;
• знает место каждой вещи и складывает ее определенным способом;
• бережно обращается с вещами, аккуратно ставит, кладет, вешает на место. Все это результат того, что вы, любя своего малыша, правильно себя веди:
• проявили терпение, внимание я доброжелательность;
• отвели специальное время для процессов самообслуживания и сделали их самоденным событием жизни ребенка;
• для каждой вещи определили постоянное место, способ хранения и действия с ней;
• оказывали помощь только в тех случаях, когда ребенок еще не мог справиться сам, руководствуясь правилом Я помогу тебе сделать самому;
• хвалили ребенка только тогда, когда он достигал результата, прилагая усилия, делая что-либо с определенным напряжением;
• замечали любое новое действие, освоенное ребенком, и хвалили его за самостоятельность;
• выражали своим поведением бережное отношение к вещам.
Самообслуживание постоянно будет необходимо человеку в его жизни, оно является незаменимой характеристикой любой трудовой деятельности. Но малыш способен и к другим видам трудового взаимодействия с вами.